Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Говоря о содержании правового механизма прекращения членства в саморегулируемой организации, следует отметить его инициирующую особенность. Так, в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 55.8 Кодекса прекращение членства в саморегулируемой организации автоматически прекращает действие свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ.

2. Комментируемый порядок принятия решения саморегулируемой организацией об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица является составной частью правового механизма прекращения членства в саморегулируемой организации в сфере градостроительной деятельности и включает исчерпывающий перечень из пяти случаев, которые служат основанием для принятия решения общим собранием в порядке п. 7 ст. 55.10 Кодекса об исключении члена из состава саморегулируемой организации.

Несоблюдение требований технических регламентов, повлекшее за собой причинение вреда, во-первых, противоречит первой основной цели саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности (см. п. 1 ч. 1 ст. 55.1 Кодекса), во-вторых, инициирует действие обременительного механизма субсидиарной ответственности за причинение указанного вреда саморегулируемой организации в пределах средств компенсационного фонда (см. ст. 60 Кодекса).

Об особенностях технического регулирования в градостроительной сфере согласно положениям Кодекса см. комментарий к п. 17 ст. 1 Кодекса.

Неоднократность, как правило, представляет собой совершение двух и более нарушений установленных правовых норм. Согласно комментируемым положениям неоднократное или грубое (критерии грубости могут быть обозначены в локальных нормативных актах, которые указаны в рассматриваемой части) нарушение членом саморегулируемой организации правовых норм пяти категорий может стать поводом принятия решения об исключении индивидуального предпринимателя или юридического лица из членов саморегулируемой организации.

Неисполнение в срок обязанностей по уплате членских взносов (см. п. п. 4 и 5 ст. 55.10 Кодекса) и взноса в компенсационный фонд (см. ст. 55.16 Кодекса) представляют материально-финансовое условие исключения из состава саморегулируемой организации.

С учетом исключения случая, указанного в ч. 7 ст. 55.8 Кодекса, отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно положениям комментируемого Кодекса, возможно в случае выполнения видов работ, на которые этому лицу не выдано соответствующее свидетельство о допуске, или в случае, когда действие свидетельства о допуске к работам прекращено согласно п. 15 ст. 55.8 в отношении определенного вида или видов работ.


По общим правилам саморегулирования орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия может дать общему собранию рекомендацию об исключении лица из членов саморегулируемой организации, подлежащую рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации (см. п. 4 ч. 4 ст. 10 Федерального закона "О саморегулировании").

3. В нормах ч. 3 комментируемой статьи законодатель установил особенности принятия решения об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица, которое по общему правилу п. 7 ст. 55.10 Кодекса принимается на общем собрании членов саморегулируемой организации. При отсутствии у члена саморегулируемой организации свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ комментируемая норма позволяет принять решение об исключении из членов саморегулируемой организации индивидуального предпринимателя или юридического лица в соответствии с п. 5 ч. 2 настоящей статьи постоянно действующему коллегиальному органу управления саморегулируемой организации (см. ст. 55.11 Кодекса)

4. Комментируемая часть включает особенность прекращения членства в саморегулируемой организации материально-финансового характера, которая позволяет не возвращать бывшему члену саморегулируемой организации уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

Следует отметить, что в соответствии с положениями ч. ч. 4 и 5 ст. 3.2 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ возврат индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, прекратившим членство в такой саморегулируемой организации, уплаченных ими взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации осуществляется при соблюдении трех условий, связанных с исключением из Перечня <20> до 1 августа 2010 г. видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

--------------------------------

<20> См.: Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864 и Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624.


5. В соответствии с рассматриваемыми положениями принятое саморегулируемой организацией решение об исключении из членов саморегулируемой организации может быть обжаловано в арбитражный суд, что реализует общее правило саморегулирования, установленное нормами ст. 11 ФЗ о СРО, согласно которым любой член саморегулируемой организации в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке, а также требовать в соответствии с законодательством РФ возмещения саморегулируемой организацией причиненного ему вреда.



Статья 55.8. Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства


Комментарий к статье 55.8


1. Положения комментируемой статьи определяют особенности правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которая включает в себя:

- обязанность исполнителя работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, иметь в наличии выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам с соблюдением планируемой стоимости работ, исходя из размера которой был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч. ч. 6 или 7 ст. 55.16 Кодекса;

- обязанность получения допуска на определенный вид работ только от одной саморегулируемой организации;

- запрет на выполнение вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, если не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ;

- основы правового регулирования правового института перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

- пределы сферы деятельности саморегулируемой организации в части выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

- правило выдачи свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации;

- особенности получения свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при приобретении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации;

- правовое содержание допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

- пределы действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

- порядок внесения изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

- обязанность члена саморегулируемой организации до получения свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства вносить взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации;


- исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

- правовой механизм прекращения действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

- право арбитражного обжалования решений, действий (бездействия) саморегулируемой организации;

- условие легитимности начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Следует отметить, что в соответствии с нормами ч. 5.1 ст. 55.18 Кодекса решения саморегулируемой организации семи видов, в том числе о выдаче свидетельства о допуске, внесении в него изменений, приостановлении, возобновлении, отказе в возобновлении или о прекращении действия такого свидетельства, вступают в силу в течение десяти дней со дня получения Ростехнадзором уведомлений о принятии таких решений.

В нормах комментируемой части обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которая включает обязанность исполнителя работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, иметь в наличии выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам (необходимость наличия свидетельства о допуске к установленным видам работ в градостроительной деятельности также обозначена положениями ч. 2 ст. 47, ч. ч. 4 и 5.1 ст. 48, ч. ч. 2 и 3.1 ст. 52 Кодекса).

В ч. 1.1 рассматриваемой статьи, равно как и в ч. 10.1 настоящей статьи, установлены финансовые особенности начала работ, связанные с надлежащим исполнением порядка пополнения компенсационного фонда саморегулируемой организации (см. ст. 55.16 Кодекса). Согласно комментируемому положению индивидуальный предприниматель (юридическое лицо) не может приступить к видам работ при наличии соответствующего свидетельства, если им не соблюдается планируемая стоимость работ, исходя из размера которой был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч. ч. 6 или 7 ст. 55.16 Кодекса, т.е. при превышении стоимости договора (договоров) по выполнению работ планируемой стоимости работ член саморегулируемой организации обязан сперва покрыть взносом в компенсационный фонд разность превышения в порядке правил ст. 55.16 Кодекса, а затем приступать к работе.

2. В нормах ч. 2 комментируемой статьи обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающую обязанность индивидуального предпринимателя (юридического лица) получения допуска на определенный вид работ только от одной саморегулируемой организации. Иными словами, наличие у одного лица действующих свидетельств о допуске к одному виду работ, выданных разными саморегулируемыми организациями, запрещено.


Данная норма реализует общее правило членства в саморегулируемой организации, определенное положениями ч. 4 ст. 5 ФЗ о СРО (субъект саморегулирования может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности одного вида).

Добавим, что в порядке п. 3 ч. 5 ст. 55.6 Кодекса наличие у индивидуального предпринимателя (юридического лица) выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду (видам) работ, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства и указан в заявлении о вступлении в члены саморегулируемой организации, является основанием для отказа в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации. Однако общие правила ч. 3 ст. 5 ФЗ о СРО, а также ч. 7 ст. 55.6 Кодекса допускают членство в различных саморегулируемых организациях с получением в них свидетельств о допуске к различным видам работ.

3. Положения ч. 3 рассматриваемой статьи определяют составную часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяющую запрет на выполнение вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, если не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ.

Следует полагать, что нарушение этого запрета, выявленное согласно ч. 2 ст. 55.13 Кодекса при контроле за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске (осуществляется при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год), может привести к применению саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в соответствии с положениями ст. 55.15 Кодекса.

4. О полномочиях органов государственной власти в области градостроительной деятельности, в том числе установлении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, см. комментарии к п. 3.4 ст. 6 Кодекса.

Правила настоящей статьи регламентируют основы правового регулирования важного правового института Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяющего правовые границы сферы саморегулирования и утвержденного, по сути, взамен перечня лицензируемых видов строительной деятельности (подробнее см. ст. 3 ФЗ от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ).