Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4248

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В пункте 4 ст. 1314 установлена возможность для каждого члена коллектива исполнителей самостоятельно (не дожидаясь согласия других членов такого коллектива) принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, даже если оно образует неразрывное целое. Такой подход должен упростить процедуру обращения правообладателей за защитой их нарушенных прав.


Статья 1315. Права исполнителя


Комментарий к статье 1315


1. В соответствии с п. 1 ст. 1315 исполнителю принадлежат следующие права:

1) исключительное право на исполнение, которое является имущественным правом. Это право отторжимо от личности исполнителя, может быть отчуждено им по договору, перейти к третьим лицам в порядке универсального правопреемства и т.д.;

2) право авторства - основное личное неимущественное право исполнителя. Его содержание состоит в том, что только исполнитель может быть признан автором исполнения, которое он создает своим творческим трудом;

3) право на имя - на указание имени или псевдонима исполнителя на экземплярах фонограммы (что прямо вытекает из требований ст. 11 Римской конвенции), а также в иных случаях использования исполнения. При этом в случае совместного исполнения (п. 1 ст. 1314 ГК) право на имя реализуется путем указания наименования коллектива исполнителей. Единственным исключением, когда п. 1 ст. 1315 не требует указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей, является ситуация, в которой сам характер использования исключает такую возможность (например, публичное исполнение музыкального произведения на официальной церемонии). Право на имя является личным неимущественным правом;

4) право на неприкосновенность исполнения - также личное неимущественное право исполнителя, призванное защитить исполнение от всякого искажения. Под искажением при этом понимается внесение в запись исполнения, в сообщение его в эфир или по кабелю изменений, которые извращают смысл или нарушают целостность восприятия исполнения. Право на неприкосновенность исполнения отличается по содержанию от одноименного права автора произведения, поскольку его определение не содержит четкого перечня действий, которые нельзя совершать без согласия исполнителя. Вместе с тем в п. 1 ст. 1315 введены по существу те же критерии, что и в п. 2 ст. 1266 ГК, свидетельствующие о нарушении такого права: извращение смысла и нарушение целостности восприятия исполнения (см. комментарий к ст. 1266).

Личные неимущественные права исполнителя неотчуждаемы и непередаваемы третьим лицам, отказ от них ничтожен (абз. 2 п. 2 ст. 1228 ГК).

2. Пункт 2 комментируемой статьи подчеркивает тесную связь авторских и смежных прав, а также указывает на зависимость прав исполнителей от прав авторов произведений, которые они используют в процессе исполнения. Исполнитель должен правомерно использовать такие произведения, т.е. получить в установленном порядке согласие автора (или авторов) на такое использование. Кроме того, при исполнении произведения не должны нарушаться личные неимущественные права автора (авторов); в первую очередь это касается права авторства, права на имя и права на неприкосновенность произведения.


3. Норма, содержащаяся в п. 3 ст. 1315, призвана установить соотношение между правами исполнителя и автора исполняемого произведения. В ней подчеркивается, что права исполнителя, несмотря на их связь с авторскими правами, самостоятельны. Они признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Например, истечение срока действия авторских прав и переход произведения в общественное достояние в то время, когда сроки охраны прав исполнителя еще не истекли, никак не влияет на охрану прав исполнителя. Последние подлежат охране на протяжении всего срока их действия, установленного Гражданским кодексом.


Статья 1316. Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя


Комментарий к статье 1316


1. Право авторства, право на имя и право на неприкосновенность исполнения как субъективные права, неотторжимые от личности их обладателя, не могут существовать после его смерти. В то же время общество заинтересовано в сохранении как сведений о личности исполнителя, так и самого исполнения в неискаженном виде, поэтому в п. 1 ст. 1316 предусматривается, что авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.

2. Точно так же, как это предусмотрено в отношении авторов (п. 2 ст. 1267 ГК), согласно п. 2 ст. 1316 исполнитель вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану своего имени и неприкосновенности исполнения после своей смерти. Такие действия производятся им в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134 ГК). Лицом, упоминаемым в п. 2 ст. 1316, может быть только гражданин (конкретный человек). Это вытекает, в частности, из содержания ст. 1134 ГК, устанавливающей, что исполнителем завещания является только гражданин.

Завещатель может поручить охрану своих личных неимущественных прав не только наследнику, но и другому гражданину. Такой человек должен выразить свое согласие с этим поручением в виде собственноручной надписи на самом завещании или в заявлении, приложенном к завещанию, либо в заявлении, поданном нотариусу в месячный срок со дня открытия наследства. Гражданин также может быть признан давшим согласие, если он фактически приступил к охране личных неимущественных прав исполнителя в течение месяца со дня открытия наследства.

