ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3809
Скачиваний: 1
- не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре - в разумные сроки, в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК.
В соответствии со ст. 620 ГК по требованию арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда:
1) арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества;
2) переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора;
3) арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре - в разумные сроки;
4) имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК.
Собственник земельного участка вправе требовать по суду, чтобы собственник недвижимости после прекращения права пользования участком освободил его от недвижимости и привел участок в первоначальное состояние.
В случаях, когда снос здания или сооружения, находящегося на земельном участке, запрещен в соответствии с законом и иными правовыми актами (жилые дома, памятники истории и культуры и т.п.) либо не подлежит осуществлению ввиду явного превышения стоимости здания или сооружения по сравнению со стоимостью отведенной под него земли, суд с учетом оснований прекращения права пользования земельным участком и при предъявлении соответствующих требований сторонами может признать право собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится эта недвижимость, или право собственника земельного участка на приобретение оставшейся на нем недвижимости. Правила комментируемой статьи не применяются при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 283 ГК), а также прекращении прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования (ст. 286 ГК).
2 - 3. Пункт 2 комментируемой статьи перечисляет основания прекращения права аренды земельного участка, связанные с нарушением земельного законодательства и требований в области охраны земель, а также в связи с изъятием земельных участков в публичных интересах. В целом данный перечень сходен с основаниями прекращения иных прав на земельные участки.
Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком
Комментарий к статье 47
1. В случае если право безвозмездного срочного пользования возникло на основании решения органа государственной власти или местного самоуправления, прекращение использования земельного участка на основании этого права наступает по истечении срока, установленного в данном акте.
Что же касается использования земельного участка на основе права безвозмездного срочного пользования в силу договора между гражданами или юридическими лицами, то по истечении срока, указанного в договоре, по соглашению сторон либо прекращаются отношения по использованию, либо возобновляются на новый срок. При этом, если пользователь по истечении срока использования участка продолжает его использовать, а лицо, предоставившее участок, не потребовало прекращения такого использования, договор продолжает свое действие. При этом любая из сторон может потребовать прекращения договора.
Комментируемой статьей устанавливается также требование прекращения, в том числе досрочно, пользования земельным участком в случае нарушения пользователем общих требований земельного законодательства об охране и использовании земельного участка. А именно если пользователь использует земельный участок не по целевому назначению, а также способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Право безвозмездного срочного пользования может быть прекращено также при неустранении земельных правонарушений, если эти правонарушения совершены умышленно.
2. Весьма важными нормами Кодекса являются нормы комментируемой статьи, устанавливающие правила прекращения прав на служебный земельный надел, а также основания сохранения прав на него.
При этом осталось неизменным положение, согласно которому права на земельный надел прекращались с прекращением трудовых отношений обладателя прав на земельный надел с предоставившим его работодателем. Трудовые отношения прекращаются на основаниях, предусмотренных трудовым законодательством.
В отношении реализации ст. 47 ЗК Верховный Суд РФ дал следующие разъяснения <1>.
--------------------------------
<1> Определение Верховного Суда РФ от 3 ноября 2004 г. N 56-Г04-25 // СПС "КонсультантПлюс".
Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании п. 2 ст. 15 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
Решением Приморского краевого суда от 6 августа 2004 г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Законодательного собрания Приморского края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 3 ноября 2004 г. в удовлетворении жалобы отказала в том числе по следующим основаниям.
Как предусмотрено в п. 1 ст. 2 ЗК, земельное законодательство состоит из ЗК, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК.
В ст. 24 ЗК определен порядок и условия предоставления служебных наделов работникам в связи с трудовыми отношениями.
Статья 47 ЗК содержит основания прекращения права на служебный надел, сохранения такого права как за работником, так и за одним из членов его семьи. Согласно п. 2 ст. 47 ЗК право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в п. п. 3 и 4 этой статьи.
Пунктом 3 ст. 47 ЗК установлено, что право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.
В силу п. 4 ст. 47 ЗК право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи: 1) работника, призванного на действительную срочную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; 2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении; 3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.
Суд правильно признал несостоятельным довод представителя Законодательного собрания Приморского края о том, что право работника на служебный надел не прекращается при призыве его на действительную военную службу или при поступлении на учебу.
При этом суд обоснованно указал в решении, что согласно содержанию ст. 47 ЗК федеральным законодательством закреплено общее правило о прекращении права на служебный надел, если с работником прекращены трудовые отношения, в связи с которыми служебный надел был предоставлен.
В случае призыва работника на действительную срочную военную службу или в случае поступления на учебу трудовой договор с ним расторгается по ст. 80 ТК <1>.
