Файл: ГрК_комм_Филатова_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Правила комментируемой части статьи регламентируют пределы действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Как установлено законодателем, выдача свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, осуществляется саморегулируемой организацией:

- бесплатно (после соответствующей оплаты вступительного, членского взноса и взноса в компенсационный фонд в порядке ч. 6 ст. 55.6, п. 3 ч. 2 ст. 55.7, ч. 10.1 настоящей статьи Кодекса);

- навсегда (с условием прохождения установленных переквалификации и аттестации согласно федеральному минимуму ч. ч. 8 - 9 ст. 55.5 Кодекса);

- на всю территорию действия норм комментируемого Кодекса (пределы действия федерального законодательства).

10. В нормах ч. ч. 10, 11 - 14 комментируемой статьи обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяющую порядок внесения изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Так, член саморегулируемой организации имеет право на внесение изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В случае намерения увеличить количество видов работ, которые указаны в свидетельстве о допуске, член саморегулируемой организации обязан аргументировать свое стремление заявлением с приложением соответствующих документов о соблюдении требований, установленных саморегулируемой организацией, согласно положениям ч. ч. 6 - 10 ст. 55.5 Кодекса.

Недостаточная аргументация такого заявления согласно п. п. 1 и 2 ч. 11 настоящей статьи может служить основанием для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске.

Правила, установленные ч. 10.1 комментируемой статьи, внесены в положения Кодекса в соответствии с п. 7 ст. 1 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ. Они устанавливают обязанность члена саморегулируемой организации до получения свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства вносить взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации (см. ч. ч. 6, 7 ст. 55.16 Кодекса).

11. Положения ч. 11 настоящей статьи определяют часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающую исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.


Как установил законодатель, бесспорному отказу во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ подлежат три случая. Во-первых, фактическое несоответствие члена саморегулируемой организации требованиям, установленным саморегулируемой организацией согласно положениям ч. ч. 6 - 10 ст. 55.5 Кодекса (например, неисправность материально-технической базы); во-вторых, представление неполного объема документов, обозначенных в требованиях к выдаче свидетельства о допуске (например, документов о соответствующей квалификации работников согласно федеральному минимуму в порядке ч. ч. 8 - 9 ст. 55.5 Кодекса); в-третьих, неоплата взноса в компенсационный фонд в соответствии с нормами ч. 10.1 настоящей статьи при стремлении получить свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства.

12. В правилах ч. 12 рассматриваемой статьи законодатель обозначил исчерпывающий характер перечня оснований для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, т.е. основания, кроме установленных в ч. 11 комментируемой статьи, могут устанавливаться только содержанием федерального законодательства, что реализует право членов саморегулируемых организаций в градостроительной сфере на свободу своей предпринимательской деятельности.

13. В соответствии с комментируемыми положениями саморегулируемая организация обязана:

- в течение тридцати дней со дня получения документов от своего члена проверить их и принять решение о внесении изменений в его свидетельство о допуске, касающихся допуска к определенному виду работ (отказе во внесении таких изменений);

- направить решение о внесении изменений (отказе во внесении таких изменений) заявителю.

Неисполнение (нарушение сроков, ненаправление решения заявителю) этих обязанностей может стать основанием арбитражного обжалования в порядке ч. 17 рассматриваемой статьи.

14. Продолжением вышеуказанных обязанностей саморегулируемой организации при изменении видов работ в свидетельстве о допуске в ч. 14 рассматриваемой статьи обозначены:

- выдача в трехдневный срок (с учетом только рабочих дней) после принятия решения о внесении изменений в свидетельство о допуске измененного свидетельства;

- отбор ранее выданного свидетельства (согласно общим правилам учета документов строгой отчетности, см. Унифицированную форму первичной учетной документации N ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности" (ОКУД 0317014), утвержденную Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88, Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. N 100);


- внесение в реестр членов саморегулируемой организации сведений об изменении в обновленных свидетельствах о допуске (в порядке п. 3 ч. 2 ст. 55.17 Кодекса в такой реестр включаются в том числе сведения о допуске члена саморегулируемой организации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства);

- направление информации об изменении в обновленных свидетельствах о допуске в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор), так как последний по общим правилам ч. 2 ст. 20 ФЗ о СРО и согласно ч. 1 ст. 55.18 Кодекса отвечает за ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности и внесение в него установленных согласно ч. 2 ст. 55.18 Кодекса сведений в отношении каждой саморегулируемой организации.

