ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3828
Скачиваний: 1
4 - 5. Достаточно подробная регламентация содержания решения об образовании земельного участка, установленная в настоящей статье, объясняется, как представляется, намерением законодателя разъяснить и унифицировать содержание такого решения, с тем чтобы предупредить возможные разногласия и противоречия при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления новых для них действий. В то же время заметим, что содержание этих актов могло бы стать предметом регулирования подзаконными нормативными правовыми актами.
Статья 11.4. Раздел земельного участка
Комментарий к статье 11.4
1. Пункт 1 разъясняет, что, по мнению законодателя, следует понимать под разделом земельного участка. При этом момент прекращения существования земельного участка как объекта прав в связи с его разделом следует связывать с положениями п. 2 ст. 11.2 настоящего Кодекса.
2 - 3. Нормы п. п. 2 и 3 настоящей статьи имеют важное значения для решения вопроса соотношения прав на ранее существовавшие и возникшие в связи с разделом земельные участки. Обратим внимание при этом, что в случае раздела земельного участка, находящегося в собственности одного лица, законодатель определяет, что у него возникает право на вновь образованные земельные участки, тогда как при разделе земельных участков, находящихся в общей собственности, это право за сособственниками сохраняется. Заметим, что с правовой точки зрения между "возникновением" и "сохранением" прав имеется разница. Она заключается в отношении этих правовых сущностей к тому праву, которое существовало до определенных юридически значимых действий. Так, если мы говорим о возникновении права, мы подразумеваем, что право, имевшееся у лица ранее, прекратилось. Если же мы говорим о сохранении права, то сам собой напрашивается вывод о том, что нет речи о прекращении ранее существовавшего права. Если учесть, что право собственности - это совокупность определенных правомочий и обязательств собственника, причем не только принадлежащих ему по закону, но и таких, которые возникли и существуют в процессе реализации владения, пользования и распоряжения (например, ипотечные обязательства, обязательства по выплате налогов и т.п.), то категория "сохранение" права (в отличие от его "возникновения") дает основания считать, что все эти правомочия и обязательства также сохраняются. Думается, что в комментируемых пунктах законодатель все же не намеревался поставить индивидуального собственника и лиц, обладающих общей собственностью, в разные правовые условия. Это согласуется и с положениями п. 6 ст. 11.8, определяющей отдельные нормы о возникновении и сохранении прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки.
Сам смысл и цели действий по разделу земельного участка (как и иных действий по образованию участков) направлены на изменение земельного участка как материального объекта прав, а не на категорическое изменение самих прав на земельные участки. Поэтому при толковании данной статьи, как и других статей этой главы, регулирующих сходные отношения, следует исходить из того, что право собственности на вновь образуемые земельные участки сохраняется у собственников вне зависимости от того, в общей или индивидуальной собственности находился прежний участок. Право собственности переходит на образованные участки без ущерба для себя.
4. Норму п. 4 можно считать определенной новеллой действующего законодательства, поскольку она предполагает, как можно понять из текста, конструкцию "участок в участке". Новеллой является и понятие измененного земельного участка, часто используемое в данной главе. Правовое значение категории "измененный земельный участок" заключается в том, что не всякое изменение границ должно считаться основанием прекращения земельного участка и возникновения нового. С правоприменительной точки зрения введение новой категории "измененный участок" может иметь будущее. Имевшееся ранее излишне прямолинейное понимание действий по изменению границ участка порождало большое количество проблем.
5. Образование новых земельных участков при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства является одним из последних действий по комплексному освоению, когда основные объекты недвижимости уже построены и необходимо определить, какие земельные участки должны возникнуть взамен предоставленного для этих целей. Образование земельных участков в этом случае заключается в разделе земельного участка, предоставленного для комплексного освоения.
Условия комплексного освоения земельного участка требуют от арендатора проведения землеустроительных работ по:
1) размежеванию территории в границах предоставленного в аренду земельного участка на основании документов планировки территории, в том числе образованию земельных участков, предназначенных для использования объектов инженерной инфраструктуры и подлежащих передаче в государственную или муниципальную собственность, необходимых для использования объектов капитального строительства (жилых домов, зданий социально-культурного и иного назначения);
2) определению границ земель общего пользования;
3) вынесению на местность устанавливаемых ограничений и обременений (размещение кабельных и иных линейных сооружений, установление сервитутов, др.).
Статья 11.5. Выдел земельного участка
Комментарий к статье 11.5
1 - 2. В данной статье законодатель предлагает отграничить случаи выдела земельных участков от случаев их раздела, хотя фактически мы имеем дело с одними и теми же действиями. Разница в данном случае усматривается не в действиях по установлению границ, а в отношениях собственников, обладающих правами на участок. Во-первых, статья распространяется только на случаи использования земельных участков на праве общей долевой собственности. Во-вторых, законодатель предполагает, что при осуществлении выдела доли земельного участка право общей долевой собственности на оставшуюся часть сохраняется, тогда как выделенный участок переходит в собственность лицам, которые выдел инициировали.
Если обратиться к нормам об общей собственности как таковой, то ст. 252 ГК РФ установлено, что участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При этом той же статьей ГК РФ указывается, что имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
3. Статьей 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" урегулированы особенности выдела земельных долей из земельных участков, находящихся в общей долевой собственности и относящихся к землям сельскохозяйственного назначения. В частности, этой статьей также указывается, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом. Особенностью выдела земельных долей в этом случае оказывается в том числе и то, что решение о выделе принимается не в общем порядке, т.е. по соглашению между всеми сособственниками, а на основании решения общего собрания участников долевой собственности, права и обязанности которого определены данным Федеральным законом.
