Файл: ЖК_комм_Шешко_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1508

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Жилые помещения этих фондов предоставляются по нормам общежития (п. 18 Порядка учета лиц, признанных беженцами, нуждающихся в жилых помещениях из фонда жилья для временного поселения, и п. 26 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев), т.е. из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека.

Помимо общих правил договор найма данного вида может быть расторгнут и в случаях представления не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для заключения такого договора. Договор подлежит расторжению и при утрате, а также лишении статуса вынужденного переселенца либо беженца.

Следует отметить, что в случае смерти нанимателя члены его семьи сохраняют право пользования жилым помещением до истечения срока действия их статуса вынужденных переселенцев или беженцев.


Статья 109. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан


Комментарий к статье 109


1. В соответствии со ст. 98 (см. комментарий к ней) жилье данного вида предназначено для проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории таких граждан устанавливает федеральное и региональное законодательство.

Так, согласно Закону об основах социального обслуживания к подобным категориям относятся: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные несовершеннолетние; дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации; граждане без определенного места жительства и определенных занятий; граждане, пострадавшие от физического и психического насилия, и проч.

Отсюда следует, что жилые помещения для социальной защиты предоставляются в первую очередь лицам, нуждающимся во временном приюте. Такой приют предоставляется, в частности, в домах ночного пребывания (подп. 10 п. 1 ст. 17 указанного Закона).

Дома ночного пребывания были созданы согласно Постановлению Правительства РФ от 05.11.95 N 1105 "О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях, без определенного места жительства и занятий" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 46. Ст. 4454.


Постановлением Правительства РФ от 08.06.96 N 670 <1> утверждено Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий. Согласно п. 8 этого Положения указанным лицам предоставляется койко-место с комплектом постельных принадлежностей и предметов личной гигиены (мыло, полотенце и проч.).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 3025.


В соответствии с Временным положением о доме ночного пребывания, утв. Приказом Минсоцзащиты России от 25.01.94 N 10, койко-место в ночном доме предоставляется бесплатно для ночлега на 12 часов не более 10 дней подряд и не более 30 дней в год. Для обеспечения общественного порядка в домах ночного пребывания работает круглосуточный пост милиции.


Для несовершеннолетних Закон предусматривает создание территориальных центров социальной помощи детям, социально-реабилитационных центров, социальных приютов и проч.

2. Статьей 99 ЖК РФ установлено, что помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предоставляются по договору безвозмездного пользования. Такие договоры регулируются законодательством (ст. 689 - 701 ГК РФ). Следует отметить, что отношения по использованию помещений для этих граждан "не вписываются" в отношения безвозмездного пользования. Так, ст. 695 ГК РФ предусматривает, что обязанности по осуществлению текущего и капитального ремонта вещи и несение всех расходов по ее содержанию могут быть возложены на лицо, получившее вещь в безвозмездное пользование (в нашем случае - помещение для социальной защиты).

Представляется, что вопросы обеспечения жильем для социальной защиты отдельных категорий граждан и пользование им не должны регламентироваться жилищным законодательством. Оно имеет особые цели - поддержать лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, дать им возможность выжить.


Раздел V. ЖИЛИЩНЫЕ И ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВЫ


Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИЛИЩНЫХ

И ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КООПЕРАТИВОВ


Статья 110. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы


Комментарий к статье 110


1. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы (далее - жилищные кооперативы) являются некоммерческими организациями в форме потребительских кооперативов, их организация и деятельность регулируются ст. 116 ГК РФ. Согласно этой статье потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей граждан.

2. Целями создания жилищного кооператива являются:

удовлетворение потребностей граждан в жилье;

управление жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.

Комментируемая статья определяет две формы жилищной кооперации: жилищные и жилищно-строительные кооперативы.

Жилищный кооператив на средства членов кооператива приобретает жилой дом, готовый к заселению.

Жилищно-строительный кооператив на средства членов кооператива ведет строительство жилого дома с последующим заселением по завершении строительства.

Жилищные кооперативы обоих видов в дальнейшем содержат и ремонтируют приобретенный или выстроенный жилой дом, а в случае необходимости - осуществляют его реконструкцию.

