ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3832
Скачиваний: 1
20. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс РФ, в соответствии с которыми, в частности, изменено название категории земель "земли поселений" на "земли населенных пунктов" (что, кстати, соответствует названию этой категории, которое содержали предыдущие Кодексы РСФСР - 1970 г. и 1991 г.). В связи с этим в п. 16 комментируемой статьи специально указано, что менять название этой категории земель в выданных ранее документах на земельные участки не требуется.
21. Пункты 17, 18 комментируемой статьи введены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ в связи с тем, что Земельный кодекс РФ этим же Федеральным законом дополнен главой 1.1, регулирующей, в частности, порядок образования земельных участков. Названные пункты устанавливают следующие исключения из правил, установленных нормами указанной главы Земельного кодекса РФ:
без указания срока возможно образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации этого права;
до 1 января 2015 г. допускается образование участков при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу.
22. Новым является также п. 19 комментируемой статьи, которым внесена определенность в сроки предоставления земельных участков на праве безвозмездного срочного или срочного пользования садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан: в результате такой срок не может быть меньше, чем пять лет.
Статья 3.1
Комментарий к статье 3.1
1. Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ <1> признан утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"; соответственно, Вводный закон дополнен комментируемой статьей, в которой установлены основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 17. Ч. I. Ст. 1782.
Статьи 17 - 19 ЗК РФ (см. комментарий к ст. ст. 17, 19) выделяют три основания возникновения каждого из названных видов права собственности: 1) признание таковыми федеральными законами; 2) возникновение права собственности при разграничении государственной собственности на землю; 3) приобретение земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (купля-продажа, наследование и др.). Право муниципальной собственности может также возникнуть путем безвозмездной передачи земельных участков из государственной собственности.
Таким образом, Вводный закон раскрывает второе из названных оснований, т.е. возникновение права собственности на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю. Данные нормы включены именно в этот Закон, а не в Земельный кодекс, поскольку процесс разграничения носит конечный характер и потому является временным явлением, как и статьи, его регулирующие.
2. Принцип, положенный в основу разграничения государственной собственности на землю и изложенный в п. п. 1 - 3 комментируемой статьи, состоит в том, что кроме специальных указаний в федеральных законах (в отношении муниципальной собственности - также в законах субъектов РФ) на отнесение земельных участков к той или иной собственности имеют значение два момента:
в чьей собственности находятся расположенные на данном земельном участке здания, строения, сооружения;
каким органам власти или кем созданным предприятиям, организациям предоставлен данный земельный участок.
3. Города Москва и Санкт-Петербург составляют исключения из приведенных выше правил: к их собственности как субъектов РФ относятся также расположенные в их границах земельные участки: занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований, а также предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Следует отметить, что аналогичная норма существовала и в утратившем силу Федеральном законе "О разграничении государственной собственности на землю" (п. 2 ст. 4).
4. В соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникало с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки, основанием для которой являлись акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникало право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Указанные перечни готовились в соответствии с утвержденными Правительством РФ правилами специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и согласовывались с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Всего был утвержден ряд таких перечней (см., например, распоряжение Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 201-р об утверждении Перечней земельных участков, расположенных на территориях Пензенской и Тамбовской областей, на которые у Российской Федерации возникает право собственности <1>), однако практика показала, что предусмотренная процедура их подготовки и согласования настолько сложна, что процесс разграничения государственной собственности на землю грозит затянуться на долгие годы, в связи с чем названный выше Федеральный закон и был отменен. При этом, как установлено п. 5 комментируемой статьи, те перечни, которые уже были приняты до 1 июля 2006 г., по-прежнему являются основанием для регистрации права на землю Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 8. Ст. 786.
Статья 3.2
Комментарий к статье 3.2
1. Комментируемая статья введена Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ с целью решения острой проблемы поиска свободных земель для жилищного строительства. Известно, что земли за чертой населенных пунктов в массе своей относятся к землям сельскохозяйственного назначения, перевод которых в иные категории ограничен, что делает зачастую нерешаемым вопрос о расширении площади городов, переносе их границ - при том, что среди сельскохозяйственных земель имеются неиспользуемые и малопродуктивные земельные участки. Нормы комментируемой статьи устанавливают возможность включения таких участков в границы населенных пунктов, однако такая возможность ограничена рядом существенных условий:
для принятия решения о таком включении отводится только полтора года, т.е. проводится, по существу, разовая акция по выделению дополнительных участков под застройку;
речь идет только об участках, находящихся в федеральной собственности, и при этом либо неиспользуемых, либо предоставленных в пользование федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям;
участки включаются в границы населенных пунктов только для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства (но не для промышленного строительства);
часть попадающих под названные признаки участков включается Правительством РФ в перечень участков, не подлежащих такой передаче.
2. Сельскохозяйственные угодья, относящиеся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, которые согласно п. 2 комментируемой статьи могут включаться в утверждаемый Правительством РФ перечень, названы в ст. 79 ЗК РФ: это сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования и сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Однако этот перечень является примерным и неисчерпывающим, поскольку субъекты Федерации самостоятельно, своими законами, с учетом местных условий, определяют, какие именно земли относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям. В этом случае остается неясным, каким образом может быть определено, насколько выполнено установленное п. 2 комментируемой статьи условие о том, что Правительство РФ вправе включать в указанный выше перечень исключительно особо ценные продуктивные земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения. Другое определяемое данным пунктом условие - включение в перечень исключительно участков, предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, - означает, что неиспользуемые, т.е. никому не предоставленные, земельные участки не включаются в перечни.
3. При включении указанных в комментируемой статье земельных участков в границы населенных пунктов для жилищного строительства они продолжают оставаться в федеральной собственности. К субъектам Федерации переходит только управление и распоряжение данными земельными участками (содержание указанных правомочий определено в п. 5 комментируемой статьи), причем они ограничены сроком в полтора года, если за это время органами государственной власти субъектов РФ не будет принято решение о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, заключены договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования данными земельными участками.
4. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1> (ред. от 29 марта 2008 г.) органами государственной власти субъекта РФ за счет средств бюджета субъекта РФ осуществляются только те полномочия по предметам совместного ведения, которые перечислены в п. 2 ст. 26.3 данного Закона. Полномочие, передаваемое в соответствии с комментируемой статьей Вводного закона, в их число не входит. Следовательно, оно относится к таким полномочиям по предметам совместного ведения, которые устанавливаются иными федеральными законами. По общему правилу (п. 7 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), финансовое обеспечение таких полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, однако в соответствии с п. 8 той же статьи федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ предоставление субвенций из федерального бюджета бюджету субъекта РФ может не предусматриваться в случаях, если установленные указанными актами полномочия не предусматривают необходимость создания новых органов государственной власти субъекта РФ, государственных учреждений субъекта РФ и государственных унитарных предприятий субъекта РФ, а также осуществления дополнительных бюджетных инвестиций, платежей из бюджета субъекта РФ гражданам и юридическим лицам, увеличения штатной численности государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
5. Перечень установленных п. 5 комментируемой статьи полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, передаваемых органам государственной власти субъектов РФ, не является исчерпывающим, поскольку в тексте данного пункта он предваряется словами "в том числе". В данном случае остается неясным вопрос, какие еще полномочия могут осуществлять субъекты РФ, единственное требование, которое содержит данная норма, - они должны быть предусмотрены Земельным кодексом РФ. Полномочия, закрепляемые данным пунктом, распространяются на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования и аренды земельных участков, раздел земельных участков и предоставление земельных участков.
При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования и аренды земельных участков, с учетом нормы п. 9 комментируемой статьи, может осуществляться независимо от наличия оснований для прекращения данных прав, установленных ЗК РФ.
В отличие от этого, предоставление земельных участков возможно только в целях, указанных в комментируемой статье, т.е. для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства, и только в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ. Таким образом, в данном случае действуют установленные ст. ст. 30.1 и 30.2 Кодекса особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства и для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Что же касается упомянутого в п. 5 комментируемой статьи полномочия по разделу земельных участков, то порядок и основания такого раздела регулируются ст. 11.4 Земельного кодекса РФ.
6. Кроме ограничения целей предоставления земельных участков, о чем говорилось выше, п. 6 комментируемой статьи установлен запрет на передачу земельных участков, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов РФ, в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал (взноса в паевой фонд) коммерческих организаций. Таким образом, получается, что для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства земельные участки, о которых идет речь в настоящей статье, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам на любом из предусмотренных законом прав, а именно: праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования (если Земельном кодексом разрешено предоставление данному лицу такого права).
7. Формулировка п. 7 комментируемой статьи, на наш взгляд, не совсем удачная, на самом деле призвана была закрепить норму, при которой прекращение права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется принудительно, но в порядке, предусмотренном для добровольного отказа от прав на земельные участки.
Подпункт 7 п. 2 ст. 45 ЗК РФ, введенный Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, предусматривает возможность принудительного прекращения прав на земельные участки помимо других оснований, установленных данной статьей, в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Именно такой случай и представляет собой рассматриваемая норма Вводного закона. Кроме того, п. 3 названной статьи ЗК РФ (в ред. от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ) установлено, что федеральными законами могут быть установлены исключения из предусмотренного данным пунктом судебного порядка принятия решений о принудительном прекращении прав на земельные участки лиц, не являющихся их собственниками. Рассматриваемый нами порядок как раз является таким исключением, установленным федеральным законом.