ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3813
Скачиваний: 1
4. Существенные отличия категории реквизиции ЗК и категории реквизиции ГК дают основание сделать вывод о том, что ЗК урегулировал в этом случае одноименный, но иной круг отношений. Во-первых, при реквизиции земельного участка речь идет скорее не о прекращении права собственности (что можно безоговорочно сказать о реквизиции по ГК), а об особом виде временного изъятия участка. Право собственности может быть прекращено только при невозможности возврата участка. Это подтверждается и тем, что только в этом случае выплачивается стоимость земельного имущества, т.е. производится его выкуп. Во-вторых, реквизиция предусматривается ЗК для изъятия земельных участков не только у собственников, но и у пользователей, в том числе арендаторов и лиц, обладающих правом пожизненного наследуемого владения. Гражданский кодекс предусматривает реквизицию только имущества, находящегося в собственности.
5 - 6. Земельным законодательством установлена в какой-то степени сходная с реквизицией земельного участка процедура временного занятия земельного участка. Временное занятие происходит по тем же основаниям, что и реквизиция, но не требует изъятия земли. В принципе это должно означать, что собственник участка вправе (по возможности) им владеть и пользоваться, что естественным образом влияет и на размер возмещаемых убытков. Действия по временному занятию участка влекут за собой, как это утверждено ЗК, временное ограничение прав на земельный участок.
Земельным кодексом не определено, имеет ли собственник право на отчуждение права собственности при реквизиции участка или его временном занятии. Нормативного запрета о заключении сделок подобного рода нет. Поэтому, как представляется, собственник может передать право собственности другому лицу вместе со всеми установленными обременениями участка.
Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка
Комментарий к статье 52
Отчуждение земельного участка его собственником может осуществляться на основании сделок по отчуждению участка, предусмотренных гражданским законодательством, а именно на основании договоров купли-продажи, мены, дарения земельного участка. Данные сделки следует отличать от передачи прав на земельный участок по завещанию и договоров пожизненной ренты, поскольку право на земельный участок переходит на этих основаниях иному лицу только после смерти собственника.
Отчуждение земельного участка осуществляется также в порядке отказа от участка.
Земельный участок может быть отчужден при обращении на него взыскания, например при невыполнении основного обязательства и обращении взыскания на земельный участок как предмет ипотеки.
Порядок заключения сделок регулируется как Кодексом, так и ГК с учетом оборотоспособности земельных участков (ст. 129 ГК, ст. 27 ЗК). Отсылка к ст. 27 Кодекса связана с тем, что исходя из указанной статьи собственник не во всяком случае может осуществить его отчуждение свободно, на основании сделки.
Особо следует указать на то, что порядок отчуждения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (тех из них, что задействованы в сельскохозяйственном производстве) установлен ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Так, указанным Законом (ст. 5) установлена обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности. Статьей 8 того же Закона определено, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ (или в случаях, установленных законом субъекта РФ, - муниципальное образование) имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
Комментарий к статье 53
1. Определенное время процедура отказа от земельного участка была урегулирована недостаточно, несмотря на то что сам отказ имел весьма существенные правовые последствия. Утративший силу п. 1 комментируемой статьи указывал, что отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.
2. Поскольку бесхозяйной, по смыслу ст. 225 ГК, является вещь, не имеющая правообладателя, а именно вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, то право собственности на земельный участок, от которого собственник отказывается, может быть сохранено за ним только с момента подачи заявления и до постановки земельного участка на учет как бесхозяйной вещи. После постановки на учет право прежнего собственника на земельный участок прекращается.
Согласно ст. 225 ГК земельные участки как бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на участок.
Бесхозяйный земельный участок, не признанный по решению суда поступившим в муниципальную собственность, может быть вновь принят во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности.
3. При отказе правообладателя от права пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельный участок продолжает оставаться в государственной или муниципальной собственности, но прекращает свое существование обременение этого участка правом отказавшегося от него лица.
Перечень документов, установленный п. 3 комментируемой статьи, в целом соответствует перечню документов, подаваемых лицом на осуществление государственной регистрации права на земельный участок (см. ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество). Можно предположить, что это связано с необходимостью впоследствии осуществить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права на земельный участок.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости согласно ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
4. Решение о прекращении права принимает орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий полномочия собственника в отношении земельного участка.
5. Пункт 5 комментируемой статьи стремится разрешить коллизию, суть которой сводится к тому, что пользователя земельного участка в целях реализации отказа от участка подчас принуждали осуществить государственную регистрацию права на участок, что приводило к необоснованным издержкам со стороны пользователя.
6. Комментируемым пунктом установлена норма, на основании которой предусматривается согласование действий органов государственной власти в случае отказа лица от права на земельный участок.
Статья 54. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка
Комментарий к статье 54
1. Права лиц, не являющихся собственниками земельных участков, могут быть прекращены принудительно ввиду ненадлежащего использования земельного участка в порядке, предусмотренном Кодексом. Принудительное прекращение права собственности на земельный участок ввиду ненадлежащего использования земельного участка, т.е. нарушения требований законодательства по использованию земли, наступает по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ГК (ст. ст. 284 - 286).
2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому изъятие земельного участка у лиц, не являющихся собственниками земельных участков, может наступить после привлечения их к административной ответственности. При этом состав правонарушения и основания изъятия земельного участка должны быть одними и теми же.
Привлечение к административной ответственности за ненадлежащее использование земельного участка наступает на основании КоАП. Указанным Кодексом, в частности, установлены следующие виды правонарушений, за которые следует административная ответственность:
- уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
- самовольная переуступка права пользования землей;
- самовольный обмен земельного участка;
- проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно;
- сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
- самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы;
- уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
- использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
- нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах.
Перечисленные правонарушения следует отличать от правонарушений, связанных с самовольным занятием земельных участков, также установленных КоАП. К ответственности за правонарушения, связанные с самовольным занятием земель, привлекаются лица, не обладающие правами на используемые земельные участки.
3. Об осуществлении государственного земельного контроля см. гл. XII Кодекса и комментарий к ней.
Форма предупреждения о допущенных земельных правонарушениях установлена в качестве приложения к Положению о государственном земельном контроле, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689:
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
о допущенном земельном правонарушении <*>
--------------------------------
<*> Не приводится.
4 - 5. Принудительное прекращение права на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования осуществляется на основании решения суда. При рассмотрении судебных споров суды обращают внимание на наличие состава правонарушения, соблюдение требований КоАП и ЗК о привлечении виновных лиц к ответственности, на иные значимые с правовой точки зрения обстоятельства.
Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 января 2006 г. N А74-2148/05-Ф02-7028/05-С2 был сделан вывод о том, что суд правомерно отказал в иске о прекращении права ответчика на земельный участок, поскольку обязательным условием принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования является неустранение фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 1 Постановления администрации города Абакана от 22 декабря 1993 г. N 443 земельный участок площадью 1,71 га, находящийся в 6-м микрорайоне 9-го жилого района, предоставлен АООТ "С" для строительства 16 коттеджей, что подтверждается государственным актом N РХ-01-002090 от 1 марта 1994 г.
На основании протокола общего собрания АООТ "С" от 10 февраля 1999 г., Приказа генерального директора от 23 февраля 1999 г. N 1 АООТ "С" перерегистрировано в ОАО "С", что подтверждается выпиской из государственного реестра юридических лиц.
Истец, мотивируя свои требования тем, что ответчиком не использовался спорный земельный участок в течение трех лет, ссылаясь на подп. 4 п. 2 ст. 45 ЗК, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд исходил из того, что истцом не соблюден установленный ст. 287 ГК, ст. ст. 29, 45, 54 ЗК порядок принудительного прекращения права землепользования.
Указанные выводы мотивированы непредставлением истцом в материалы дела документов, подтверждающих факт наложения на ответчика административного взыскания в виде штрафа, вынесение предупреждения о допущенных земельных правонарушениях и неустранение ответчиком фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.
Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия норм материального и процессуального права, ФАС Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением установлена в ст. 42 ЗК.
В соответствии со ст. 287 ГК прекращение прав на земельный участок, принадлежащий арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.