3. Поскольку жилищный кооператив является разновидностью некоммерческой потребительской кооперации (ст. 50 и 116 ГК РФ), он не может ставить целью его создания - извлечение прибыли из своей деятельности. ГК РФ предусматривает возможность осуществления потребительским кооперативом предпринимательской деятельности, но при условии, что это служит достижению целей, ради которых он создан, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Доходы, полученные от такой деятельности, распределяются между членами кооператива (п. 5 ст. 116 ГК РФ).


4. Положения ЖК РФ не применяются к жилищно-накопительным кооперативам, которые создаются в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" <1>. Данные кооперативы действуют строго в рамках этого Закона. Не распространяются нормы ЖК РФ и на иные (создаваемые для удовлетворения жилищных потребностей граждан) специализированные потребительские кооперативы, действующие на основе специального федерального закона.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 41.


Статья 111. Право на вступление в жилищные кооперативы


Комментарий к статье 111


1. Право вступить в жилищный кооператив имеют:

граждане, достигшие возраста 16 лет;

юридические лица.

По ранее действовавшему законодательству гражданин мог стать членом ЖСК, только если он нуждался в улучшении жилищных условий и был прописан в данном населенном пункте. В настоящее время для вступления граждан в жилищный кооператив такие требования отсутствуют, достаточно лишь их волеизъявления.

2. В случаях, когда государственные или муниципальные органы оказывают содействие в создании жилищных кооперативов, граждане, указанные в ст. 49 ЖК РФ, имеют преимущественное право на вступление в эти кооперативы.

Это граждане, нуждающиеся в жилом помещении и принятые на учет для получения жилья по договору социального найма. Речь идет прежде всего о малоимущих гражданах (ч. 2 ст. 49). Что касается иных категорий граждан, то, видимо, следует упомянуть инвалидов, участников Великой Отечественной войны и др. (Закон о ветеранах), лиц, получивших лучевую болезнь вследствие чернобыльской катастрофы (Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС), других граждан (см. ч. 3 ст. 49).


Статья 112. Организация жилищного кооператива


Комментарий к статье 112


1. Комментируемая статья посвящена созданию жилищного кооператива. В соответствии с ч. 2 ст. 112 решение об организации жилищного кооператива принимается собранием учредителей - лиц, желающих организовать такой кооператив.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает следующие границы численности членов кооператива:

не менее пяти;

не более количества жилых помещений в кооперативном доме.

2. Решение об организации жилищного кооператива считается принятым, если за него проголосовали лица, желающие вступить в этот кооператив (учредители). Причем, повторим, их не может быть менее пяти.

На этом собрании решается вопрос в отношении регистрации кооператива, а также утверждается устав этого кооператива (ст. 113 ЖК РФ).

По результатам голосования составляется протокол, где указываются все физические и юридические лица, проголосовавшие за создание жилищного кооператива.

Устав и протокол собрания представляются в орган государственной регистрации юридического лица. С момента государственной регистрации кооператива (ст. 114 ЖК РФ) лица, проголосовавшие за его организацию, становятся членами кооператива.



Статья 113. Устав жилищного кооператива


Комментарий к статье 113


1. Устав жилищного кооператива является его учредительным документом. В комментируемой статье определены обязательные требования, которые предъявляет к уставу законодатель.

Отсутствие этих позиций в уставе может явиться препятствием для государственной регистрации кооператива.

2. Устав может содержать (помимо обязательных - ч. 1 комментируемой статьи) другие положения, которые должны соответствовать ЖК РФ, другим федеральным законам. Так, в уставе, очевидно, следует указать права и обязанности члена кооператива (см. ст. 130 - возможность исключения из кооператива в случае неисполнения определенных обязанностей); порядок использования жилого помещения (ст. 128 требует согласия правления на сдачу жилья внаем) и т.п.


Статья 114. Государственная регистрация жилищного кооператива


Комментарий к статье 114


Как и всякое юридическое лицо, жилищный кооператив подлежит регистрации.

С момента государственной регистрации кооператив приобретает статус юридического лица, а учредители становятся членами кооператива (ч. 5 ст. 112 ЖК РФ), т.е. получают возможность реализации своих прав и обязанностей в полном объеме.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд (ст. 51 ГК РФ).

