ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 1939
Скачиваний: 2
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из ЕГРП о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе в следующие сроки:
1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством РФ;
2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок. Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков направляется заинтересованному лицу в течение 14 дней со дня принятия такого акта. Основания для отказа в рассмотрении ходатайства, а также основания для отказа в переводе установлены в ст. ст. 3, 4 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую.
Названный Федеральный закон устанавливает ограничения и иные особенности для перевода земель и земельных участков определенной категории (гл. 2). В последние годы переводы земель коснулись в большей степени земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса.
Действующее федеральное земельное законодательство не устанавливает порядок изменения целевого назначения в рамках отдельной категории земель. Ранее в законодательстве определялись лишь отдельные случаи изменения целевого назначения земель (см., например, Указ Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", Постановление Правительства РФ от 19.09.1997 N 1200 "О порядке перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда").
Субъекты РФ вправе принять свои правила изменения целевого назначения земель при сохранении существующей категории земель (ст. 2 ЗК, ст. 72 Конституции). Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы не вправе самостоятельно менять целевое назначение, установленное при предоставлении земельного участка (см. Постановление ФАС Московского округа от 15.06.2005 N КА-А41/4959-05 (СПС "КонсультантПлюс")). Решение об изменении целевого назначения по заявлению заинтересованного лица вправе принимать органы, уполномоченные предоставлять земельные участки на данной территории.
2. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК категорий земель является обязательным. Категория земель, к которой относится конкретный земельный участок, является одним из его индивидуализирующих признаков. Комментируемая статья перечисляет документы, в которых должна быть указана категория земель.
Исходя из особенности выделения земель населенных пунктов все земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. В случае если категория земель не указана в документах государственного кадастра недвижимости, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. Отнесение земельного участка к определенной категории земель в этих случаях осуществляется в общем порядке, установленном ФЗ о переводе земель из одной категории в другую.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший акт о переводе земель или земельных участков, направляет копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством РФ, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение. О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи ЕГРП.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи ЕГРП. Переоформления правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется.
3. Признание недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую осуществляется в судебном порядке. Решение о признании таких актов недействительными может привести к признанию недействительными сделок, заключенных на основании этих актов.
Подведомственность дел определяется по правилам гл. 3 ГПК и гл. 4 АПК.
Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
Комментарий к статье 9
1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит незакрытый перечень полномочий Российской Федерации в области земельных отношений. Подробное содержание каждого полномочия находит выражение в конкретных нормативных правовых актах (законах, постановлениях, указах и др.).
Как следует из подп. 1 п. 1, полномочия Российской Федерации в области земельной политики, владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в федеральной собственности, контроля за соблюдением земельного законодательства иными субъектами базируются на положениях ст. ст. 71, 72, 76 Конституции. В обязанности Российской Федерации входят установление общего порядка государственного управления и федеральных органов управления земельным фондом, порядка проведения земельной реформы, разработка и реализация федеральных программ развития землепользования и охраны земель, которые являются источниками федерального и регионального законотворчества, установление правовых основ и порядка разграничения государственной собственности на землю, установление порядка изъятия (выкупа) земель для государственных и муниципальных нужд. Ряд полномочий закреплен исключительно за Российской Федерацией: принятие федерального законодательства в области регулирования земельных отношений; защита прав и свобод человека и гражданина при использовании земли и природных ресурсов; обеспечение интересов национальных меньшинств в области земельных отношений; определение основ землеустройства; ведение земельного кадастра; контроль за соблюдением режима землепользования и охраны земель. Часть полномочий осуществляется ею совместно с субъектами РФ в соответствии со ст. 72 Конституции.
Полномочия Российской Федерации, перечисленные в подп. 2 п. 1, по установлению ограничений прав правообладателей земельных участков основаны на общих положениях Конституции, ГК и закреплены в ст. ст. 17, 36, 62 ЗК (подробнее см. комментарий к ст. ст. 17, 36, 62; ст. 212 ГК).
Подпункт 3 п. 1 императивно определяет компетенцию Российской Федерации в осуществлении мониторинга земель, государственного земельного учета и контроля, землеустройства и ведения государственного кадастра недвижимости. Осуществляет указанные функции Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, находящееся в ведении Минэкономразвития России (см. комментарий к ст. 67). Мониторинг земель означает постоянное наблюдение за их состоянием, использованием по назначению, соблюдением правил кадастрового деления территории, сбор и анализ статистической, аналитической и картографической информации, организацию издания тематических карт и атласов состояния и использования земель.
Государственный земельный контроль означает проверку использования земельных участков, состояния их охраны, анализ соблюдения норм земельного, аграрного и экологического законодательства (см. комментарий к ст. 71).
Для осуществления землеустройства определяется местоположение границ территории субъектов Федерации и территории муниципальных образований, организуются межевание земель, инвентаризация земель всех категорий, проводится экспертиза инвестиционных программ и проектов, связанных с использованием и охраной земель (см. комментарий к ст. ст. 68 - 69).
В подп. 4 - 5 п. 1 установлено право Российской Федерации определять порядок и основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Решение о безвозмездном или компенсационном изъятии для общегосударственных нужд принимают правительственные органы. Безвозмездное изъятие земли возможно при нарушении установленных законодательством условий пользования, например при неиспользовании в течение трех лет для соответствующей цели (сельскохозяйственного производства, жилищного строительства и т.п.), использовании не по назначению (см. ст. ст. 282, 284, 285 ГК). Компенсационное изъятие предполагает выкуп земельных участков за счет средств соответствующих бюджетов по правилам, установленным ст. ст. 279, 281 ГК. В ряде случаев изъятие обусловлено интересами безопасности, обороны, управления объектами федерального значения, объектами жизнеобеспечения региона и страны и др.
Подпунктом 6 п. 1 на Правительство РФ возлагается принятие правовых актов, регулирующих федеральные программы использования и охраны земель, как самостоятельные, так и в составе иных федеральных программ (ФЗ от 10.07.2001 N 92-ФЗ "О специальных экологических программах реабилитации загрязненных участков территории" (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2947) и др.).
2. Российская Федерация управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в федеральной собственности, через свои органы федеральной и региональной исполнительной власти, на которые возложена реализация положений законов и подзаконных актов федерального значения. Министерству сельского хозяйства РФ с 2008 г. переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель, а также по подготовке проектов решений Правительства РФ о применении мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в отношении сельскохозяйственной продукции.
Определенные функции в сфере земельных отношений выполняют Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральное агентство по недропользованию, находящиеся в ведении Минприроды России.
Существенную роль в управлении земельными участками играет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. На основании ФЗ о кадастре (СЗ РФ 2007. N 31. Ст. 4017) и Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290) приняты Положение о Федеральной регистрационной службе и Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденные Постановлениями Правительства РФ от 12.06.2008 N 451 и N 456 (СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2984, 2987), определяющие функции этих органов исполнительной власти.
Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
Комментарий к статье 10
1. Согласно ст. 72 Конституции в совместном ведении субъектов РФ и Российской Федерации находятся земельное законодательство, полномочия в области управления и распоряжения природными ресурсами, связанные в том числе с использованием земли (природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры и др.). В силу указанного закрепленные за субъектами РФ полномочия по содержанию похожи на полномочия, предоставленные Российской Федерации, но их объем и характер можно определить как "восполняющий и конкретизирующий". Совместное управление рядом вопросов обусловлено необходимостью оперативного управления землей с учетом специфики региональных и местных условий. В связи с этим ЗК и иными федеральными законами за субъектами РФ закреплены полномочия по владению, пользованию и распоряжению землями, находящимися в их собственности, право выкупа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или в собственности граждан, юридических лиц, для нужд субъекта собственности.
Субъектом РФ могут быть урегулированы все земельные отношения, в том числе не урегулированные на федеральном уровне, за исключением тех, что отнесены федеральными законами к специальным полномочиям Российской Федерации. Особенности реализации полномочий в области земельных отношений субъектов РФ выражаются в возможности формирования собственного законодательства. Некоторые полномочия субъектов РФ в части принятия нормативных актов, а также управления земельным фондом предусматриваются в конкретных федеральных правовых актах (см. ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель). Но при этом должны учитываться как основные принципы, установленные ст. 1 ЗК, ФЗ, исключительные полномочия Российской Федерации, так и установленные конституциями (уставами) субъектов в целях обеспечения рационального использования, надлежащей охраны земли и природных ресурсов на территории субъекта с учетом требований и других смежных законов.
2. Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений реализуются специальными органами, осуществляющими управление данными отношениями (агентства, службы и т.д.). Объем и структура соответствующей земельной собственности определяются в порядке, установленном ЗК. Органы управления субъектов РФ согласно своей компетенции формируют региональные программы использования и охраны земель; устанавливают максимальные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность; кадастровую стоимость земельных участков, арендную плату за земельные участки, находящиеся в их собственности; порядок предоставления служебных наделов; порядок предоставления информации о выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд; вопросы регулирования частного и публичного сервитута; устанавливают основания изъятия земельных участков для нужд субъекта, помимо установленных ЗК; порядок утверждения и изменения черты городских и сельских поселений; порядок включения земель сельскохозяйственного назначения в перечень особо ценных; порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения; порядок резервирования земель и отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения; порядок установления зон охраны объектов культурного наследия, которые предполагается объявить землями особо охраняемых территорий регионального значения, и порядок их использования; порядок уведомления органами исполнительной власти субъекта РФ собственников, землевладельцев и землепользователей об особом режиме использования придорожных полос; условия предоставления земельных участков гражданам для сенокошения, выпаса скота из земель сельскохозяйственного назначения.