Файл: ЗК_комм_Боголюбов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3798

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тексты обеих этих статей являются по существу отсылочными. Помимо того что на порядок предоставления участков из земель сельскохозяйственного назначения распространяются нормы ст. ст. 28, 29, 33, 34 ЗК, более подробно рассматриваемые вопросы регулирует ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и другие специальные законы.

Согласно ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев приобретения участка в собственность арендатором. Юридическое лицо или гражданин, которому земельный участок передан в аренду, может приобрести его по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта РФ, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования такого земельного участка. Для этого он должен подать заявление в письменной форме в орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции; решение должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи заявления.

Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, кроме особых случаев, зафиксированных в п. 5 ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (передача земли религиозным организациям, общинам коренных малочисленных народов и др. (см. комментарий к следующей статье)), осуществляется только при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Если в течение месяца после опубликования поступит только одно заявление, передача участка в аренду производится по общим правилам ст. 34 ЗК (см. комментарий к ст. 34). Если же заявлений два и более, земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 Кодекса (см. комментарий к этой статье).

Из фонда перераспределения земель земельные участки гражданам и юридическим лицам могут предоставляться как в аренду, так и в собственность. При этом случаи, когда участки предоставляются в собственность бесплатно, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.


Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 113-ФЗ, которым были внесены изменения и дополнения в ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", установлено, что сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 ЗК могут предоставляться гражданам на праве общей собственности в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. То есть фактически закреплено право субъектов РФ проводить приватизацию земель сельскохозяйственных организаций, если где-то она еще не была проведена. Поскольку все нормативные акты по аграрной реформе к настоящему времени отменены, то правовых оснований такой приватизации до момента принятия изменений в Федеральный закон, о которых идет речь, не было. Теперь все вопросы, связанные с порядком возникновения прав на земельные доли (перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, порядок определения размера земельной доли), регулируются законами субъектов РФ.

Что же касается приобретения в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся у граждан и юридических лиц на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то для случаев возмездного приобретения цена сельскохозяйственных угодий устанавливается законом субъекта РФ, но она должна составлять не более 20% кадастровой стоимости таких угодий.

Порядок предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, установлен ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Прежде всего, согласно п. 7 ст. 12 этого Закона, размер предоставляемого фермерскому хозяйству земельного участка может быть меньше минимального размера, установленного в соответствии со ст. 33 ЗК и ст. 4 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Минимальные размеры земельных участков вообще не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов РФ.

Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства или осуществления его деятельности, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны содержаться сведения, указанные в ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", и к нему должно быть приложено соглашение, заключенное в соответствии с нормами данного Закона между членами фермерского хозяйства.


Решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

2. Упоминавшийся выше ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" достаточно подробно регламентирует вопросы предоставления земли таким объединениям - в той мере, в какой он не противоречит ЗК и другому новейшему законодательству; в настоящее время готовится новая редакция этого Закона.

Обязанность обеспечивать граждан земельными участками для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства лежит на органах местного самоуправления. Они определяют потребность в земельных участках для создания соответствующих объединений путем приема заявлений от граждан и составления списков желающих участвовать в таких объединениях. Гражданину может быть отказано в предоставлении садового, огородного или дачного участка, только если он уже получал бесплатно участок под указанные цели и совершил сделку по его отчуждению (продал, подарил) или если он имеет такой участок (на любом праве) и предоставление еще одного участка приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков.

Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов. Участки могут предоставляться за плату или бесплатно - это определяется федеральными законами и законами субъектов РФ, однако земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в любом случае бесплатно.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ введен упрощенный порядок оформления права собственности граждан на садовые, огородные и дачные участки, участки для ведения личных подсобных хозяйств. Теперь граждане, которым такие участки были предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на них без принятия специального решения компетентного органа о предоставлении земельных участков в собственность (см. комментарий к ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК).

До принятия ФЗ "О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, составляющие территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлялись непосредственно таким объединениям или организациям, при которых они создавались или организовывались, без оформления прав граждан, являющихся их членами, на занимаемые ими участки. В таких случаях гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. В двухнедельный срок со дня получения заявления и необходимых документов должно быть принято решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. При этом основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является только установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.


3. Для ведения личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, согласно ст. 3 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Тем гражданам, которые проживают в городах, участки для ЛПХ могут быть предоставлены при наличии свободных земельных участков.

Предоставление земельных участков для ведения ЛПХ осуществляется в общем порядке, установленном земельным законодательством. Предельные размеры (как максимальные, так и минимальные) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения ЛПХ из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (О максимальном размере земельных участков, предназначенных для ведения ЛПХ, см. комментарий к ст. 78 ЗК.)

4. Что касается сенокошения и выпаса скота, то в соответствии с ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (п. 5 ст. 10) для указанных целей земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам в аренду в порядке ст. 34 ЗК. При этом выкуп арендованного участка в собственность не допускается.


Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации


Комментарий к статье 82


В тексте комментируемой статьи дана отсылка к ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в отношении условий предоставления сельскохозяйственных земель в собственность перечисленным юридическим лицам, однако данным Законом установлены также особенности предоставления участков земель сельскохозяйственного назначения в аренду (см. комментарий к предыдущей статье). При этом в исключение из общего правила, установленного п. 2 ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предусматривается, что религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ земельные участки предоставляются в аренду без торгов, конкурсов или аукционов. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.


Таким образом, в пользование земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются в общем порядке, установленном ЗК. При этом земельные участки в бессрочное (постоянное) пользование согласно ст. 20 ЗК предоставляются только таким сельскохозяйственным организациям, как федеральные казенные предприятия и государственные и муниципальные учреждения (как правило, это учебные и научные организации сельскохозяйственного профиля и отдельные узкоспециализированные хозяйства). Организации других правовых форм обязаны переоформить право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком на право аренды либо выкупить земельный участок в собственность до 1 января 2010 г. (ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК).

Согласно ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" религиозным организациям земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут предоставляться в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.

Указанным Законом установлены особенности передачи в аренду гражданам и юридическим лицам находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами; срок аренды таких земельных участков должен составлять не менее чем пять лет.

Казачьим обществам для сельскохозяйственного использования земельные участки могут предоставляться из специального целевого земельного фонда по предложениям территориального войскового казачьего общества в размерах, определяемых исходя из взятых членами казачьих обществ обязательств по производству и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд и с учетом наличия у казачьего общества и его членов бесплатно полученных для этих целей земель <1>.

--------------------------------

<1> Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования утверждено Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667 // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 3023.


Глава XV. ЗЕМЛИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ


Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов


Комментарий к статье 83


1. Земли населенных пунктов - одна из семи категорий земель, предусмотренных ст. 7 ЗК. Несмотря на то что данная категория занимает наименьшую по сравнению с иными категориями земель площадь, она является самой густонаселенной - на ней проживает подавляющее большинство населения России. Особенностью данного вида земель является то, что он представляет собой ценность прежде всего в качестве территориального пространства, земельной основы, которая может быть использована для создания на ней различных по назначению объектов недвижимости и иных необходимых для комфортного проживания населения объектов селитебной, транспортной, инженерной и других видов инфраструктуры. Именно на этих землях наиболее активны инвестиционно-строительные процессы, осуществление различных форм градостроительной деятельности, в связи с чем важнейшее значение в регулировании вопросов использования и охраны данных земель имеет также и градостроительное законодательство.