Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9) извещение о проведении аукциона (протокол о результатах аукциона) по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства в соответствии с нормами п. 4 ч. 10, ч. 24 ст. 38.1 ЗК РФ должно содержать сведения об ограничениях использования земельного участка;

10) извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства согласно положениям п. 1 ч. 3 ст. 38.2 ЗК РФ должно содержать сведения об ограничениях использования земельного участка.

10. Одним из предметов правовых отношений законодательства о градостроительной деятельности в соответствии с нормами ч. 1 ст. 4 Кодекса является объект капитального строительства. Категории этого объекта правовых отношений перечислены в комментируемом пункте. Также в нормах Кодекса обозначен различный правовой режим следующих объектов капитального строительства:

- федерального значения (см. п. 18 настоящей статьи, а также ст. ст. 12, 13, 16, 21, 23, 25, 27, 33, 42, 43 и 45 Кодекса);

- регионального значения (см. п. 19 комментируемой статьи, а также ст. ст. 14, 16, 17, 21, 23, 25, 27, 33, 42, 43, 45 и ч. 3 ст. 63 Кодекса);

- местного значения или поселений (см. п. 20 рассматриваемой статьи, п. 5 ч. 1 ст. 8, ст. ст. 19, 21, 23, 25 - 27, 33, 42, 43 и 45 Кодекса);

- на межселенных территориях (см. п. 1 ч. 9 ст. 19, ст. ст. 22 и 45 Кодекса);

- для государственных или муниципальных нужд (см. п. 8 ч. 3 ст. 44 Кодекса);

- не подключенных к сетям инженерно-технического обеспечения (см. ст. 48, п. 3 ч. 7 ст. 51 Кодекса, а также Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83);

- для которых не проводится государственная экспертиза в отношении их проектной документации (см. ч. 2 ст. 49 Кодекса);

- строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (см. ч. 6.1 ст. 49 Кодекса);

- строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты (см. ст. 36 и ч. ч. 3, 5, 22 ст. 51 Кодекса);

- для которых не требуется выдача разрешения на строительство (см. ч. 17 ст. 51 Кодекса);

- работы по организации строительства которых осуществляются при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства (см. ч. 3.1 ст. 52 Кодекса).

Говоря об объектах незавершенного строительства, а также объектах, прекративших свое существование, отметим, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. N 627 "Об утверждении формы акта обследования и требований к его подготовке" в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, с учетом имеющихся кадастровых сведений, составляется акт обследования, в котором подтверждается прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, что может быть связано с гибелью или уничтожением недвижимости или ее части.


В порядке положений ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - ФЗ "О безопасности зданий и сооружений") зданием является результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, предназначенную для проживания (деятельности) людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, имеющую надземную и (или) подземную части, которая включает в себя.

- помещения (часть объема здания или сооружения, имеющую определенное назначение и ограниченную строительными конструкциями);

- сеть инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений);

- систему инженерно-технического обеспечения, предназначенную для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

При этом этапы градостроительной деятельности, включающие инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервацию), реконструкцию объектов капитального строительства в совокупности с эксплуатацией (в том числе текущими ремонтами), капитальным ремонтом и сносом здания (сооружения), представляют собой жизненный цикл здания (сооружения).

В соответствии со словарем строительных терминов здание - это строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для пребывания или проживания людей и для выполнения разных производственных процессов. Словарь С.И. Ожегова определяет понятие термина "здание" значительно проще: здание - это сооружение, архитектурная постройка <1>.

--------------------------------

<1> http// www.classes.ru/ all-russian/ russian-dictionary-Dal-term-10548.htm


Различаются жилые (жилые дома постоянного типа с длительным сроком службы) и нежилые здания (предназначены для использования в производственных, торговых, культурно-просветительных и других (кроме постоянного проживания) целях). Также на земельном участке здания подразделяются на основные (главенствующие по капитальности постройки, по архитектурным признакам и своему назначению) и служебные (имеют по отношению к основному зданию на земельном участке второстепенное значение; служебные строения, как правило, бывают некапитального типа и при технической инвентаризации их внутренние помещения не измеряются и не учитываются).

