Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- рыбоохранные зоны (см. ст. 48 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов");

- зоны охраны охотничьих ресурсов (см. ст. 51 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

- охранные зоны объектов электросетевого хозяйства (см. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2010 N 103, Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160);

- охранные зоны железных дорог (см. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог").

Отметим, что согласно комментируемому Кодексу границы зон с особыми условиями использования территорий обозначаются:

- на картах (схемах), которые входят в схемы территориального планирования РФ (ч. 6 ст. 10 Кодекса), субъектов РФ (ч. 6 ст. 14), схему территориального планирования муниципального района (ч. 4 ст. 19), в генеральные планы поселений, городских округов (ч. 6 ст. 23);

- на карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки муниципальных образований (ч. 5 ст. 30);

- на схемах в составе материалов по обоснованию проекта планировки территории в графической форме (ч. 5 ст. 42);

- на чертежах проектов межевания территории (ч. 5 ст. 43).

При этом в порядке ч. 10 ст. 45 Кодекса с учетом границ зон с особыми условиями использования территорий осуществляется подготовка документации по планировке территории.

Следует добавить, что из содержания комментируемого пункта следует, что зоны с особыми условиями использования территорий могут устанавливаться исключительно нормами федеральных законов и других нормативных правовых актов РФ и не могут определяться документами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

5. Исходя из определения территориального планирования (см. п. 2 рассматриваемой статьи) следует вывод о приоритете функциональных зон в градостроительном законодательстве в ряде с зонами планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также зон с особыми условиями использования территорий.

Особенностью функциональных зон представляется закрепление их видов и границ в картах (схемах) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, градостроительных регламентах (см. п. 5 ч. 6 ст. 23, п. 2 ч. 1 ст. 34, п. 3 ч. 2 ст. 36 Кодекса). Таким образом, полномочиями по установлению функциональных зон и определению их границ наделены все органы исполнительной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий, а не только органы государственной власти РФ.

Логичной выглядит скрупулезность правового регулирования территориального планирования, которой законодатель уделил гл. 3 комментируемого Кодекса, по объему сравнимой только с гл. 6 (о непосредственных процессах проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства).


6. Градостроительное зонирование как правовой механизм федерального законодательства введен нормами ст. ст. 1, 32, 35, 37, 50 ГрК РФ 1998 г. При этом стоит отметить, что еще в ч. 4 ст. 6 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3296-1 "Об основах градостроительства в Российской Федерации" (утратил силу) отмечалось, что генеральный план является основным юридическим документом, определяющим в том числе функциональное зонирование, застройку и благоустройство территорий, сохранение историко-культурного и природного наследия.

Комментируемый Кодекс регламентирует градостроительное зонирование положениями гл. 4 (ст. ст. 30 - 40), согласно которой основным документом градостроительного зонирования обозначены правила землепользования и застройки (см. п. 8 комментируемой статьи), в состав которых входят 4 документа (см. ч. 2 ст. 30 Кодекса):

- порядок применения правил землепользования и застройки;

- порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки;

- карта градостроительного зонирования;

- градостроительные регламенты.

Поэтому нормы рассматриваемого пункта конкретизируют две цели градостроительного зонирования территорий муниципальных образований, а именно: зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установление градостроительных регламентов.

7. В комментируемом пункте установлены требования к правовому содержанию территориальной зоны:

- определение границ в правилах землепользования и застройки;

- установление градостроительного регламента для каждой территориальной зоны.

Важность этого положения не вызывает сомнений, так как регулирует не только градостроительную сферу законодательства, но и права владельцев земли (см. ст. 85 ЗК РФ), для которых градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Добавим, что основы правового регулирования территориальной зоны регламентированы главным образом положениями главы 4 рассматриваемого Кодекса.

8. Первым документом, определяющим территориальную зону в градостроительной сфере, законодатель обозначил правила землепользования и застройки, которые по своей сути вводят систему правового регулирования застройки и землепользования, основанную на градостроительном зонировании.

Детальное обозначение всех вопросов содержания правил землепользования и застройки и процедур принятия (изменения) в положениях гл. 4 комментируемого Кодекса говорит об особой важности этого нормативного правового акта.

