Файл: ЖК_комм_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3693

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32. В качестве источников финансирования предоставления субсидий комментируемая статья устанавливает бюджеты субъектов Федерации. При планировании средств бюджета субъекта Федерации необходимо использовать статистическую информацию о распределении населения муниципальных образований относительно уровней среднедушевых доходов и планируемых на новый финансовый год для использования при предоставлении субсидий размеров региональных стандартов. Средства начисленных гражданам субсидий не должны перечисляться из региональных бюджетов в местные бюджеты (за исключением случая передачи с регионального на муниципальный уровень соответствующего государственного полномочия).

33. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи Правительством РФ устанавливается порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, и гражданам, проживающим в закрытых военных городках. Указанный порядок определяется в разд. IX "Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий" Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761, в соответствии с которым финансирование расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При этом субсидии гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, предоставляются федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходят военную службу, а гражданам, проживающим в закрытых военных городках, - органами местного самоуправления или уполномоченными ими муниципальными учреждениями.

34. В связи с тем что ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ относит предоставление субсидий к полномочиям субъекта Федерации, финансирование расходов на обеспечение предоставления субсидий должно также осуществляться из региональных бюджетов. К таким расходам следует относить расходы на оплату оргтехники и ее обслуживание, на компьютерные программы, оплату услуг связи, информационно-разъяснительную работу, выплату заработной платы и оплату других подобных расходов.

35. В ч. 10 комментируемой статьи до признания ее утратившей силу с 1 января 2009 г. устанавливался порядок расчета размера субвенции на предоставление субсидий из бюджета субъекта Федерации местным бюджетам.

36. Комментируемая статья допускает возможность улучшения программы предоставления субсидий для граждан органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 11 комментируемой статьи орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов муниципальные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, в целях улучшения положения граждан, получающих субсидии и при наличии возможностей. В этом случае финансирование дополнительных расходов на предоставление субсидий в указанном порядке осуществляется за счет средств местного бюджета.


37. По смыслу ч. 11 комментируемой статьи органы местного самоуправления могут реализовать свое право одним из следующих способов или их комбинацией:

- установить муниципальный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, большего размера, чем соответствующий региональный стандарт;

- установить муниципальный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи меньшего размера, чем соответствующий региональный стандарт;

- для того же дома, для которого установлен региональный стандарт, установить муниципальный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг большего размера, чем соответствующий региональный стандарт.

Поскольку такое право предоставлено органам местного самоуправления федеральным законом, то разрешения органов государственной власти субъектов Федерации или какого-либо согласования с ними не требуется. Для реализации органом местного самоуправления такого права издания региональных актов также не требуется. При этом субсидии с использованием соответствующих муниципальных стандартов предоставляются теми же лицами, которые указаны в комментарии к ч. 3 настоящей статьи.

38. Жилищный кодекс РФ предусматривает, как общее правило, право на получение субсидий физическими лицами, являющимися гражданами РФ. В качестве исключения ч. 12 комментируемой статьи допускает возможность предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ. В остальных случаях субсидии иностранным гражданам не предоставляются.


Статья 160. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг


Комментарий к статье 160


1. Часть 1 комментируемой статьи вводит компенсационный механизм в качестве основного способа обеспечения мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Комментируемая статья содержит отсылку на другие законодательные и иные правовые акты всех уровней публичной власти страны. Категории таких граждан, порядок и условия предоставления компенсаций, а также источники финансирования расходов на предоставление компенсаций устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Поскольку в комментируемой статье говорится о предоставлении компенсаций понесенных гражданами расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, такие компенсации могут предоставляться только в денежной форме. Предоставление компенсаций и субсидий в соответствии со ст. 159 ЖК РФ направлено на создание основы рыночных отношений в жилищно-коммунальном комплексе России. Предоставление такой помощи в денежной форме будет способствовать самостоятельному выбору гражданами способа управления многоквартирными домами, усилению их контроля за качеством обслуживания, ответственности бюджетов за своевременное и полное перечисление средств помощи. При этом в соответствии со ст. 8 Вводного закона до внесения соответствующих изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты (в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления компенсаций в соответствии со ст. 160 ЖК) сохраняется действующий на момент введения в действие ЖК РФ порядок предоставления соответствующих "натуральных" льгот.


2. Сущность компенсационного механизма заключается в возмещении гражданам произведенных ими расходов в размере, установленном законодательством РФ, законодательством субъектов Федерации или местными правовыми актами. Сначала гражданин, имеющий право на компенсацию, несет в полном размере расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а потом часть его расходов или все расходы на эти цели компенсируются предоставляемой такому гражданину денежной выплатой.

Механизм предоставления компенсаций должен заменить механизм предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в виде скидки с оплаты для других категорий граждан, имеющих право на льготы. Ранее действовавший механизм предоставления "натуральных льгот" в виде скидок заключался в освобождении гражданина, имеющего право на льготу, от оплаты части стоимости жилья и коммунальных услуг.

3. Компенсационный механизм не является новым для законодательства. В частности, в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" право на ежемесячную 50-процентную денежную компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг было предоставлено членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.

4. В большинстве случаев размер предоставляемых в соответствии с федеральными законами льгот составляет 50% от размера полной платы за жилые помещения и коммунальные услуги. В случае определения размера компенсации в процентном выражении от применяемого размера платы за содержание и ремонт жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги при изменении (увеличении) размера такой платы одновременно будет изменяться (увеличиваться) и величина компенсации. При определении размера компенсации исходя из стандарта стоимости содержания и ремонта жилого помещения и коммунальных услуг необходимо устанавливать процедуру пересмотра указанных стандартов. При других способах определения размера компенсации (например, в виде фиксированной суммы) необходимо устанавливать условия и порядок индексирования указанной суммы.

5. Согласно ч. 2 комментируемой статьи компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемые гражданам в денежной форме, включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном ст. 159 ЖК РФ. Эта норма необходима для избежания предоставления повторной государственной помощи в осуществлении одного и того же платежа.


6. Если в соответствии с федеральным законом установлены ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые не отдельно для оказания помощи в оплате жилых помещений и коммунальных услуг, а одновременно для помощи в оплате более широкого перечня социально значимых товаров, работ и услуг или без привязки к назначению выплаты, то действует иной порядок учета сумм таких выплат в доходах граждан. Так, ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (п. 7 ст. 154) установлено, что впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.


Раздел VIII. УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ


Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом


Комментарий к статье 161


1. Раздел VIII ЖК РФ посвящен регулированию основных положений в сфере управления многоквартирными домами. Нормы, содержащиеся в данном разделе, направлены на решение ключевых задач в сфере управления: создание условий для демонополизации рынка управления многоквартирными домами и развитие конкурентных отношений между организациями любых организационно-правовых форм, регулирование перехода к самостоятельному выбору собственниками помещений в многоквартирном доме приемлемого для них способа управления домом, снятие барьеров для создания товариществ собственников жилья и потребительских кооперативов в жилищной сфере.

2. Согласно ЖК РФ объектом управления является многоквартирный дом. Таким образом, продекларирован т.н. пообъектный принцип управления. С момента введения в действие ЖК РФ становится неправомерной практика назначения органами местного самоуправления одной управляющей организации для управления несколькими многоквартирными домами (кварталами, районами в городе или во всем городе). Это объясняется юридической определенностью обязанности собственников помещений в конкретном доме нести бремя содержания только своего имущества, как индивидуально определенного (квартира, нежилое помещение), так и общего имущества в многоквартирном доме (ст. ст. 210, 289 ГК; п. 3 ст. 30 ЖК), а также индивидуальностью технических характеристик и состоянием каждого дома и специфичностью потребностей собственников помещений.

3. Действие положений разд. VIII ЖК РФ не распространяется на отношения по управлению несколькими компактно расположенными жилыми домами (индивидуальными жилыми домами) независимо от их объединения общим земельным участком и элементами инфраструктуры. С учетом того, что около 25% населения проживает в жилых домах и значительная часть строящегося жилья в настоящее время является жилыми домами, существует потребность в регламентировании в будущем особенностей управления малоэтажной жилищной застройкой.


4. Комментируемый раздел ЖК РФ использует понятие "управление многоквартирным домом", включая в него и обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, и функции собственников помещений (ст. ст. 161, 163), и деятельность стороны договора управления (ст. 162), подрядчиков (ст. 164) или объединения собственников (разд. VI), и объект воздействия органов местного самоуправления (ст. ст. 161, 165). Нормы комментируемого раздела обеспечивают комплексное регулирование института управления многоквартирными домами.

5. Часть 1 комментируемой статьи впервые определяет понятие управления многоквартирным домом как деятельность, обеспечивающую благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг всем гражданам, проживающим в таком доме. Деятельность по управлению должна отвечать указанным в ч. 1 ст. 161 ЖК РФ критериям независимо от выбранного собственниками помещений способа управления домом. Данная норма является общей и формулирует понятие "управление многоквартирным домом" не только для лиц, осуществляющих профессиональное управление, но и для самих собственников помещений в многоквартирном доме. В процессе реализации собственниками помещений выбранного способа управления многоквартирным домом положения ч. 1 комментируемой статьи распространяются на деятельность привлеченных собственниками организаций и индивидуальных предпринимателей или созданных собственниками товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов.

6. Управление может осуществляться как на профессиональной основе (управляющей организацией, управляющим), так и собственниками помещений в доме непосредственно или создаваемыми ими организациями (товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или специализированными потребительскими кооперативами). Под специализированными потребительскими кооперативами, упоминаемыми в ЖК РФ, необходимо понимать жилищные накопительные кооперативы, деятельность которых регулируется ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах". В случае если такой кооператив имеет в собственности жилые помещения в многоквартирном доме, собственники помещений на своем общем собрании имею право поручить такому кооперативу управление домом.

7. Управление многоквартирным домом как функция собственников помещений включает в себя оценку состояния общего имущества в многоквартирном доме, постановку целей управления домом, планирование мер по их достижению, осуществление действий по реализации намеченных мер, координации и стимулированию деятельности непосредственных исполнителей (привлекаемых лиц), направленной на достижение наилучшего результата, контроль достижения планируемых результатов, анализ результатов контроля за выполнением обязательств по договорам с привлекаемыми лицами, а также корректировку текущих и перспективных планов по управлению домом. Собственники помещений делегируют часть этих функций привлекаемым лицам или создаваемым товариществам в зависимости от реализуемого способа управления многоквартирным домом.