Файл: ЗК_комм_Боголюбов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3811

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приказом КГА от 21 мая 1997 г. также установлены ограничения в использовании названных земельных участков, в том числе в виде обеспечения беспрепятственного прохода-проезда акционерному обществу открытого типа "А" (далее - АООТ "А") - правопредшественнику ЗАО "А", не имеющему самостоятельного выезда на городские магистрали.

В результате приватизации (договор купли-продажи от 27 августа 1998 г.) АОЗТ "Л" стало собственником земельных участков площадью 20830 кв. м.

В соответствии с договором аренды от 20 мая 1999 г., заключенным АООТ "А" и Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в порядке переоформления договора аренды от 8 октября 1997 г. на срок до 17 сентября 2047 г., ЗАО "А" является арендатором соседнего земельного участка общей площадью 8502 кв. м.

ЗАО "А" использует участок под автотранспортное предприятие.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 3 августа 2000 г. по делу N А56-11809/00, уточненным Постановлением апелляционной инстанции от 20 сентября 2000 г. в части кадастровых номеров и адресов спорных участков, суд обязал АОЗТ "Л" не чинить препятствий АООТ "А" в проходе-проезде через земельный участок к арендуемому автобазой земельному участку.

Судебные акты по делу N А56-11809/00 оставлены без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2000 г.

На основании данных судебных актов учреждение юстиции 18 мая 2002 г. (повторная регистрация - 19 февраля 2003 г.) зарегистрировало обременение права собственности ЗАО "Л" на земельный участок в виде сервитута для обеспечения ЗАО "А" беспрепятственного прохода-проезда.

АОЗТ "Л" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, указывая на следующее.

Приказом начальника Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги от 24 декабря 2004 г. N 869 об открытии временного железнодорожного проезда принято решение организовать работы по обустройству временного технологического проезда через железнодорожный путь не общего пользования, находящийся на балансе ОАО "Российские железные дороги", за счет средств ЗАО "А".

На Приказ от 24 декабря 2004 г. Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой принесен протест, во исполнение которого Опытной Санкт-Петербург-Московской дистанцией пути в адрес ЗАО "А" направлено письмо от 4 февраля 2005 г. о запрете проезда автотранспорта по временно оборудованному технологическому проезду до принятия окончательного решения.

В связи с изложенным, а также считая, что в настоящее время с земельного участка истца нет выезда на городские магистрали, а следовательно, отпали основания, по которым был установлен сервитут, ЗАО "Л" потребовало его прекращения в судебном порядке.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что истец не доказал наличия оснований для прекращения сервитута, и отказал в иске, ссылаясь на ст. 276 ГК.


Апелляционный суд посчитал отказ в иске необоснованным, отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требование ЗАО "Л".

Кассационная инстанция считает, что Постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок, арендуемый ответчиком, не имеет самостоятельного выхода к городским магистралям, что препятствует использованию его в соответствии с целями, для которых он был предоставлен по договору аренды. Поэтому в отношении земельных участков, впоследствии приватизированных истцом, Приказом КГА от 21 мая 1997 г. и были установлены ограничения в виде обеспечения ответчику беспрепятственного прохода-проезда.

Приказ, принятый уполномоченным органом, не отменен; установленные данным Приказом ограничения не утратили силу.

Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А56-11809/00 арбитражный суд обязал истца не чинить ответчику препятствий в проходе-проезде через земельный участок. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2005 г. по делу N А56-30904/04, оставленным без изменения Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21 апреля 2006 г., удовлетворено требование ЗАО "А" об обязании ЗАО "Л" не чинить препятствия в проходе-проезде через земельный участок последнего.

Несостоятелен довод истца о том, что сервитут подлежит отмене, поскольку спорный земельный участок истца не имеет самостоятельного выхода к городским магистралям. Из имеющихся в деле документов следует, что дорога, по которой осуществляется проход-проезд с земельного участка ответчика к городским магистралям, пересекает оба участка истца. К тому же Приказом КГА от 21 мая 1997 г. были установлены ограничения в использовании обоих участков ЗАО "Л".

Довод истца об отсутствии технической возможности обеспечить проход-проезд через земельный участок ввиду приостановления эксплуатации технологического проезда через железнодорожные пути не свидетельствует о том, что отпали основания, в связи с которыми ответчику был разрешен проход-проезд через этот земельный участок.