Регистрация осуществляется в соответствии со ст. 51 ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1>, Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

<2> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585.


Статья 115. Органы управления жилищного кооператива


Комментарий к статье 115


1. Статья 115 определяет структуру органов управления. Жилищным кооперативом управляют:

1) общее собрание членов кооператива;

2) конференция;

3) правление и председатель правления жилищного кооператива.

Именно через эти органы жилищный кооператив приобретает свои гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности. Примечательно, что перечень органов управления, который может создавать жилищный кооператив, является закрытым. Следовательно, создание любого иного органа (помимо предусмотренного комментируемой статьей) может быть оспорено (в том числе в суде).

2. Общее собрание - высший орган управления кооператива (ст. 116 ЖК РФ). Правление руководит текущей деятельностью кооператива и, по существу, является его исполнительным органом. Правление избирает из своего состава председателя и осуществляет иные полномочия, не отнесенные уставом к компетенции общего собрания (ст. 118 ЖК РФ).

Теми же полномочиями, что и общее собрание, обладает конференция. Общее собрание образуется в кооперативе, где числится не более 50 членов, конференция - где более 50. Участники конференции (уполномоченные) избираются из членов кооператива на общем собрании на определенный срок. Число участников предусматривается уставом.



Статья 116. Управление в жилищном кооперативе


Комментарий к статье 116


Статья 116 определяет, что общее собрание членов кооператива (конференция) является его высшим органом. Компетенция общего собрания (конференции) определяется уставом кооператива; уставом определяется и порядок созыва собрания.

Совершенно очевидно, к компетенции общего собрания (конференции) относятся решения основных (принципиальных) вопросов для деятельности кооператива. Если обратиться к ст. 113 ЖК РФ, содержащей перечень позиций, которые должны быть отражены в уставе, то таковыми являются: порядок вступления в кооператив и выхода из него; размер паевых взносов; состав и компетенция органов управления: реорганизация и ликвидация кооператива (и др.).

Жилищным кодексом РФ предусматривается ряд иных вопросов, решаемых общим собранием (конференцией). Так, согласно ч. 2 ст. 124 ЖК РФ основанием вселения в жилое помещение в доме кооператива является решение общего собрания.

Представляется, что столь серьезный вопрос, как пользование вспомогательными помещениями и общим имуществом дома, также должен быть рассмотрен на общем собрании, а порядок пользования отражен в уставе кооператива.


Статья 117. Общее собрание членов жилищного кооператива


Комментарий к статье 117


1. Общее собрание является высшим органом управления жилищным кооперативом (см. комментарии к ст. 115, 116). Оно правомочно, если на нем присутствует более 50% членов кооператива. Решение общего собрания считается принятым, если за него проголосовало более половины членов кооператива, присутствующих на данном собрании.

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает возможность принятия решений квалифицированным большинством в три четверти голосов присутствующих членов кооператива по вопросам, указанным в уставе (см., прежде всего, ст. 113 ЖК РФ).

Решения общего собрания обязательны для всех членов кооператива, включая тех, кто не участвовал в общем собрании, и, конечно, обязательны для правления кооператива, председателя правления и органа контроля ревизионной комиссии.

2. Выборы правления кооператива, ревизионной комиссии (ревизора) относятся к исключительной компетенции общего собрания членов жилищного кооператива (ч. 3).

На общем собрании обязательно ведется протокол, где оформляется решение собрания (ч. 4). Протокол подписывают председатель и секретарь собрания.

3. Комментируемая статья не упоминает конференцию (высший орган управления - ст. 116), не определяет ее правомочность, обязательность решений и т.п. Однако, руководствуясь положениями ст. 116, 118, 120 ЖК РФ, следует признать, что конференция обладает теми же полномочиями, что и общее собрание кооператива.


Статья 118. Правление жилищного кооператива


Комментарий к статье 118


1. Статья 118 посвящена деятельности правления жилищного кооператива. Этот орган избирается общим собранием (конференцией) из числа членов кооператива в количестве и на срок, которые определены уставом кооператива.