15. В нормах ч. 15 комментируемой статьи обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяющую основы правового механизма прекращения действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно нормам ч. 1 комментируемой статьи исполнитель без наличия соответствующего свидетельства о допуске не может приступать к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (требования наличия свидетельства о допуске к установленным видам работ в градостроительной деятельности также определены положениями ч. 2 ст. 47, ч. ч. 4 и 5.1 ст. 48, ч. ч. 2 и 3.1 ст. 52 Кодекса).

В рассматриваемой части обозначен исчерпывающий перечень семи юридических фактов, которые могут стать основанием для прекращения в отношении определенного вида (видов) работ действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе:

1) добровольное волеизъявление члена саморегулируемой организации с последующим решением в порядке ст. 55.11 постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации (о добровольном характере членства в саморегулируемой организации см. комментарий к п. 1 ч. 1 ст. 55.7 Кодекса);

2) решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в порядке ст. 55.11 при наличии свидетельства о допуске к такому же виду работ, выданного их члену в другой саморегулируемой организации (о запрете получения допуска на определенный вид работ от разных саморегулируемых организаций см. комментарий к ч. 2 настоящей статьи);

3) решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в порядке ст. 55.11 и п. 3 ч. 2 ст. 55.15 Кодекса при наличии оснований для приостановления в соответствии с ч. 3 ст. 55.15 Кодекса действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ, а также неустранения таких оснований в установленный срок (шестьдесят календарных дней);


4) решение суда (в порядке п. 3.3 ст. 6 и ч. 7 ст. 55.19 Кодекса органы государственной власти (орган надзора за саморегулируемыми организациями) в пределах полномочий в области градостроительной деятельности могут обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций);

5) прекращение членства в саморегулируемой организации (особенности общих правил членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, регламентированные положениями ст. 5 ФЗ о СРО, указаны в комментарии к ч. 1 ст. 55.4 Кодекса);

6) решение общего собрания членов саморегулируемой организации при применении меры дисциплинарного воздействия в соответствии с нормами п. 4 ч. 2 ст. 55.15 Кодекса (основы правового регулирования общего собрания членов саморегулируемой организации - высшего органа управления саморегулируемой организации - определены в ст. 55.10 комментируемого Кодекса и ст. ст. 15, 16 ФЗ о СРО);

7) исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (общие правила исключений сведений (снятия статуса саморегулирования) о некоммерческой организации из государственного реестра регламентированы положениями ст. 21 ФЗ о СРО, а также ч. ч. 4 - 5, 8 ст. 55.18 Кодекса).

16. Последней нормой правового механизма прекращения действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в ч. 16 комментируемой статьи установлено императивное правило обязательного прекращения членства в саморегулируемой организации, если прекратило действие выданное в такой организации свидетельство о допуске к работам (за исключением случая приобретения в порядке ч. 7 ст. 55.8 Кодекса некоммерческой организацией статуса саморегулируемой).

17. Положения рассматриваемой части определяют составную часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливающую право арбитражного обжалования решений, действий (бездействия) саморегулируемой организации при реализации правовых механизмов выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, внесения в них изменений, а также прекращения действия такого свидетельства.

18. Нормы ч. 18 комментируемой статьи определяют условие легитимности начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Таким образом, законодателем установлено, что свидетельство о допуске к работам не действительно без внесения саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации сведений о выдаче такого свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам. Можно сделать вывод, что отсутствие в реестре членов саморегулируемой организации сведений о прекращении действия свидетельства о допуске даже при наступлении любого из семи юридических фактов, исчерпывающий перечень которых обозначен в ч. 15 рассматриваемой статьи, формально означает действительность такого свидетельства.


Говоря о допуске к различным видам строительных работ в области саморегулирования, следует отметить, что в п. 32.10 разд. III Перечня (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624) "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" указан строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и аэродромов, мостов, эстакад и путепроводов. В данной связи Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2010 г. по делу N А53-5882/2010 указано, что для осуществления лабораторного контроля качества асфальтобетонного покрытия необходимо иметь допуск к проведению строительного контроля, выданный саморегулируемой организацией.


Статья 55.9. Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов


Комментарий к статье 55.9


1. Особенности распространения или предоставления информации регламентированы положениями ст. ст. 2 и 10 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которым:

- обладателем информации является лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

- доступ к информации представляет собой возможность получения информации и ее использования;

- предоставление информации включает действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц, при этом случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации устанавливаются федеральными законами (как в положениях комментируемой статьи).

Обеспечение доступа к информации о деятельности саморегулируемых организаций и их членов осуществляется с учетом общих правил ограничений доступа к информации, обозначенных в ст. 9 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которые включают положения о том, что:

1) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

3) информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации;