ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3826
Скачиваний: 1
в) определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона;
г) выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации;
д) заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов;
осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе в случае:
а) предоставления земельных участков органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), государственному унитарному предприятию, а также государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации;
б) предоставления органу государственной власти РФ (его территориальному органу), юридическому и физическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения;
в) прекращения прав указанных органов, юридических и физических лиц на земельные участки;
г) предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет;
принимает в установленном порядке решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка федеральному органу исполнительной власти, федеральному государственному учреждению и федеральному государственному унитарному предприятию или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, государственному учреждению субъекта РФ и государственному унитарному предприятию субъекта РФ;
принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, и ряд иных полномочий.
Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
Комментарий к статье 10
1. Комментируемая статья закрепляет перечень полномочий субъектов Российской Федерации в области земельных отношений. При этом следует отметить, что в данном случае, равно как и в ст. 9, речь идет скорее о полномочиях органов государственной власти, так как именно органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть наделены властными полномочиями, являющимися важнейшим элементом их компетенции. При этом в данной статье, равно как и в предыдущей, перечень полномочий является открытым, т.е. субъекты РФ могут быть наделены и иными полномочиями, которые не отнесены к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Данное обстоятельство позволяет наделять органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации иными полномочиями в рамках предметов совместного ведения. Как было указано в комментарии к ст. 9, названные полномочия реализуются органами исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным ст. 72 Конституции РФ.
К указанным полномочиям относится резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации. При этом положениями п. 10.1 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1> установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют данное полномочие самостоятельно за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
Одним из полномочий субъектов Российской Федерации согласно положениям комментируемой статьи является разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации. В качестве примера подобных программ можно привести:
среднесрочную городскую целевую программу "Развитие земельной реформы в г. Москве на 2007 - 2009 годы", утв. Постановлением правительства Москвы от 31 июля 2007 г. N 653-ПП <1>;
--------------------------------
<1> Вестник мэра и правительства Москвы. 2007. N 48.
региональную целевую программу "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2008 - 2010 годы", утв. Законом Ленинградской области от 21 декабря 2007 г. N 186-оз <1>;
--------------------------------
<1> Вестник правительства Ленинградской области. 2007. N 88.
областную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на территории Воронежской области (2007 - 2011 годы)", утв. Постановлением Воронежской областной Думы от 3 июля 2003 г. N 649-III-ОД <1>, и др.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
Как следует из приведенных примеров, программы субъектов Российской Федерации могут быть утверждены различными актами - как актами высших исполнительных и представительных органов государственной власти субъектов РФ, так и законами субъектов РФ. При этом разрабатываются и реализуются указанные программы, как правило, органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.
2. От имени субъектов РФ рассмотренные полномочия осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, структура которых согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Согласно п. "д" ч. 2 ст. 21 данного Федерального закона высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, существенно затруднено ввиду изрядно затянувшегося процесса разграничения государственной собственности на землю между Российской Федерацией и ее субъектами, а также отграничения от них земель, находящихся в муниципальной и частной собственности.
Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" <1>, утративший силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ <2>, закреплял особую процедуру разграничения государственной собственности на землю в Российской Федерации, обеспечивавшую согласование интересов всех уровней публичной власти в сфере реализации права собственности на землю. В настоящее время, после признания указанного Федерального закона утратившим силу, субъекты Российской Федерации вправе устанавливать право собственности лишь на земельные участки, соответствующие критериям, установленным ст. 18 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 18).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060.
<2> СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1782.
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
Комментарий к статье 11
1. В отличие от предыдущих ст. ст. 9 и 10, в которых фактически рассматривались полномочия не Российской Федерации и ее субъектов, а органов государственной власти соответствующего уровня, в комментируемой статье идет речь о полномочиях органов местного самоуправления, что теоретически и терминологически верно, так как властными полномочиями могут быть наделены именно органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Вопросы местного значения муниципальных образований закреплены положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>. При этом круг вопросов местного значения (в том числе и в области земельных отношений) дифференцируется в зависимости от вида муниципальных образований - поселение, муниципальный район, городской округ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Так, согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения поселения относится ряд вопросов в области регулирования земельных отношений и градостроительства, в частности:
утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки;
утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории;
выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения;
утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд;
осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Пункт 15 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района в числе иных вопросов относит также:
утверждение схем территориального планирования муниципального района;
утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории;
ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района;
резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Пункт 26 ч. 1 ст. 16 данного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относит ряд вопросов в сфере земельных отношений и градостроительства, в том числе:
утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки;
утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории;
выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа;
утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа;
ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа;
резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд;
осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Помимо полномочий по резервированию земель, а также изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, закрепленных за органами местного самоуправления положениями комментируемой статьи, в ней упоминается также о полномочии по установлению правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также территорий других муниципальных образований. Правила землепользования и застройки согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ <1> - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (подробнее о документах градостроительного зонирования см. в комментарии к гл. XV настоящего Кодекса).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.
Полномочия по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель хотя напрямую и не предусмотрены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", но во многом служат целям обеспечения рационального использования и охраны земель, находящихся в муниципальной собственности. Именно местные программы позволяют обеспечить реализацию мероприятий по охране земель на муниципальном уровне, так как их осуществление, как правило, финансируется путем выделения средств из бюджетов муниципальных образований.
Перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, закрепленный комментируемой статьей, аналогичным образом с полномочиями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, установленными предыдущими статьями, является открытым. Данный факт предоставляет возможность муниципальным образованиям самостоятельно в пределах, установленных Земельным кодексом РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иными федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ, наделять свои органы и иными полномочиями в данной сфере.
Одним из таких полномочий, не закрепленных положениями комментируемой статьи, но упоминаемых в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является полномочие по осуществлению муниципального земельного контроля в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 72). Между тем обеспечение эффективности реализации данного полномочия имеет весьма важное значение для охраны земель, находящихся в муниципальной собственности, так как позволяет применить меры юридического воздействия к нарушителям земельного законодательства.
Интересная точка зрения относительно реализации полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений высказана А.П. Анисимовым и А.П. Алексеевым. Так, по их мнению, органы местного самоуправления могут участвовать в земельных отношениях в двух качествах: как регуляторы земельных отношений в отношении земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории (в этих случаях их акты имеют властный, административный характер), и как собственники земель, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении (в этом случае они действуют на равных началах с иными участниками земельных отношений - физическими и юридическими лицами). В последнем случае на органы местного самоуправления как собственника земельных участков налагаются обязанности по организации рационального использования и охраны земель.