Правовой порядок идентификации зданий и сооружений регламентирован положениями ст. 4 ФЗ "О безопасности зданий и сооружений" и включает следующие признаки классификации:


1) назначение, для определения которого применяются классификаторы из Перечня общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, прилагаемого к Постановлению Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677;

2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность (об определении транспортной инфраструктуры и транспортных средств, транспортной безопасности, уровне безопасности и др. см. ст. 1 Федерального закона РФ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности");

3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;

4) принадлежность к опасным производственным объектам (применяется согласно положениям Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов") и правилам ст. 48.1 комментируемого Кодекса);

5) пожарная и взрывопожарная опасность (классификация зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности осуществляется согласно положениям гл. 8 (ст. ст. 26 - 27) Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");

6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;

7) уровень ответственности (определяет объем последствий экономического, социального и экономического характера при его разрушении).

Строение представляет собой отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения (сараи, гаражи (индивидуального пользования), навесы, дворовые погреба и т.п.) (см. Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в РФ, утв. Приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37).

Нормы ст. 2 ФЗ "О безопасности зданий и сооружений" устанавливают, что сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций, предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружением можно считать инженерно-строительный объект, назначением которого является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является любое отдельно стоящее сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним одно целое.


Говоря о правовом режиме зданий (сооружений), следует обратить внимание на Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", согласно которому:

- регулирование отношений собственников помещений в многоквартирном доме, возникающих по поводу общего имущества, предусмотрено ст. ст. 289, 290 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ); кроме того, отношения собственников помещений в любых объектах недвижимости, которые созданы в порядке долевого строительства, прямо урегулированы ст. ст. 1 и 16 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об участии в долевом строительстве");

- отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности ст. ст. 249, 289, 290 ГК РФ;

- право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- по соглашению собственников общего имущества (собственников помещений в здании) допускается передача отдельных частей здания в пользование; например, может быть заключен договор пользования несущей стеной или крышей здания для размещения наружной рекламы; стороной такого договора, предоставляющей имущество в пользование, признаются все собственники общего имущества здания, которые образуют множественность лиц в соответствии с действующим законодательством.

Обратим внимание на роль объекта капитального строительства в правилах ФЗ "Об участии в долевом строительстве", в котором он обозначен объектом долевого строительства, представляющим собой жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящегося (создаваемого) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.

11. Красные линии в соответствии с комментируемыми положениями представляют собой обозначение существующих и планируемых территориальных границ двух категорий:


- границ территорий общего пользования (площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары, подробнее см. комментарии к п. 12 рассматриваемой статьи);

- границ земельных участков, на которых расположены линейные объекты (линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения).

Особенностями правового регулирования красных линий согласно положениям комментируемого Кодекса и ЗК РФ представляются:

- установление границ территориальных зон в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 34 Кодекса осуществляется с учетом красных линий;

- основная часть проекта планировки территории в порядке подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 Кодекса включает в себя красные линии;

- чертежи межевания территорий согласно п. п. 1 и 2 ч. 5 ст. 43 Кодекса должны отображать красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, а также линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

- документы к заявлению о выдаче разрешения на строительство в соответствии с подп. "в" п. 3 ч. 7 ст. 51 Кодекса должны содержать схему планировочной организации земельного участка, подтверждающую расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

- порядок выдачи разрешений на строительство согласно ч. 11 ст. 51 Кодекса включает в том числе проверку соответствия красным линиям схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;

- к извещению о начале работ, подлежащих строительному надзору, в порядке п. 3 ч. 5 ст. 52 Кодекса прилагается копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

- в соответствии с ч. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Добавим, что согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" границы кварталов, микрорайонов, земли публичного пользования определяются красными линиями в соответствии с градостроительным, земельным и жилищным законодательством РФ.

О правовом регулировании красных линий указывалось в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июля 2010 г. N 2438/10, согласно которому Постановления администрации г. Тюмени от 5 июля 1995 г. N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" и от 30 апреля 2008 г. N 13 "О внесении изменений в проект красных линий в районе улиц Клары Цеткин - Брестская - Авторемонтная - Аккумуляторная в г. Тюмени" в части утверждения красных линий признаны недействующими, поскольку администрация не доказала, что красные линии были изменены до начала строительства спорных складских помещений. Кроме того, нарушением установлено неопубликование сведений о красных линиях.