ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3794
Скачиваний: 1
Исторически появление в законодательстве России категории земель населенных пунктов связано с принятием Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. и Земельного кодекса РСФСР 1970 г. В предшествовавшем данным актам Земельном кодексе РСФСР 1922 г. подобное современному разделение земель на категории по целевому назначению отсутствовало, а наиболее близкими к землям населенных пунктов являлись городские земли - они отделялись от иных земель городской чертой, внутри которой земельные распорядки определялись особыми узаконениями (ст. 147 названного Кодекса). Все иные земли, расположенные за пределами городской черты, признавались ст. 148 этого Кодекса входящими в территории волостей и состояли в общем ведении земельных органов.
Земельный кодекс РСФСР 1970 г., разделив земли России на шесть категорий, предусмотрел в их числе земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов) и, по сути, разделил их на два подвида: земли городов и земли сельских населенных пунктов (разд. III, гл. XIX - XXI названного Кодекса). Земельный кодекс РСФСР 1991 г., подразделяя земли России уже на семь категорий, сохранил данную категорию земель, именуя ее "земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов)" (разд. IV, гл. XIII - XIV ЗК РСФСР).
С принятием в 2001 г. нового ЗК наименование данной категории земель изменилось - она впервые стала именоваться "земли поселений", и именно это название стало привычным в последние годы. Однако с 1 января 2007 г. оно было изменено - теперь данная категория снова именуется "земли населенных пунктов", что нашло отражение в ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.
Что повлекло необходимость в изменении наименования категории земель и внесении соответствующих изменений в ряд законодательных актов в условиях, когда десятки тысяч субъектов прав на землю оформили свои права на земельные участки с целевым назначением "земли поселений"? Дело в том, что на момент принятия ЗК градостроительное законодательство и законодательство о местном самоуправлении называли населенные пункты Российской Федерации поселениями. Так, ст. 5 Градостроительного кодекса 1998 г. относила все виды населенных пунктов либо к городским (города и поселки), либо к сельским поселениям (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные), подразделяя их в зависимости от численности на десять групп (сверхкрупные города, крупнейшие города и т.д.). Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяя понятие муниципального образования, относил к нему городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселений, иные населенные территории. Термин "населенные пункты" использовался в указанных законах скорее лишь во вспомогательных целях. В связи с этим при принятии ЗК оснований выделять категорию земель населенных пунктов не усматривалось.
С принятием в 2003 г. нового ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понятийный аппарат, посвященный определению населенных мест, изменился. Данный Закон сохранил понятие поселения и разделение его на городские и сельские поселения. Однако при этом под городскими поселениями понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления; сельские же поселения Закон определил как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 2). Таким образом, теперь в состав поселения могут входить одновременно несколько населенных пунктов.
Кроме того, значимыми новеллами стали положения Закона о том, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения (п. 3 ч. 1 ст. 11); в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 4 ч. 1 ст. 11). Это вступало в явное противоречие с положениями ЗК о землях поселений, свидетельствовавших о том, что в пределах территорий поселений иные категории земель находиться не могут.
По нашему мнению, именно эти обстоятельства послужили в дальнейшем основой внесения изменений в земельное и градостроительное законодательство в целях приведения положений данных отраслей в соответствие с новыми реалиями муниципального устройства России. Иными словами, те земли, которые согласно ЗК сначала именовались землями поселений (т.е. земли, отделенные от иных категорий земель чертой поселения), теперь, исходя из нового муниципального законодательства, соответствуют землям населенных пунктов.
В целях сохранения преемственности прав на землю при изменении наименования категории земель, в ФЗ о введении в действие ЗК включено вступившее в силу с 1 января 2007 г. положение о том, что не требуется замена или внесение изменений в ранее выданные документы, содержащие наименование категории "земли поселений" (п. 16 ст. 3 указанного Закона). Речь идет о свидетельствах о государственной регистрации права, выписках из государственного земельного кадастра, договорах аренды, купли-продажи земельных участков, любых иных документах, выданных до 1 января 2007 г.
