Файл: ЖК_комм_Тихомиров_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2981

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> СП РСФСР. 1965. N 23. Ст. 144; 1989. N 13. Ст. 73.


В настоящее время правовые нормы, устанавливающие обязательные требования к уставам жилищных и жилищно-строительных кооперативов, содержатся в п. 2 ст. 52 ГК РФ (общие требования к уставам любых юридических лиц), в п. 2 ст. 116 ГК РФ (требования к уставам всех потребительских кооперативов), в ст. 113 Кодекса.

Наименование любого потребительского кооператива, в том числе жилищного, должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово "кооператив" (п. 3 ст. 116 ГК РФ).

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК РФ). В данном случае государственная регистрация кооператива должна осуществляться по месту нахождения его правления.

При подготовке устава жилищного или жилищно-строительного кооператива целесообразно обратить внимание на то, что такой кооператив обладает не общей, а специальной (или уставной, целевой) правоспособностью, что характерно для некоммерческих организаций (см. п. 1 ст. 49 ГК РФ). Специальная правоспособность предполагает, что обладающее такой правоспособностью юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Практически это означает, что жилищный кооператив вправе осуществлять лишь те виды деятельности, которые прямо указаны в его уставе и соответствуют установленным в уставе предмету и целям деятельности данного юридического лица. Поэтому ст. 113 Кодекса к числу сведений, которые в обязательном порядке должны быть указаны в уставе любого жилищного или жилищно-строительного кооператива, относит, в частности, предмет и цели деятельности кооператива.

Предмет и цели деятельности кооператива должны определяться в уставе с учетом положений ст. 110 Кодекса. Основной целью деятельности как жилищного, так и жилищно-строительного кооператива является удовлетворение потребностей граждан в жилье и управление жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме. Предмет деятельности жилищного кооператива - приобретение, реконструкция и последующее содержание многоквартирного дома. Предмет деятельности жилищно-строительного кооператива - строительство, реконструкция и последующее содержание многоквартирного дома.

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами, а также уставом кооператива. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.


Объем специальной правоспособности конкретного кооператива определяется учредителями в его уставе при создании данного кооператива. В дальнейшем возможно изменение объема правоспособности жилищного или жилищно-строительного кооператива путем внесения в его устав соответствующих изменений, которые подлежат государственной регистрации.

2. Помимо сведений, которые обязательно должны быть указаны в уставе кооператива в соответствии с ч. 1 ст. 113 Кодекса, такой устав может содержать и иные положения, отражающие особенности конкретного кооператива.

Необходимо обратить внимание на то, что такие дополнительные правила не должны противоречить императивным нормам ГК РФ, Кодекса и иных федеральных законов. Это важно, в частности, потому, что при представлении необходимых документов для государственной регистрации кооператива заявитель, подписывая заявление о государственной регистрации, подтверждает, что представленный учредительный документ соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы (см. также ст. 114 Кодекса и комментарий к ней).

За представление недостоверных сведений заявители несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (см. ст. 14.25 КоАП РФ).

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.


Статья 114. Государственная регистрация жилищного кооператива


Комментарий к статье 114


Помимо волеизъявления учредителей жилищного или жилищно-строительного кооператива для его создания в качестве юридического лица необходим юридический факт - государственная регистрация юридического лица при его создании. Общие правила о государственной регистрации для всех юридических лиц установлены в ст. 51 ГК РФ. Единый порядок государственной регистрации юридических лиц в настоящее время определен ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <1>. Указанный Федеральный закон регулирует, в частности, отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. I). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2722; 2007. N 7. Ст. 834; N 30. Ст. 3754; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1942; N 30 (ч. II). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 19, 20, 23.



Под государственной регистрацией юридических лиц следует понимать акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Начиная с 01.07.2002 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, являлось МНС РФ <1> (в настоящее время - Федеральная налоговая служба).

--------------------------------

<1> См. п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" // СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872.


Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Принципы ведения государственного реестра, его содержание, порядок предоставления и условия получения сведений, содержащихся в указанном реестре, установлены ст. ст. 4 - 7 гл. II ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585; N 46. Ст. 4597; 2003. N 33. Ст. 3270; N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546; 2006. N 49 (ч. II). Ст. 5220; 2007. N 32. Ст. 4146; N 34. Ст. 4237; 2008. N 50. Ст. 5958.


За государственную регистрацию юридических лиц уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей (ст. 333.33 гл. 25.3 НК РФ).

Правила, установленные в ст. ст. 8 - 11 гл. III ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", имеют общее значение для совершения действий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, и применяются в случаях, предусмотренных другими главами указанного Федерального закона: а) государственной регистрации юридических лиц при их создании путем учреждения (гл. IV); б) государственной регистрации юридических лиц при их создании путем реорганизации (гл. V); в) государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре (гл. VI); г) государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (гл. VII).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом. Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки является одним из оснований юридической ответственности регистрирующих органов и их должностных лиц.


Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2586; 2003. N 7. Ст. 642; N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546; 2006. N 22. Ст. 2334; 2007. N 32. Ст. 4146; 2010. N 11. Ст. 1224.


Уполномоченным лицом (заявителем) могут являться:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством России данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.


В соответствии со ст. 12 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ от 19.06.2002 N 439;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридического лица в качестве страхователя.

Факт государственной регистрации завершает процедуру создания жилищного или жилищно-строительного кооператива и означает возникновение нового юридического лица - субъекта гражданских и жилищных правоотношений. Как уже отмечалось, с момента государственной регистрации кооператива возникают также правовые отношения членства в кооперативе для учредивших его лиц (правовое положение членов жилищных кооперативов подробнее будет рассмотрено ниже).

Необходимо обратить внимание на то, что с 01.07.2002 налоговый орган, совершивший государственную регистрацию юридического лица при его создании, осуществляет постановку такого юридического лица на учет в качестве налогоплательщика. Поэтому одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при его создании (путем учреждения или в результате реорганизации) и комплектом документов, представляемых при государственной регистрации, о которых говорилось выше, подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории России. На основании указанных документов осуществляется постановка юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе должно ему выдаваться (направляться) в течение пяти дней со дня государственной регистрации <1>.