Файл: ЗК_комм_Болтанова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1855

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений


Комментарий к статье 11


Органы местного самоуправления (собрания представителей, дума, местные администрации), являющиеся одной из форм осуществления народовластия, ст. ст. 130, 132 Конституции наделяются необходимыми полномочиями для управления (владения, пользования и распоряжения) муниципальной собственностью на землю и решения задач местного значения. Такими задачами по отношению к земле являются: подготовка и утверждение правил землепользования, планов застройки территорий городских и сельских поселений, определение его видов, структуры и размеров земельных участков, предоставление земельных участков путем купли-продажи, аренды, взимание местных налогов, к каковым относится и земельный налог, резервирование земельных участков для муниципальных нужд (см. комментарий к ст. 70.1).

Земельный кодекс наделяет органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности, если законодательством не установлено иное (см. п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК), но их реализация подконтрольна государству.


Глава I.1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ


Статья 11.1. Понятие земельного участка


Комментарий к статье 11.1


Глава I.1 ЗК является новеллой, и ее нормами восполнен пробел, существовавший в земельном законодательстве. Имея в виду один и тот же объект земельных правоотношений, законодатель в одних правовых нормах употребляет термин "земля", а в других - "земельный участок" (см. подп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК; ч. 1 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК и др.). Теперь в ст. 11.1 дано понятие земельного участка, которое воспроизводится в "кадастровом" его понимании. Объектом земельных отношений является не земля как природный объект или ресурс, а земельный участок, представляющий собой часть поверхности земли, территориальные границы которой определены в установленном порядке, т.е. ФЗ о кадастре, действующим с 1 марта 2008 г. В границах земельного участка могут находиться также замкнутые водоемы, лес, растения, если они не подпадают под иной режим, установленный законом.

Все земельные участки, независимо от форм собственности, подлежат государственному кадастровому учету.


Статья 11.2. Образование земельных участков


Комментарий к статье 11.2


1. Нормы п. п. 1 - 2 комментируемой статьи воспроизводят понятия образования и прекращения существования объекта недвижимости применительно к земельным участкам, содержащиеся в ст. 16 ФЗ о кадастре, из которой следует, что образование (или создание) объекта недвижимости означает постановку такого объекта на учет, а прекращение существования объекта недвижимости выражается в снятии его с учета. Земельные участки могут образовываться: при разделе (например, при разделе его между наследниками или при покупке соседнего земельного участка и его объединении), перераспределении, выделе, объединении индивидуализированных ранее земельных участков, зарегистрированных в установленном порядке, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельный участок, из которого образован новый, не может существовать в прежних границах. Поэтому земельные участки, подвергшиеся преобразованиям указанными выше способами, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимость", если иное не предусмотрено законами (см. комментарий к п. 4 ст. 11.4 ЗК или другие ФЗ).


2. Каждый земельный участок относится к определенной категории земель, которые подразделяются по своему целевому назначению (см. ст. 7 ЗК). Нормы п. 2 ст. 7 ЗК и п. 4 ст. 37 ГрК устанавливают за правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства право выбора разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов.

Правовой режим вновь образуемых земельных участков определяется автоматически исходя из зонирования территорий и выбранного вида разрешенного использования прежним правообладателем, т.е. остается тем же, каким был у земельных участков, из которых образованы новые. При этом изменение одного вида разрешенного использования на другой в одном или нескольких образуемых участках не допускается.

3. В соответствии со ст. 252 ГК имущество, находящееся в общей долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Исходя из этого, ЗК вводит условие в виде письменного согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (прежних), при котором возможно образование новых земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения или выдела. Согласие правообладателей, выраженное письменно, должно входить в число документов, представляемых в орган кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков (межевой план, описание земельных участков).

Вместе с тем в отличие от ст. 252 ГК Земельный кодекс не рассматривает раздел общего земельного участка в качестве основания для прекращения права общей собственности, и образуемые новые земельные участки могут находиться в общей собственности тех же сособственников. Исключением является прекращение крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех членов (см. ст. 258 ГК), поскольку оно противоречило бы основанию и цели образования новых участков.

Образование новых земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям, не требует ничьего письменного согласия, поскольку такие действия входят в полномочия указанных органов (см. ст. ст. 9 - 11 ЗК). Не требуется письменное согласие также и при наличии решения суда (см. п. 6 комментируемой статьи), поскольку оно носит принудительный характер.

4. Из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, могут образовываться новые земельные участки (один из нескольких либо несколько из одного), при наличии достижения соглашения между собственниками.

Существуют ограничения, установленные законом. Так, земельный участок, принадлежащий крестьянскому (фермерскому) хозяйству, при выходе одного из его членов из хозяйства разделу не подлежит, если только не имеет место прекращение крестьянского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов либо образование нескольких крестьянских хозяйств.


Исключением из общих правил закон называет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель, где не требуется согласия всех собственников долей. В то же время такой выдел должен подчиняться требованиям минимального размера (см. ст. 4 названного Закона), установленного законом субъекта РФ. Например, в соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" этот размер составляет 2,0 га, а в других субъектах этот размер может быть иным.

5. В случаях, когда соглашение по разделу, выделу или иному преобразованию между правообладателями (собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, залогодержателями) земельных участков не достигнуто и имеется конфликт, образование новых земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда. Решение суда выносится с учетом предельных размеров земельных участков, установленных в конкретном регионе (см. ст. 33 ЗК), различных вариантов преобразования земельных участков, содержащихся в экспертном заключении, а также мнения правообладателей. Суду не требуется согласие сторон. Решение суда носит обязательный характер и может быть исполнено в принудительном порядке исполнительными органами. К решению суда приравнивается и утверждение судом мирового соглашения между совладельцами. В то же время следует учесть, что требование о разделе земельного участка может быть заявлено только после прекращения права общей собственности на строение, находящееся на спорном земельном участке, либо одновременно с ним. В противном случае не происходит образования земельных участков, свободных от прав третьих лиц, для каждого из правообладателей.