Следует отметить, что согласно Приказу Минюста РФ от 4 мая 2007 г. N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.


Говоря о нормативном правовом акте, следует добавить, что Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

Отметим некоторые особенности подготовки нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, обозначенные в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009:

- нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции;

- нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений (издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается);

- структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты;

- проекты нормативных правовых актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, которыми регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства, подлежат направлению в Министерство экономического развития РФ на заключение об оценке регулирующего воздействия. В этом заключении дается оценка регулирующего воздействия соответствующих решений с целью выявления положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. К проекту акта, направляемому на заключение об оценке регулирующего воздействия, прилагается пояснительная записка, содержащая необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, по форме, устанавливаемой Министерством экономического развития РФ;


- при подготовке нормативного правового акта проводится его правовая экспертиза, а также антикоррупционная экспертиза в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, и согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждаемой Правительством РФ;

- копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции РФ в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации;

- при нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.

9. Положениями комментируемого пункта законодатель установил правовое содержание градостроительного регламента - документа, являющегося составной частью правил землепользования и застройки, представляющего собой совокупность правовых норм, регулирующих правовые основы градостроительной деятельности в пределах границ соответствующей территориальной зоны (правовой режим земельных участков в порядке ст. 36 Кодекса). При этом хронологическими пределами использования градостроительного регламента обозначены процесс застройки и последующая эксплуатация земельных участков.

Согласно рассматриваемой дефиниции содержание градостроительного регламента включает.

- виды разрешенного использования земельных участков над и под поверхностью земли, которые устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне и изменяются в соответствии с положениями градостроительного регламента согласно требованиям технических регламентов (см. ст. 37 Кодекса);

- предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, которые определяются для каждой территориальной зоны (см. ст. 38 Кодекса);

- предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (см. ч. 1 ст. 38 Кодекса);

- ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Обозначим особенности правового регулирования ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, которыми представляются:

1) ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в интересах настоящего и будущего поколений обозначено составной частью мероприятий по устойчивому развитию территорий (см. п. 3 комментируемой статьи);

2) информация об ограничениях использования соответствующей территории отображается на картах (схемах) ограничений, утверждаемых в составе документов территориального планирования субъектов РФ и документов территориального планирования муниципальных образований, которые входят в состав материалов по обоснованию проектов схем территориального планирования РФ (см. п. 1 ч. 9, ч. 10 ст. 10, п. 1 ч. 9 и п. 2 ч. 10 ст. 14, ч. 7 и п. 2 ч. 8 ст. 19 Кодекса) и представляют собой карты (схемы) границ:


- территорий объектов культурного наследия;

- зон с особыми условиями использования территорий;

- территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, последствия размещения которых могут привести к негативным изменениям качества окружающей среды (зоны негативного воздействия);

- зон экологического риска и возможного загрязнения окружающей среды вследствие аварий на потенциально опасных производственных объектах и объектах транспортной инфраструктуры;

3) информация об ограничениях использования соответствующей территории отображается на картах (схемах) ограничений, утверждаемых в составе материалов по обоснованию проектов генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов (см. п. 1 ч. 9, п. 2 ч. 10 ст. 23 Кодекса);

4) подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляются согласно ч. 7 ст. 24 Кодекса, с обязательным учетом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, согласно требованиям ст. ст. 33 - 38 ФЗ "Об объектах культурного наследия";

5) совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке ч. 1 ст. 27 Кодекса осуществляется в том числе с целью установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зон охраны объектов культурного наследия федерального или регионального значения;

6) предложение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления) об установлении ограничений использования территорий в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального или регионального значения согласно ч. 6 ст. 27 Кодекса требует обязательного проведения совместной подготовки документов территориального планирования;

7) извещение о проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории в соответствии с нормами п. 3 ч. 8 ст. 46.3 Кодекса должно содержать сведения об ограничениях использования земельных участков;

8) исполнительный орган государственной власти субъекта РФ согласно п. 19 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ) отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка;