ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2940
Скачиваний: 1
5. Часть 5 ст. 155 Кодекса относит к компетенции органов управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива установление порядка внесения обязательных платежей и взносов членами таких объединений.
Напомним, что органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление и председатель правления товарищества (см. ст. 144 Кодекса и комментарий к ней).
Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества. Согласно ст. 145 Кодекса, к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в частности: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования.
Руководство текущей деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества, которое является коллегиальным исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.
В обязанности правления товарищества собственников жилья входит: контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов; составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения; управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им; наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их; заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и т.д.
Создание и деятельность товарищества собственников жилья, правовое положение его членов регулирует раздел VI (гл. 13 - 14, ст. ст. 135 - 152) Кодекса.
Органами управления жилищного кооператива являются общее собрание членов жилищного кооператива (или конференция), правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива.
Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов, а также правовое положение их членов регулируются разделом V (гл. 11 - 12, ст. ст. 110 - 134) Кодекса.
К специализированным потребительским кооперативам, о которых идет речь в ч. ч. 5 - 7 ст. 155 Кодекса, относятся, в частности, жилищные накопительные кооперативы, правовые, экономические и организационные основы деятельности которых регулирует ФЗ от 30.12.2004 N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" <1>. Органами управления жилищного накопительного кооператива являются: общее собрание членов кооператива (высший орган кооператива), правление кооператива.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 41; 2006. N 43. Ст. 4412; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.
6. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вправе вступить в такое товарищество либо кооператив (см. ст. ст. 143, 111 Кодекса и комментарии к ним). Если собственники помещений не воспользуются таким правом, то они заключают договоры соответственно с товариществом или кооперативом.
Товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы являются стороной договора управления, который заключается с управляющей организацией для оказания ею услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществления иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (в случае, если в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 161 Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о том, что управлять общим имуществом будет само товарищество или соответствующий кооператив).
Норму ч. 6 ст. 155 Кодекса следует рассматривать как специальную, которая регламентирует внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственниками помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет соответственно товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (о выборе способа управления многоквартирным домом см. ст. 161 Кодекса и комментарий к ней).
Важно отметить, что собственники помещений, не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, могут заключать индивидуальные договоры с ресурсоснабжающими организациями о предоставлении коммунальных услуг и их оплате.
Это возможно, в частности, в следующих случаях:
если в договоре, заключенном между собственником помещения, не являющимся членом товарищества собственников жилья либо соответствующего кооператива, и товариществом собственников жилья или кооперативом, предусмотрены положения, согласно которым порядок несения расходов на оплату коммунальных услуг может производиться путем заключения индивидуальных договоров с ресурсоснабжающими организациями <1>;
--------------------------------
<1> См.: письмо Министерства регионального развития РФ от 18.06.2009 N 18627-СК/14 // Информационный бюллетень "Законодательные и нормативные документы в жилищно-коммунальном хозяйстве". 2010. N 4.
если в договоре, заключенном между собственником помещения, не являющимся членом товарищества собственников жилья либо соответствующего кооператива, и товариществом собственников жилья или кооперативом, не предусмотрен порядок оплаты коммунальных услуг;
если собственник помещения вышел из членов товарищества собственников жилья либо кооператива, то он может вступать в прямые договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией до заключения соответствующего договора с товариществом собственников жилья или кооперативом <1>.
--------------------------------
<1> См.: п. 64 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3876 (с последующими изменениями и дополнениями).
Вместе с тем правоприменительная практика исходит из того, что заключение собственником жилого помещения договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями допускается только в случае, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме осуществляют непосредственное управление таким домом (п. 8 ст. 155 Кодекса) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007.
7. Если собственники помещений не возложили на товарищество собственников жилья или потребительский кооператив функции по управлению многоквартирным домом, то управляющая организация является получателем платы за жилое помещение и коммунальные услуги при наличии следующих условий:
1) собственники помещений не приняли решение управлять общим имуществом непосредственно;
2) в многоквартирном доме не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
3) общим собранием собственников помещений принято решение об управлении таким домом управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом управляющей организацией является одним из способов управления, который, согласно ст. 161 Кодекса, собственники помещений в многоквартирном доме вправе и обязаны выбрать. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Такой дом может управляться только одной управляющей организацией.
При выборе управляющей организации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме принимает решение о заключении договора управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Сторонами договора управления в этом случае являются управляющая организация (на стороне исполнителя) и собственники помещений в многоквартирном доме (на стороне заказчика).
В договоре управления в обязательном порядке указываются, в частности: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. В соответствии с установленными таким образом условиями и осуществляется внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги собственниками помещений в многоквартирном доме.
8. Часть 8 ст. 155 Кодекса определяет основания внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме в случае, когда они избрали такой способ управления этим домом, как непосредственное управление.
Собственники помещений в многоквартирном доме заключают договоры на оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, на основании решения общего собрания этих собственников (см. ст. ст. 44 - 48, 164 Кодекса и комментарий к ним). При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров, за исключением договоров, указанных в ч. 2 ст. 164 Кодекса: договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
9 - 10. Части 9 и 10 ст. 155 Кодекса почти дословно воспроизводят положения ч. 3 ст. 154 Кодекса. Вряд ли это оправданно. Представляется, что такое дублирование будет вводить в заблуждение при применении названных норм на практике.
11. Впервые в жилищном законодательстве на федеральном уровне предусмотрена возможность освобождения от платы за отдельные виды коммунальных услуг в связи с временным отсутствием граждан.
В числе обязанностей, которые исполняют временно отсутствующие граждане, - оплата жилого помещения и коммунальных услуг. Независимо от причины и продолжительности временного отсутствия граждане обязаны в любом случае вносить плату за жилое помещение. Так, независимо от факта пользования жилыми помещениями нанимателями жилого помещения, занимаемого по договорам социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, вносится плата:
за пользование занимаемым жилым помещением (плата за наем);
за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме независимо от факта пользования жилыми помещениями оплачивают услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; собственники жилых домов - содержание и ремонт этих домов.
При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия.
Норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 22. Ст. 2338.
Порядок перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан установлен разделом VI (п. п. 54 - 59) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Порядок перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан подлежит применению и в отношениях по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, заключенных с владельцем жилого помещения <1>.
--------------------------------
<1> См. п. 1 письма Министерства регионального развития РФ от 18.06.2009 N 18626-СК/14 // Информационный бюллетень "Законодательные и нормативные документы в жилищно-коммунальном хозяйстве". 2010. N 4.
Из буквального толкования положений ч. 11 ст. 155 Кодекса следует, что освобождение может производиться от платы не за все виды коммунальных услуг, а только от платы "за отдельные" такие услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение. Такой закрытый перечень определен Правительством РФ в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам.
Перерасчет размера платы за водоотведение осуществляется в случае перерасчета размера платы за холодное водоснабжение и (или) горячее водоснабжение.
Перерасчет платы осуществляется при временном отсутствии граждан более пяти полных календарных дней подряд, если в жилом помещении нет индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг. Заявление о перерасчете с приложением документов, подтверждающих временное отсутствие, подается в течение месяца после окончания периода временного отсутствия.