В соответствии со ст. 48 ЗК и в силу ст. 276 ГК сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Поскольку основания, в связи с которыми было установлено обременение принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка в виде обеспечения ответчику беспрепятственного прохода-проезда по территории истца, не отпали, у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены данного обременения.

При таких обстоятельствах выводы в решении суда первой инстанции от 26 октября 2005 г. являются правильными, поэтому данный судебный акт подлежит оставлению в силе.


Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд



Комментарий к статье 49


1. Пунктом 1 комментируемой статьи определены основания изъятия, в том числе выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Обязательность выкупа (оплаты изымаемого земельного участка) следует из ст. 35 Конституции РФ, определяющей права собственника имущества. Часть 3 данной статьи устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Список оснований изъятия (выкупа) земельного участка является открытым, однако в качестве основных случаев названы два. При этом под выполнением международных обязательств следует понимать обязательства, взятые на себя Российской Федерацией подписанием международных договоров. Вторым основанием является размещение объектов государственного или муниципального значения. То, что объекты должны быть государственного или муниципального значения, означает, что они размещаются не в интересах частных лиц (граждан или юридических лиц), а в интересах публичных, но их строительство может быть произведено силами коммерческих организаций. Под данное основание подпадает и выкуп земельных участков под застройку на землях поселений в соответствии с планом их развития.

Помимо Кодекса, выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд урегулирован ГК. Так, согласно ст. 279 ГК земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

При этом в соответствии с той же статьей решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.


Выкуп для государственных или муниципальных нужд части земельного участка допускается не иначе как с согласия собственника.

На основании ст. 280 ГК собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (ст. 281 ГК) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка (ст. 281 ГК). Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд (ст. 282 ГК).

Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 ГК.

В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным ст. ст. 279 - 282 ГК (ст. 283 ГК).

2 - 3. В отношении п. 3 данной статьи см. комментарий к ст. 55 ЗК.


Статья 50. Конфискация земельного участка


Комментарий к статье 50


Характер преступлений, за которые может наступить конфискация земельного участка, определен УК <1>. Конфискация имущества, как следует из содержания норм УК, устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных УК.


--------------------------------

<1> Статья 104.1 УК.


Общие основания и порядок конфискации имущества установлены ГК, согласно которому имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения в случаях, предусмотренных законом. В данном случае ЗК (в качестве закона, о котором упоминает ГК) предусматривается, что конфискация - безвозмездное изъятие участка - возможна только за совершение преступлений. В административном порядке, как это допускает ГК, конфискация земельных участков не предусматривается.


Статья 51. Реквизиция земельного участка


Комментарий к статье 51


1. Отношения по поводу реквизиции имущества в целом урегулированы ГК. Согласно ст. 242 ГК реквизиция производится в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, которые установлены законом, с выплатой ему стоимости имущества. Это, собственно, и составляет содержание реквизиции. В соответствии с ГК реквизиция осуществляется возмездно - собственнику возмещается стоимость имущества, право на которое прекращается. Оценка реквизируемого имущества производится органом, осуществляющим реквизицию, на основании законодательства об оценочной деятельности. Если же собственник не согласен с проведенной оценкой, он может оспорить ее в суде.

Гражданский кодекс также определяет, что лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

2. Право собственности на земельный участок может быть прекращено и на основании его изъятия (выкупа) для государственных и муниципальных нужд. Однако основания и порядок прекращения права собственности (как и то, что при выкупе для государственных и муниципальных нужд право собственности действительно прекращается) отличают этот институт от реквизиции земельных участков.

3. Следует обратить внимание на то, что ЗК, следуя основаниям осуществления реквизиции, определенным ГК, вносит в ее правовое содержание новые элементы, которые действуют только для земельных участков. Так, устанавливается, что земельный участок может быть изъят уполномоченными исполнительными органами государственной власти у его собственника временно в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Есть и другое отличие: поскольку реквизиция представлена ЗК как временное изъятие, собственнику возмещается не стоимость участка, а убытки и выдается документ о реквизиции. Предполагается, что земельный участок будет возвращен собственнику после прекращения оснований реквизиции. И только в случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка. При этом устанавливается, что оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.