6. Пункт 7 комментируемой статьи указывает на субъекта, в полномочия которого входит образование новых земельных участков. Имеются в виду случаи, когда земельный участок, из которого будут образовываться новые, находится в границах застроенной территории и принято решение о ее развитии в соответствии с ГрК. Субъектом является лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории. Однако преобразования земельных участков должны осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

7. При наличии конфликта между правообладателями земельного участка споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке. Сторонами в споре могут быть орган государственной власти либо орган местного самоуправления, представители частной собственности или иные правообладатели. Иски об установлении порядка пользования земельными участками подсудны мировому судье по месту нахождения земельного участка. Дела о разделе земельных участков рассматриваются мировым судьей, если стоимость спорного земельного участка не превышает 100000 руб. (см. ст. 23 ГПК), с привлечением всех совладельцев земельного участка, в иных случаях - районным судом.



Статья 11.3. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности


Комментарий к статье 11.3


1. Основанием для возникновения права собственности на образуемые земельные участки является административный акт (решения исполнительных органов), принятый в рамках компетенции соответствующего органа. Решение об образовании земельных участков из государственных и муниципальных участков принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления, которые распоряжаются земельными участками в пределах своей компетенции, определенной ст. ст. 9 - 11 ЗК. Решение в отношении не разграниченной в собственности государственной земли принимают по общему правилу органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Указанные органы с целью образования новых земельных участков не могут распоряжаться ранее образованными и предоставленными частным или иным лицам земельными участками, перечень которых содержится в подп. 1 - 5 п. 1 комментируемой статьи. Перечень этот не является закрытым, такие указания могут содержаться в иных ФЗ. Вопрос о преобразовании и об образовании новых земельных участков в этих случаях может решаться правообладателями земельных участков по соглашению либо в судебном порядке.

2. Решения органами, указанными в п. 1, об образовании новых земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть приняты на основании заявлений правообладателей земельных участков. При этом к заявлению должны быть приложены следующие документы на земельные участки, из которых образуются новые земельные участки:

- кадастровый паспорт образуемого земельного участка (или кадастровые паспорта образуемых земельных участков), т.е. выписка из государственного кадастра недвижимости, содержащая необходимые сведения для государственной регистрации прав на земельный участок и сделок с ним, иные сведения о земельном участке, явившемся базовым объектом для образования нового участка;

- правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы (т.е. любые документы, подтверждающие факт предоставления гражданину или юридическому лицу земельного участка). Ими могут быть: постановление; свидетельство органов; приказ совхоза; решение общего собрания колхоза, если документы на земельный участок не прошли регистрацию; выписка из похозяйственной книги, заверенная органами местного самоуправления;

- нотариально удостоверенная доверенность (в случае подачи заявления представителем правообладателя земельного участка).

Порядок предоставления земельных участков и требуемые документы могут различаться. Например, различается порядок предоставления земельных участков для строительства и не связанных со строительством (см. комментарий к ст. ст. 30 - 34 ЗК).


3. Пункт 3 комментируемой статьи вытекает из содержания п. 7 ст. 11.2 ЗК. Если земельный участок, из которого образуется несколько, относится в соответствии с ГрК к территории, требующей планировки, то образование нового земельного участка должно осуществляться с учетом этих документов планировки территории или иного документа, предусмотренного ФЗ. При этом в заявлении об образовании нового земельного участка указываются реквизиты этих документов.

4. Пункт 4 комментируемой статьи содержит перечень сведений, которые должны быть отражены в решениях исполнительных органов об образовании новых земельных участков.

5. В решениях исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об образовании новых земельных участков могут быть указаны полномочия прежнего правообладателя земельного участка, поскольку они отражают также статус участка (в собственности, в пользовании и т.д.). Также в решениях может быть указано, что правообладатель вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности (РФ, субъекта РФ или права муниципальной собственности) на образуемые земельные участки. Для обращения правообладателя земельного участка с заявлением в регистрационные органы доверенности от исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления не требуется.


Статья 11.4. Раздел земельного участка


Комментарий к статье 11.4


1. Природа права общей собственности на земельный участок не отличается от права общей собственности на иные объекты, поскольку во всех случаях присутствуют множественность субъектов и нераздельность объекта. Под разделом земельного участка понимается прекращение его существования с целью формирования нескольких новых земельных участков из одного, принадлежащих нескольким лицам или одному лицу (исключение см. в п. 4 комментируемой статьи или других ФЗ). Независимо от того, как произведен раздел земельного участка, по соглашению (в нотариальном порядке) или в судебном порядке, он подлежит государственной регистрации (см. п. 3 ст. 24 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимость").

2. Как правило, общая собственность на имущество, в том числе на земельный участок, является долевой и выражается в виде дробей, общая сумма которых всегда составляет единицу. Из этого вытекает правило, согласно которому при разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками. Это легко представить на примере раздела земельного участка, собственником которого был наследодатель, между несколькими наследниками. При разделе наследственного земельного участка каждому наследнику будет определена конкретная доля, составляющая часть целого. В случае реального раздела земельного участка в соответствии с долями общая собственность может быть прекращена, но при этом не должно быть каких-либо общих объектов на земельном участке.