Файл: ЗК_комм_Болтанова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1848

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, разрешенное использование имеют земельные участки различных категорий. Данный вывод подтверждают и положения подп. 2 п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 41, п. 1 ст. 42 ЗК, поскольку любые лица, использующие земельные участки, обязаны их использовать в соответствии с разрешенным использованием. Также в соответствии с разрешенным использованием такие лица вправе проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы.

Установление вида разрешенного использования земельного участка предполагает определение конкретной цели использования данного земельного участка с учетом возможных ограничений, в том числе закрепление тех видов деятельности, которые могут осуществляться на земельном участке его правообладателем, видов объектов, которые могут размещаться на земельном участке. Как было указано по одному из дел, "вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке" (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.03.2008 N Ф08-823/08 (СПС "КонсультантПлюс")). Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (см. комментарий к п. 3 ст. 85).

3. Согласно комментируемой статье в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей особый правовой режим использования земель может устанавливаться независимо от их категории различными по юридической силе актами: федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Данное положение подтверждает п. "м" ч. 1 ст. 72 Конституции, в соответствии с которым вопросы защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К специальным федеральным законам можно отнести ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ"; ФЗ от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122); ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и др. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов определены в ст. ст. 5 - 7 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ".


Коренные малочисленные народы составляют особую группу населения нашей страны. Коренные малочисленные народы РФ - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ"). Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации определен Постановлением Правительства от 24.03.2000 N 255 (СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1493; 2000. N 41. Ст. 4081).

Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации был установлен распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р (СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. II). Ст. 4081): к ним отнесены алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, манси, нанайцы и др. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ являются особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения. На территориях традиционного природопользования могут выделяться участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений. Правовой режим земельных участков определяется в соответствии с положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными в зависимости от типа природной территории Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

Жизненная среда обитания, экономический уклад жизни коренных малочисленных народов наиболее тесно связаны с природно-климатическими условиями мест их проживания. В последние годы происходит нарушение экологического баланса территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов. Положение усугубляется тем, что практически прекращены работы по изучению состояния природных и земельных ресурсов. В целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в области охраны окружающей среды и природопользования (в том числе землепользования), должно занимать особое место в государственной политике.

В соответствии со ст. 8 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют, в частности, право:


1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ;

2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов РФ об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;

4) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии федеральными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

5) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов.

Лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, предоставлено право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Однако реализация этого права затруднительна, поскольку норм, устанавливающих механизм его приобретения, в федеральном земельном законодательстве не содержится.

В силу прямого указания ст. 13 ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования. Важным положением является и норма об осуществлении такого использования природных ресурсов в соответствии не только с законодательством Российской Федерации, но и с обычаями малочисленных народов.


Отдельные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии прав коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей, содержатся в ЗК (см. п. 3 ст. 31, п. 5 ст. 97 и комментарий к ним).


Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую


Комментарий к статье 8


1. Комментируемая статья устанавливает органы, уполномоченные принимать решения по переводу земель из одной категории в другую. В настоящей статье установлены два критерия для определения полномочного органа: форма собственности на определенный земельный участок и категория земель.

В отношении земель населенных пунктов предусмотрен более сложный порядок изменения их категории, связанный с процедурой изменения или установления границ населенных пунктов. Установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (см. комментарий к ст. 84). Изменение границ муниципального образования осуществляется в соответствии с ФЗ о местном самоуправлении (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822) с согласия населения или с учетом мнения населения в зависимости от характера изменения границ.

Законодатель особо выделил туристско-рекреационную особую экономическую зону, закрепив, что установление или изменение границ этой зоны, а также включение земельных участков в ее границы либо исключение земельных участков из границ такой зоны является переводом земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

Публичные органы власти, осуществляя такой перевод, определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а назначение земель как важнейшей части природных ресурсов и окружающей природной среды, а также осуществляют контроль за правовым режимом земель в зависимости от их целевого назначения.

Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельных участков, так и всех иных лиц (см. Определение ВС РФ от 19.09.2007 N 5-В07-51 (СПС "КонсультантПлюс")).


Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК, ФЗ о переводе земель из одной категории в другую, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

До разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе: земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления. Исключение составляет отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до 5 января 2005 г., которое осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается соответствующее ходатайство о переводе в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на его рассмотрение. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются: органами государственной власти субъектов РФ - в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации; Правительством РФ - в отношении иных земель.

Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются:

1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;