Файл: ЖК_комм_Бойцов_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2030

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комментировать этот пункт статьи нужно не только в юридическом, но и экономическом аспектах. Основная идея такова: создание в рамках законов Российской Федерации благоприятных условий для возведения новых жилых помещений. При этом надо учитывать, что необходим постоянный анализ спроса и предложения на рынке жилья. Перепроизводство жилья, т.е. строительство его в таких объемах, которые не сможет потребить рынок жилых помещений, как и любой другой продукции, оказывает негативное воздействие на экономику того или иного населенного пункта или региона.


Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения


Комментарий к статье 3


В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, одобренным Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966, никто не может подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища (ст. 17). На данной международно-правовой норме основаны ст. ст. 25, 40 Конституции РФ, на этих статьях Конституции РФ и базируется ст. 3 Кодекса, которая посвящена их юридической конкретизации. Понятие неприкосновенности жилища связано исключительно с проникновением в него посторонних для законно проживающих в соответствующем помещении лиц. Под жилищем в контексте ст. 3 Кодекса следует понимать не только место жительства, т.е. место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (жилой дом, квартира, комната в квартире), но и место пребывания (гостиница, санаторий, дом отдыха и т.п.).

1. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан не иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. При этом надо понимать, юридическое значение имеет лишь согласие граждан, проживающих в жилом помещении на законных основаниях. Проникновение в жилище допускается лишь в целях, прямо указанных в Кодексе, либо при наличии обстоятельств, указанных в другом федеральном законе. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законном основании граждан допускается исключительно на основании решения суда, в котором помимо прочего должен быть определен конкретный порядок проникновения, а именно дата, время либо определенный период времени, уполномоченные лица и т.д. Все вышесказанное позволяет утверждать: законодатель определил несколько юридических условий, наличие которых позволяет третьим лицам проникнуть в жилое помещение без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан. Первое условие: согласие проживающих в помещении граждан. Если оно имеется, то прямого указания закона и решения суда, естественно, не требуется. Второе условие: если граждане, проживающие в жилом помещении, возражают против проникновения в него третьих лиц, то необходимы прямая норма федерального закона, позволяющая проникнуть в жилище без получения согласия жильцов, а также соответствующее решение суда, вынесенное на основании этой нормы. Из вышесказанного делаем вывод: только строгое соблюдение перечисленных выше условий позволит охарактеризовать проникновение в жилое помещение третьих лиц как правомерное.


2. За нарушение неприкосновенности жилища предусмотрена уголовная ответственность. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, влечет наказание по правилам ч. 1 ст. 139 УК РФ. Необходимо отметить, что здесь имеются в виду не любые лица, проживающие в соответствующем помещении, а только те, которые проживают в нем на законных основаниях. Если это преступление совершено с применением насилия или угрозой его применения (квалифицирующий признак) либо лицом с использованием своего служебного положения (особо квалифицирующий признак), то к виновному лицу применяются более строгие меры уголовной ответственности (ч. ч. 2 и 3 ст. 139 УК РФ). Преступление считается оконченным с момента противоправного вторжения в жилое помещение любым способом (открыто или тайно).

3. В ч. 3 комментируемой статьи законодатель определил ряд случаев, при наличии которых возможно проникновение в жилище других граждан помимо воли проживающих в нем лиц (работников жилищно-коммунального хозяйства, спасателей, сотрудников правоохранительных органов и т.д.). Несмотря на то что в ч. 2 комментируемая статья установила необходимость вынесения судебного решения для проникновения в жилое помещение без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан, в указанных в ч. 3 ст. 3 Кодекса случаях получение судебного решения будет означать значительное промедление, которое может повлечь за собой вред здоровью и угрозу жизни граждан, общественной безопасности и т.д. К огромному сожалению, конкретного правового механизма этого "проникновения" не устанавливается, другими словами, неясно, кто (какие органы или лица), на основании каких документов вправе без согласия проживающих в жилище граждан проникнуть в него. Эта неопределенность может привести в итоге к многочисленным нарушениям жилищных прав граждан, поэтому данный вопрос должен быть регламентирован федеральными законами. Напомним, что, например, для проникновения в жилое помещение работников милиции имеются конкретные правовые нормы в специальном федеральном законе о деятельности сотрудников милиции.