--------------------------------
<1> Примеч. ред.: в настоящее время в случае призыва работника на военную службу или направления его на альтернативную гражданскую службу трудовой договор подлежит прекращению по ст. 83 ТК.
В то же время в федеральном законодательстве содержится исчерпывающий перечень случаев, когда право на служебный надел сохраняется либо за самим работником (п. 3 ст. 47 ЗК), либо за членами его семьи (п. 4 ст. 47 ЗК). Нормы о сохранении права на земельный надел за работником, призванным на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы или за работником, поступившим на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении федеральным законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах доводы представителя Законодательного собрания о том, что п. 2 ст. 15 Закона Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" не установлены дополнительные, не предусмотренные ЗК основания сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения, права на служебный надел, суд правильно признал несостоятельными.
Оспариваемым п. 2 ст. 15 Закона Приморского края, как обоснованно указал суд, незаконно расширен перечень случаев, при которых право на земельный надел не прекращается.
Поскольку члены семьи работника, призванного на действительную военную службу или альтернативную службу, а также поступившего на учебу, не являются работниками организации, предоставившей служебный надел, и права на самостоятельное предоставление им служебного надела не имеют, за ними только сохраняется такое право, однако это не свидетельствует о том, что сам работник названное право не утрачивает.
Суд также обоснованно признал несостоятельными доводы представителя Законодательного собрания Приморского края, указавшего, что альтернативная гражданская служба входит в понятие "военная служба" исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба определена как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ.
В ст. 23 этого Закона приведены категории граждан, освобожденных от призыва на военную службу, сюда включены и проходящие альтернативную гражданскую службу.
В п. 2 ст. 15 Закона Приморского края нет положений о сохранении права на служебный надел за одним из членов семьи работника, призванного на альтернативную гражданскую службу, на весь срок ее прохождения, а содержится норма о сохранении такого права за работником, призванным на военную службу, что противоречит подп. 1 п. 4 ст. 47 ЗК.
Следовательно, суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Приморского краевого суда оставила без изменения, а кассационную жалобу Законодательного собрания Приморского края - без удовлетворения.
3. Основания сохранения за гражданином права на служебный земельный надел после прекращения трудовых отношений, как следует из содержания п. 3 комментируемой статьи, связаны с утратой работником-пользователем трудоспособности.
4. По общему правилу ближайшими членами семьи являются супруги, дети, родители. В состав членов семьи могут быть включены и иные родственники. Комментируемой статьей не установлены приоритеты или очередность приобретения прав на земельный надел. В связи с этим следует предположить, что члены семьи могут определить правопреемника по своему усмотрению.
5. Право на земельный надел оформляется приказом работодателя - руководителя организации или предпринимателя, нанявшего пользователя земельного участка на работу. Следует признать, что действие п. 5 комментируемой статьи затруднено в случае, если работодателем является руководитель организации, использующей земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, поскольку такой пользователь согласно ст. 20 ЗК лишен права распоряжения земельным участком.
6. Следует заметить, что, поскольку сельскохозяйственные работы на земельном участке имеют сезонный характер и могут не прекращаться в течение всего года, право пользования служебным наделом прекращается, как представляется, после снятия последнего урожая.
Статья 48. Основания прекращения сервитута
Комментарий к статье 48
1. Статья 276 ГК устанавливает, что по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.
2. Кроме того, согласно той же статье в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
Акт об отмене публичного сервитута должен принимать тот орган государственной власти или местного самоуправления, на основании решения которого данный сервитут был установлен.
В отношении прекращения сервитута складывается определенная судебная практика.
ЗАО "Л" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ЗАО "А" о прекращении сервитута в виде обеспечения беспрепятственного прохода-проезда ЗАО "А" через земельный участок, принадлежащий ЗАО "Л", к земельному участку, арендуемому ЗАО "А".
Решением от 26 октября 2005 г. в иске было отказано.
Постановлением апелляционного суда от 27 февраля 2006 г. решение от 26 октября 2005 г. отменено, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ЗАО "А" просило отменить Постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, Приказом Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Санкт-Петербурга (далее - КГА) от 21 мая 1997 г. N 494, изданным на основании решения Городской комиссии по рассмотрению вопросов фактического землепользования от 1 апреля 1997 г. и во исполнение распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 18 мая 1995 г. N 1010-р, правопредшественнику ЗАО "Л" - акционерному обществу закрытого типа "Л" (далее - АОЗТ "Л") - утверждены границы земельного участка N 1 площадью 20830 кв. м и участка N 2 площадью 9145 кв. м.