Файл: ЖК_комм_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3579

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14. Анализ положений ЖК РФ позволяет определить категории граждан, которым субсидии не предоставляются. Это, в частности, иностранные граждане, если международными договорами РФ не предусмотрено иное (ч. 12 ст. 159 ЖК); временные жильцы, проживающие безвозмездно в жилых помещениях у нанимателей по договору социального найма (ст. 80 ЖК); поднаниматели жилых помещений, предоставленных нанимателям по договорам найма в частном жилищном фонде (ст. 685 ГК); ссудополучатели по договорам безвозмездного пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда (гл. 36 ГК); отказополучатели, которым право пользования жилым помещением предоставлено по завещательному отказу (ст. 33 ЖК); получатели ренты, проживающие в жилом помещении на основании договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 34 ЖК).

15. В соответствии со ст. 80 ЖК РФ временные жильцы не обладают самостоятельным правом пользования жилым помещением. Поэтому необходимость в субсидировании их расходов отсутствует. Ссудополучатели по договору безвозмездного пользования жилыми помещениями в частном жилищном фонде, отказополучатели, пользующиеся жилыми помещениями по завещательному отказу, и получатели ренты, проживающие в жилых помещениях на основании договоров пожизненного содержания с иждивением, а также поднаниматели жилых помещений частного жилищного фонда не указаны в ч. 2 комментируемой статьи в качестве получателей субсидий.

16. Субсидии предоставляются на основании заявительного принципа. Размер субсидии зависит от количества членов семьи, постоянно проживающих совместно с гражданином, обращающимся за субсидией. Число таких граждан определяет величину нормативной площади жилого помещения для семьи конкретного размера. Основные принципы определения количества членов семьи предусматриваются соответствующими разделами ЖК РФ: ч. 1 ст. 69 - для нанимателей жилых помещений, ч. 1 ст. 31 - для собственников жилых помещений. Расходы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг членов семьи, проживающих отдельно от имеющих право на субсидии граждан, при наличии оснований могут субсидироваться на основании отдельного заявления (например, при раздельном проживании супругов).

17. Следует подчеркнуть, что состав семьи граждан, проживающих совместно, не тождествен совокупности граждан, доход которых должен учитываться при расчете совокупного дохода семьи. В соответствии с п. 33 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой), родителями или усыновителями несовершеннолетних детей и несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.


18. Первоначально ЖК РФ устанавливал, что субсидии предоставляются гражданам органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением. Текст ч. 3 комментируемой статьи претерпел изменения в связи с изменением законодательства РФ о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Положение подп. 25 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которым ранее к предметам ведения субъекта Федерации было отнесено только предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты субсидий в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" признано утратившим силу с 1 января 2008 г., в связи с чем с этого момента организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отнесена к предметам ведения субъекта Федерации.

19. На основании ЖК РФ в Правилах предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указано, что решения о предоставлении субсидий принимаются органами исполнительной власти субъекта Федерации или управомоченными ими государственными учреждениями. В случае передачи законом субъекта Федерации отдельного государственного полномочия предоставление субсидий может осуществляться органами местного самоуправления, которые вправе уполномочить осуществлять предоставление субсидий муниципальные бюджетные или автономные учреждения. В настоящее время в большинстве субъектов Федерации функции предоставления субсидий осуществляют структурные подразделения органов государственной власти субъектов Федерации, занимающиеся вопросами социальной защиты населения на территориях муниципальных образований.

20. В ч. 4 комментируемой статьи устанавливается обязательство предоставляющих субсидии органов перечислить сумму субсидии до наступления у гражданина обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного ч. 1 ст. 155 ЖК РФ. Этим механизм предоставления субсидий отличается от действовавшего ранее в отдельных субъектах Федерации компенсационного механизма, при котором сначала гражданин несет полные расходы, а потом часть или все его расходы компенсируются денежной выплатой.

21. Жилищный кодекс РФ (ст. 155) сохранил срок внесения платы за жилые помещения и коммунальные услуги, установленный ранее в ЖК РСФСР, - до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, однако дал возможность установить договором управления многоквартирным домом (см. комментарий к ст. 155 ЖК) иной срок внесения платы. То есть существует легальная возможность установления таким договором более раннего срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Одной из основных проблем развития института профессионального управления многоквартирными домами является временной разрыв между периодом осуществления затрат, связанных с обеспечением предоставления услуг по содержанию жилого помещения и коммунальных услуг, как правило, до начала месяца, в котором будут оказаны соответствующие услуги, и периодом сбора платежей потребителей, являющихся источником возмещения указанных затрат.


Факт установления договором управления более раннего срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги влечет за собой обязательства соответствующих бюджетов по обеспечению своевременного перечисления средств субсидий гражданам.

22. Согласно комментируемой статье субсидии перечисляются гражданам. Таким образом, более не допускается перечисление бюджетных средств организациям, осуществляющим содержание и ремонт многоквартирных домов и предоставляющим коммунальные услуги. При передаче непосредственно гражданам права распоряжения бюджетными ресурсами, выделяемыми на субсидирование жилищно-коммунального комплекса, проявляется преемственность нормативного регулирования отношений в связи с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг.

23. Основным механизмом реализации положения о предоставлении субсидий гражданам в денежной форме является перечисление средств на банковские счета граждан.

Принятое во исполнение ч. 7 комментируемой статьи Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" предусматривает только денежную форму предоставления субсидий путем перечисления на банковские счета или вклады до востребования в выбранных получателями субсидий банках, либо путем выплаты (доставки) средств через организации связи, либо выплаты из кассы уполномоченного органа. При этом федеральное законодательство не устанавливает какого-то специального режима банковских счетов, на которые перечисляются субсидии.

24. Невыполнение получателем субсидии своих обязательств может служить основанием для приостановки и последующего прекращения предоставления субсидии. Детально эта процедура урегулирована в разд. VIII Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Возникновение у получателя субсидии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг само по себе не может являться основанием для прекращения ее предоставления. В этом случае получатель субсидии может заключить с кредитором по денежному обязательству соглашение по ее погашению. Соглашение по ее погашению должно заключаться не с органом государственной власти или государственным учреждением, предоставляющим субсидию, а с лицом, перед которым граждане имеют обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (см. комментарий к ч. 1 ст. 65, ч. ч. 5 - 8 ст. 155 ЖК). Но в случае невыполнения такого соглашения предоставление субсидии может прекращаться. Органы, предоставляющие субсидии, обязаны осуществлять необходимые меры контроля за своевременностью и полнотой внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также за исполнением гражданином, имеющим задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, своих обязательств по ее погашению.


25. В соответствии с ч. ч. 1 и 6 комментируемой статьи при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и при расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

26. Для установления размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг органам государственной власти субъекта Федерации необходимо определить уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры жилых индивидуальных или многоквартирных домов, которые соответствуют средним условиям в каждом муниципальном образовании на территории субъекта Федерации. Представляется целесообразным учитывать при таком выборе позицию органов местного самоуправления. В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 (п. 22), для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов.

27. Под уровнем благоустройства дома, учитываемым при определении домов, которые соответствуют средним условиям в каждом муниципальном образовании, целесообразно понимать наличие в многоквартирном и индивидуальном жилом доме инженерных систем подачи в жилые помещения холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, газа, отведения из жилых помещений сточных вод, а также наличие печного отопления, газового оборудования (установок), работающего с использованием баллонов со сжиженным газом, водоразборных колонок и т.п.

От уровня благоустройства зависит перечень видов предоставляемых гражданам коммунальных услуг, стоимость которых войдет в региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг. Под конструктивными и техническими параметрами жилых индивидуальных или многоквартирных домов целесообразно понимать этажность, материал стен, кровли, оборудование лифтом, мусоропроводом и т.п.

28. Расчет размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг производится исходя из цен и тарифов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в тех конкретных домах, которые приняты в качестве соответствующих средним условиям в каждом муниципальном образовании (см. комментарий к ст. 156 ЖК). Жилищный кодекс РФ не предусматривает возможность расчета размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг усредненных (т.н. средневзвешенных) цен и тарифов.


При этом порядок расчета размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг заключается в суммировании стоимости содержания и ремонта жилого помещения в "среднем (типичном) для данного муниципального образования доме" и стоимости всех видов коммунальных услуг.

29. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг дифференцируется по муниципальным образованиям субъекта Федерации (п. 2 ч. 10 комментируемой статьи). При этом органами государственной власти субъектов Федерации могут устанавливаться одно значение стандарта для нескольких муниципалитетов с совпадающими условиями проживания граждан в "среднем" доме, тарифами и размерами платы за жилое помещение или различные стандарты для каждого муниципального образования.

30. Жилищный кодекс РФ и Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 не содержат запрета устанавливать несколько размеров региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для одного муниципального образования. Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для нескольких принимаемых за "средние" домов целесообразно устанавливать в случае, если в муниципальном образовании четко выделяются разные типы жилья, резко различающиеся по условиям оплаты, например индивидуальные жилые дома и многоквартирные дома. Другими словами, это может оказаться целесообразным в случае, когда оказывается затруднительно описать средние (типичные) условия для данного муниципального образования. В этом случае стандарты стоимости целесообразно устанавливать для "средних домов" из числа относящихся к каждому из типов в соответствии с п. 22 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

31. В комментируемой статье дано детальное перечисление полномочий Правительства РФ по установлению порядка предоставления субсидий. Часть 7 комментируемой статьи содержит поручение Правительству РФ установить порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановления и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан. Жилищный кодекс РФ не предусматривает полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по изданию нормативных правовых актов по вопросам порядка и условий предоставления субсидий. Во исполнение комментируемой статьи принято Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18 июня 2007 г. N 379 и от 24 декабря 2008 г. N 1001). В отличие от ранее действовавшего законодательства по действующим законам органы государственной власти не наделены компетенцией устанавливать порядок и условия предоставления субсидий. В связи с этим региональные правовые акты по этому вопросу применяться не могут. Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (п. 71) указывают, что высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации устанавливается только порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий. Это соответствует бюджетным полномочиям субъектов Федерации.