4. Прежде всего скажем, что комментируемая ч. 4 ст. 3 Кодекса имеет в основном отсылочный характер, соответствующие нормы имеются в настоящем Кодексе (ст. ст. 84 - 91), в других федеральных законах.

В состав принципа неприкосновенности жилища входит недопустимость произвольного лишения жилища, установленная в ч. 4 ст. 3 Кодекса, что предполагает: никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им (что соответствует ч. 1 ст. 40 Конституции РФ) иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом и иными федеральными законами. Данная норма новеллой не является, поскольку соответствующие правила содержались в ч. 4 ст. 10 ЖК 1983 г.


Надо понимать, принцип недопустимости произвольного лишения жилища действует только в отношении граждан, владеющих жилищем на законных основаниях. Поэтому, например, гражданин, самоуправно (т.е. самовольно, без законных оснований (законными основаниями для осуществления права пользования жилым помещением могут быть, например, ордер, договор коммерческого или социального найма, право собственности либо иное право, подразумевающее возможность владения и пользования жилищем). Законным основанием в отдельных случаях признается и согласие лиц, владеющих жилым помещением, на вселение и проживание в нем. Примером такой ситуации является вселение временных жильцов, которые юридически никак не связаны с жилым помещением, но в силу согласия его владельца вправе временно проживать в нем) вселившийся в жилое помещение, выселяется из данного помещения на основании решения суда без предоставления другого жилого помещения. Законодатель определил, что граждане, самоуправно занявшие жилые помещения, подлежат выселению из них на основании решения суда. При этом другое жилье им не предоставляется. Судебный порядок выселения из самоуправно занятого жилья установлен в связи с необходимостью доказывания факта самоуправного вселения в жилое помещение, что обеспечивает юридические гарантии лицу, подозреваемому в самоуправном вселении. Кроме того, с учетом конкретных обстоятельств дела и мотивов совершения деяния такой гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности за самоуправство (ст. 330 УК РФ), если правомерность его действий оспаривается лицом, право которого нарушено, и если такими действиями был причинен существенный вред. Квалифицирующим признаком в данном случае является совершение самоуправства с применением насилия или с угрозой его применения.


Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений


Комментарий к статье 4


Статья 4 Кодекса впервые (новелла) устанавливает конкретный перечень (понятие) жилищных отношений и определяет субъектный состав их участников. До принятия нового Кодекса в юридической литературе вопрос о содержании понятия "жилищные отношения" не имел однозначного решения, поскольку нормативное определение данного понятия отсутствовало.

1. Жилищные отношения - это общественные отношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, прежде всего нормами Кодекса. Традиционно к жилищному законодательству относили вопросы пользования жилыми помещениями, учета жилищного фонда, его содержание и ремонт. В ст. 4 Кодекса названы и новые отношения, которые регулируются жилищным законодательством: пользование жилыми помещениями частного жилищного фонда, создание и деятельность жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья и т.д. Однако приведенный в комментируемой статье перечень жилищных отношений, безусловно, не является исчерпывающим. Жилищные отношения складываются и в других случаях, когда предметом отношений являются жилые помещения, права и обязанности их владельцев и т.п. На основании вышесказанного нам кажется, в данной статье следовало бы указать, что жилищным законодательством регулируются также другие отношения в данной сфере, т.е. этот перечень не следует делать закрытым.


Напомним, что многие жилищные отношения регулируются гражданским правом. В то же время ряд жилищных отношений регламентирован административно-правовыми нормами, некоторые - производны от норм трудового и других отраслей права.

2. В ч. 2 ст. 4 Кодекса установлен перечень субъектов (участников) отношений, регулируемых жилищным законодательством, к ним относятся: граждане (а именно физические лица); юридические лица (организации); Российская Федерация (государство); субъекты Российской Федерации; муниципальные образования. Данный перечень участников жилищных отношений полностью совпадает с перечнем участников гражданско-правовых отношений, а также отношений, складывающихся в других отраслях российского законодательства. Это обстоятельство позволяет утверждать, что правосубъектностью (правосубъектность, т.е. субъективное право, - обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленного на достижение цели, связанной с удовлетворением их интересов) в жилищно-правовой сфере обладают в равной степени все возможные участники правовых отношений. Важно заметить, что даже недееспособные граждане (ст. 29 ГК РФ) могут быть участниками жилищных отношений, но от их имени сделки совершает, например, опекун. Для лучшего понимания ч. 2 комментируемой статьи добавим: понятие и признаки юридического лица даны в ГК РФ. Из ст. ст. 48 - 51 ГК РФ следует, что в жилищных отношениях могут участвовать только организации, зарегистрированные в установленном законом порядке. Они считаются созданными и, следовательно, правомочны быть участниками жилищных отношений с момента их государственной регистрации. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в одних случаях могут участвовать в жилищных отношениях на равных началах (по договору найма жилого помещения), а в других случаях они, обладая властными полномочиями, должны принимать соответствующие решения по жилищным вопросам. В соответствии со ст. 125 ГК РФ от их имени приобретают права и несут обязанности соответствующие органы и лица в рамках их компетенции.

Используемые в Кодексе термины "граждане" и "юридические лица" обозначают соответственно российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, а также как российских, так и иностранных юридических лиц. Но на основании сказанного в предыдущем абзаце представляется, что в этих отношениях могут участвовать не только указанные лица, в ст. 1116 ГК РФ названы еще иностранные государства и международные организации. Уместно заметить, что относительно физических лиц прежде всего следует руководствоваться ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, из которой следует, что эти лица обладают правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Иными словами, для россиян и иностранцев в сфере жилищных отношений установлен одинаковый правовой режим, однако из него допускаются изъятия в случаях, предусмотренных как самим Кодексом, так и иными федеральными законами. Например, по общему правилу нанимателями по договору социального найма жилого помещения могут быть только граждане Российской Федерации (ст. 49 Кодекса). Иностранным гражданам, как правило, не предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 159 Кодекса). При этом целесообразно иметь в виду, что Положение о представлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации было утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 N 167.


Следует обратить внимание на то, что перечень участников жилищных отношений сформулирован как исчерпывающий, т.е. субъекты, не указанные в нем, не могут непосредственно участвовать в жилищных отношениях. Это относится, например, к крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые не являются лицами (физическими и юридическими). От имени крестьянского хозяйства в жилищные отношения может вступать его глава как физическое лицо, а остальные граждане - члены хозяйства - участвуют в жилищных отношениях от своего имени.


Статья 5. Жилищное законодательство


Комментарий к статье 5


Прежде чем комментировать непосредственно текст самой статьи, будет не лишним остановиться на ее наименовании - "Жилищное законодательство". Хотелось бы, чтобы уважаемый читатель четко понимал и различал понятия "жилищное законодательство" и "Жилищный кодекс". Из теории права мы знаем, все российское право подразделяется на отдельные отрасли права и соответственно на отрасли законодательства. В основе этого разграничения лежат предмет и метод правового регулирования тех или иных общественных отношений. Жилищное законодательство включает в себя Жилищный кодекс РФ, другие акты жилищного законодательства, которые принимаются специально для регулирования жилищных отношений. Жилищное право как отрасль права можно представить как совокупность (или систему) всех правовых норм, регулирующих жилищные отношения.

1. Кодекс установил новую, основанную на Конституции РФ, систему жилищного законодательства (ст. 5) (точнее, повторяет норму Конституции РФ), которое, согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому в систему жилищного законодательства входят правовые акты, принятые на федеральном, региональном и местном уровнях. Это означает, что федеральные органы власти, прежде всего законодательные, уполномочены принимать нормативные правовые акты (в том числе и федеральные законы), в которых очерчиваются общие для всей России границы правового регулирования жилищных отношений и закрепляются общие, единые принципы управления жилищной сферой. Субъекты Российской Федерации, в свою очередь, на основе таких нормативных правовых актов принимают собственные акты, которые, во-первых, конкретизируют положения федеральных актов применительно к конкретной территории, во-вторых, регулируют сферы, которым федеральный законодатель вообще не уделил внимания.

Жилищное законодательство представляет собой систему нормативных правовых актов, регулирующих определенный круг общественных отношений, связанных прежде всего с удовлетворением жилищной потребности граждан.

2. На основании ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому следует руководствоваться как законодательными актами, принятыми федеральными органами государственной власти, так и актами, принятыми федеральными органами субъектов РФ.