Статья 11.6. Объединение земельных участков
Комментарий к статье 11.6
1 - 2. Комментируемой статьей рассматривается ситуация, обратная разделу или выделу земельных участков. При этом последствия объединения земельных участков являются фактически теми же, что и при их разделе: прежние участки прекращают свое существование, на их месте появляется новый объект отношений. В целом при обращении к данной статье можно высказать те же самые мысли, которые уже прозвучали в комментариях к ст. 11.4 о прекращении существования земельных участков после внесения соответствующих записей в ЕГРП (см. ст. 11.2 настоящего Кодекса), а также о правовом содержании категории "возникновение прав на земельный участок". Как в прежних комментариях, так и теперь мы придерживаемся той позиции, исходя из которой, если лицу принадлежало право собственности на несколько земельных участков, которые составили в результате их объединения один, право собственности у данного лица на новый земельный участок должно быть сохранено (см. также комментарий к ст. 11.4 Кодекса).
3 - 4. Образование одного земельного участка при объединении участков, принадлежащих разным собственникам, связано с более сложными правовыми последствиями, чем при объединении земельных участков одного собственника. В рассматриваемой ситуации сособственникам соглашением придется решить вопрос о долях в праве общей собственности на землю - они могут соответствовать площадям находившихся в их собственности участков, однако по соглашению сторон доли могут быть и изменены. Помимо этого решение должно быть вынесено относительно прав и обязательств каждого из сособственников, которые возникли у них в отношении земельных участков до их объединения. При решении этих и других вопросов объединения земельных участков следует иметь в виду и общие положения ГК РФ на этот счет. В том числе положения ст. 245 ГК РФ о том, что, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными. Соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества. Вопросы ипотечных обязательств при объединении участков затронуты частью п. 6 настоящей статьи.
5. Запрет объединения земельных участков, используемых на основе перечисленных в п. 5 настоящей статьи правовых титулов, основано, как понимаем, на том, что право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения не может быть закреплено более чем за одним лицом. Это правило вытекает из многолетнего регулирования и практики предоставления земельных участков на основании этих двух видов права. Заметим, что ст. 24 ЗК РФ, регулирующая отношения по поводу права безвозмездного срочного пользования, специально не обращается к вопросу о количестве лиц, которым земельный участок может быть предоставлен на основе этого права.
6. Норма п. 6 данной статьи устанавливает правила реализации одного из обязательств собственников при объединении участков - ипотеки. Установленное правило о распространении ипотеки на весь объединенный участок следует из положений законодательства о залоге и ипотеке о том, что ипотека распространяется на имущество в целом, а не на его части. В то же время указанные нормы п. 6 комментируемой статьи дают основания полагать, что по соглашению сторон залоговые обязательства остаются только за тем из сособственников, земельный участок которого был предметом ипотеки до объединения. Как представляется, в этом случае может возникнуть вопрос о предмете залога: должен ли он трансформироваться из земельного участка в долю в праве общей собственности или предметом залога должна стать та часть нового земельного участка, которая ранее являлась земельным участком - предметом залога. Заметим, что при определении предметов ипотеки Федеральный закон в действующей редакции часть земельного участка в качестве возможного предмета ипотеки не называет.
Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
Комментарий к статье 11.7
1 - 2. Перераспределение земельных участков связано с такими правовыми ситуациями, при которых происходит обмен участками между их правообладателями. Такой обмен может быть основан, например, на договоре мены, который заключается и реализуется в соответствии с ГК РФ либо на основании судебного решения или по другим основаниям. При этом о перераспределении, видимо, можно вести речь, когда вместе с обменом происходят изменения в площади и конфигурации участков.
2. Как уже было сказано ранее, условия возникновения и прекращения земельных участков, а также перехода прав на новые участки оказываются в целом сходными и при перераспределении земельных участков, предусмотренном настоящей статьей, и при разделе и объединении участков (см. ст. ст. 11.2, 11.4, 11.6 и другие настоящей главы).
3 - 4. Пункты 3 и 4 помимо иных норм вводят такие правовые отношения, которые урегулированы правом еще недостаточно, а именно обмен земельными участками между публичными собственниками - Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Этот круг отношений до сих пор нуждается в более развернутом регулировании и требует принятия норм, конкретизирующих права и обязанности участников обмена. В частности, требуется уяснение содержания соглашения, на основании которого должно осуществляться перераспределение участков в смысле настоящей статьи.
Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки
Комментарий к статье 11.8
1 - 3, 5. О правовой сущности возникновения и сохранения права собственности на земельный участок см. рассуждения в комментарии к ст. 11.4 настоящей главы ЗК РФ. Как представляется, те же соображения о соотношении возникновения и сохранения прав на землю могут быть отнесены и к случаям перехода права постоянного (бессрочного) пользования или иных ограниченных видов прав на землю, приведенных в п. п. 2 - 5 настоящей статьи. То, что речь должна вестись о переходе права на новые земельные участки в том же объеме, что и в отношении участков, прекративших существование, подтверждается, на наш взгляд, положениями п. 3 настоящей статьи.
4, 6. Как следует из содержания п. 4 настоящей статьи, при образовании нового участка взамен переданного в аренду или безвозмездное срочное пользование, арендные отношения могут быть возобновлены с прежним арендатором или на основе заключения нового договора, или посредством заключения соглашения о внесении изменений в прежний договор. Таким образом, выбор варианта продолжения договорных отношений оставлен законодателем на усмотрение сторон.
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
Комментарий к статье 11.9
1. Градостроительные регламенты, если исходить из положений ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, являются частью правил землепользования и застройки, которые утверждаются органами местного самоуправления. При этом ст. 31 этого Кодекса установлено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.
В отношении содержания градостроительного регламента, касающегося земельных участков, ст. 30 данного Кодекса устанавливает следующее: в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.