Изменения, внесенные ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс, коснулись не только смены наименования категории земель, но также и самого их понятия. Теперь землями населенных пунктов признаются "земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов", о чем свидетельствует комментируемый пункт. Данное определение представляется недостаточно полным, поскольку указывает лишь на цель использования этих земель, но не позволяет идентифицировать их, т.е. четко разграничить с землями иных категорий. В прежней редакции соответствующее определение продолжалось словами "и отделенные их чертой от земель других категорий", что существенно дополняло его. В новой редакции ст. 83 ЗК подобный идентифицирующий признак все же сохранен, однако оторван от определения и помещен в следующий пункт статьи, что труднообъяснимо с точки зрения законодательной техники.
2. Данный пункт является новым, он введен в действие с 1 января 2007 г. на основании ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс. И здесь прежде всего следует обратить внимание на изменение терминологии. Вместо понятия черты городских, сельских поселений, которой была посвящена прежняя редакция ст. 84 ЗК, указанным Законом в Кодекс введено понятие границы городских, сельских населенных пунктов.
Отметим, что понятие "городская черта" имело место уже в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. Земельному кодексу РСФСР 1970 г. были известны понятия городской черты и черты сельских населенных пунктов, а ЗК РСФСР 1991 г. - еще и понятие поселковой черты. Термин "граница" использовался разве что для определения указанных понятий. В настоящее время категория "черта поселения" исключена и из Земельного, и из Градостроительного кодексов.
Комментируемый пункт начинается с того идентифицирующего признака, который мы упоминали при рассмотрении п. 1, а именно с указания на то, что границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Это очень важное положение, которое, во-первых, позволяет четко и практически без затруднений отграничивать земли населенных пунктов от других земель и, во-вторых, в силу своей императивности абсолютно исключает возможность нахождения в пределах границ населенных пунктов земель иных шести категорий (равно как и нахождение земель населенных пунктов за пределами утвержденных границ населенных пунктов). Последнее особенно важно для правильного понимания правового режима земельных участков, расположенных в границах населенного пункта, но используемых для целей, сходных с целями использования земель некоторых иных категорий: например, ведение сельскохозяйственного производства, организация особо охраняемых территорий. Независимо от текущей цели использования на такие земельные участки будет распространяться режим, установленный для земель населенных пунктов, а не земель сельскохозяйственного назначения или земель особо охраняемых территорий и объектов (см. также комментарий к ст. 85 ЗК).
Требование комментируемого пункта о том, что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, перекликается с положением, закрепленным в п. 12 ч. 1 ст. 11 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, о том, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Следуя принципу единства правового режима земельного участка, комментируемый пункт вводит также запрет на пересечение границами населенных пунктов границ земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Однако исходя из данной формулировки можно сделать вывод, что если земельный участок сформирован и имеет удостоверенные в установленном порядке границы, но не предоставлен указанным лицам, то фактическое отнесение разных его частей к различным категориям земель (благодаря пересечению данного участка границами населенного пункта) допустимо (не запрещено). По нашему мнению, это весьма существенное упущение законодателя, фактически допускающее действие двух правовых режимов и, соответственно, двух различных целей использования в отношении одного и того же земельного участка. При введении данной редакции Закона следовало опустить слова "предоставленных гражданам или юридическим лицам".
Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов
Комментарий к статье 84
1. Статья 84 ЗК, прежнее название которой было "Черта городских, сельских поселений и порядок ее установления", с 1 января 2007 г. имеет полностью обновленную редакцию, которая была введена ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.
Комментируемый пункт посвящен способам установления и изменения границ населенных пунктов. Приводимый здесь перечень, состоящий из двух таких способов, является исчерпывающим. При этом оба способа тесно связаны с положениями градостроительного законодательства, поскольку имеют отношение к институту территориального планирования.
Первый способ имеет отношение к утверждению и изменению генерального плана городского округа или поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в их границах. Под городским округом ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понимает городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Под муниципальным районом, в свою очередь, понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. Законодательное определение понятия поселения, равно как и его составляющих - городского и сельского поселения, указывалось в комментарии к ст. 83 ЗК. Все указанные определения приведены в ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона.
Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса генеральные планы поселений и городских округов относятся к числу документов территориального планирования муниципальных образований. Вопросам содержания генеральных планов посвящена ст. 23, вопросам их подготовки, согласования и утверждения - ст. ст. 24 и 25, а регулированию их реализации - ст. 26 Градостроительного кодекса. Данные статьи довольно объемны по содержанию, и их рассмотрение не входит в задачи настоящего комментария. Отметим лишь, что генеральные планы включают в себя положения о территориальном планировании, а также соответствующие карты (схемы), на которых отображаются, помимо прочего, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (п. 2 ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса). Утверждение в установленном порядке генеральных планов городских округов и поселений входит в компетенцию их представительных органов местного самоуправления (ч. 13 ст. 24 Градостроительного кодекса).
Второй способ установления или изменения границ населенных пунктов касается лишь сельских населенных пунктов, расположенных за пределами поселений (на межселенных территориях). Сама возможность наличия таких населенных пунктов базируется на соответствующих положениях ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, имеющих отношение к регулированию статуса территорий с низкой плотностью населения, которые Закон позволяет не включать в состав территорий поселений (п. 1 ч. 1 ст. 11 названного Закона). Согласно ч. 4 ст. 19 Градостроительного кодекса, границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района. Именно к ним и отсылает комментируемый пункт в качестве документов, устанавливающих или изменяющих границы соответствующих сельских населенных пунктов. Вопросам содержания, подготовки, согласования, утверждения и реализации схем территориального планирования муниципального района посвящены ст. ст. 19 - 22 Градостроительного кодекса.
2. Данный новый по своему содержанию пункт регулирует особый порядок утверждения и изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и представляет собой исключение из рассмотренных выше правил, предусмотренных п. 1 этой же статьи. Принятие решений по данному вопросу отнесено теперь к исключительной компетенции Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Какие-либо иные решения или согласования, равно как и утверждение решения Совета Федерации по данному вопросу каким-либо иным органом или должностным лицом, не требуются.
Следует отметить, что порядок утверждения или изменения границ Москвы и Санкт-Петербурга претерпел, таким образом, существенные изменения. До 1 января 2007 г., согласно п. 4 ст. 84 ЗК, черта указанных городов подлежала утверждению и изменению федеральным законом по согласованному представлению законодательных органов Москвы и Московской области, а также законодательных органов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А в период действия Градостроительного кодекса 1998 г. даже имела место существенная коллизия между его ст. 36 и приведенным положением прежней редакции ст. 84 ЗК, поскольку согласно ст. 36 Градостроительного кодекса проекты черты Москвы и Санкт-Петербурга подлежали утверждению Правительством РФ по итогам их разработки органами государственной власти данных городов и согласования с органами государственной власти сопредельных территорий (т.е. Московской и Ленинградской областей).
3. Пункт 3, по аналогии с отмененным с 1 января 2007 г. п. 6 ст. 84 ЗК, закрепляет гарантии неизменности прав на земельные участки, возникшие до изменения границ населенных пунктов, повлекшего включение данных участков в состав территории населенных пунктов. Данная гарантия распространяется на всех без исключения субъектов прав на землю (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков).
Следует, однако, отметить, что в комментируемом пункте речь вовсе не идет о полной сохранности правового режима земельных участков. Ведь с включением соответствующих земель в границы населенных пунктов они неизбежно, в силу ст. 83 ЗК, приобретают статус земель населенных пунктов, и с этого момента на них распространяются все применимые к данным землям нормы законодательства, т.е. происходит перевод земель из одной категории в другую, что подтверждается также и абз. 8 п. 1 ст. 8 ЗК. Таким образом, п. 3 следует толковать в качестве юридической гарантии сохранения ранее возникшего права (титула) в отношении земельного участка, но не его правового режима.
Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий
Комментарий к статье 85
1 - 2. В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. И если категория земель определяется целевым назначением и земли населенных пунктов являются одной из семи категорий, предусмотренных ст. 7 ЗК, то разрешенное использование имеет отношение к дальнейшей градации использования тех или иных категорий земель. Комментируемая статья определяет состав земель населенных пунктов, который совершенно неоднороден в силу разности целей использования земельных участков, входящих в данную категорию.