Лицо, на которое исполнитель возложил соответствующие полномочия, осуществляет их пожизненно. Согласно п. 2 ст. 1134 ГК исполнитель завещания (а следовательно, и гражданин, на которого возложена охрана личных неимущественных прав исполнителя) может быть освобожден от таких обязанностей по его просьбе или по просьбе наследников при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им указанных обязанностей. Однако решение об освобождении его от обязанностей может принять только суд.


Если исполнитель не возложил охрану своего имени и неприкосновенности исполнения после своей смерти на конкретное лицо либо если это лицо отказалось от своих полномочий, а также после смерти такого лица охрану имени исполнителя и неприкосновенности исполнения осуществляют его наследники, их правопреемники (лица, к которым перешло исключительное право на исполнение) и другие заинтересованные лица (например, представители общественной организации).

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 1228 ГК после смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК. Поскольку в п. 2 ст. 1316 специальный порядок установлен только применительно к охране имени исполнителя и неприкосновенности исполнения, в отношении охраны авторства исполнителя, по-видимому, должна действовать норма абз. 3 п. 2 ст. 1228 ГК. В этом случае такую охрану может осуществлять любое заинтересованное лицо, независимо от того, является ли оно правообладателем, представляет ли определенные общественные круги или выступает от своего собственного имени.


Статья 1317. Исключительное право на исполнение


Комментарий к статье 1317


1. Принадлежащее исполнителю исключительное право состоит в возможности использовать исполнение любым не противоречащим закону способом. В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК исполнитель может самостоятельно использовать исполнение доступными для него способами (например, разместив самостоятельно созданную запись исполнения на собственном сайте в Интернете), а также по своему усмотрению разрешать его использование другим лицам. По существу, такое разрешение осуществляется путем распоряжения исключительным правом. Исполнитель может распорядиться своим исключительным правом различными способами, в частности отчуждая это право по договору либо предоставляя право использования своего исполнения на основе лицензионного договора.

2. В пункте 2 комментируемой статьи содержится примерный перечень способов использования исполнений, в значительной мере повторяющий перечень п. 2 ст. 1270 ГК о способах использования произведений, охраняемых авторским правом. Перечень п. 2 ст. 1317 отличается от него прежде всего иным расположением способов использования и отсутствием тех способов, которые неприменимы к исполнениям.

Кроме того, в качестве самостоятельного способа использования, типичного именно для исполнений, в подп. 3 п. 2 названа запись исполнения, т.е. фиксация звуков и (или) изображений или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять неоднократное восприятие, воспроизведение и сообщение таких звуков и (или) изображений. Упоминание записи исполнения в качестве одного из способов использования крайне важно, т.к. согласно подп. 1 п. 1 ст. 1304 ГК исполнение признается объектом смежных прав только в том случае, если выражается в форме, допускающей его воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Запись как раз и является основным способом фиксации исполнения в такой объективной форме. Определение записи как фиксации звуков и изображений или их отображений сформулировано достаточно широко, чтобы охватить как современные цифровые технологии, так и, по возможности, технические достижения будущего.


Наряду с записью исполнение может быть зафиксировано и другими способами, в частности путем сообщения "живого" исполнения в эфир или по кабелю (подп. 1 и 2 п. 2 ст. 1317).

Все остальные способы, названные в п. 2 ст. 1317, относятся к использованию записи исполнения. Это, прежде всего, воспроизведение и распространение такой записи (подп. 4 и 5 п. 2 ст. 1317). Относительно воспроизведения записи (как и по поводу воспроизведения произведения в подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК) сделана оговорка, что запись исполнения на электронном носителе, в т.ч. запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением и требует разрешения правообладателя. Исключением является временная запись, составляющая неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, единственная цель которого - правомерно использовать запись или правомерно довести исполнение до всеобщего сведения. Данное исключение, по существу, выступает новым случаем свободного использования исполнения. Его введение объясняется появлением технологических процессов воспроизведения, осуществляемых прежде всего в электронной среде, в частности в мультимедийных сетях, которые основаны на создании промежуточных копий воспроизводимого объекта. Требование получить разрешение правообладателя для создания таких копий могло бы чрезмерно усложнить взаимоотношения с пользователями.

В подпункте 6 п. 2 ст. 1317 в качестве способа использования записи исполнения названы ее сообщение в эфир и по кабелю, а в подп. 7 - доведение записи до всеобщего сведения, под которым понимается предоставление доступа к такой записи через сеть Интернет и иные подобные мультимедийные сети. В пункте 2 ст. 1317 не упомянуто доведение до всеобщего сведения собственно исполнения (это возможно, как и при сообщении исполнения в эфир или по кабелю), однако перечень, как уже подчеркивалось, не является исчерпывающим, поэтому отсутствие упоминания в нем такого способа не означает, что подобное использование не требует разрешения правообладателя.

К самостоятельным способам относится также упомянутое в подп. 8 п. 2 ст. 1317 публичное исполнение записи, т.е. любое сообщение такой записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения (в магазине, на дискотеке, на стадионе), либо в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (в закрытом клубе, на показе мод, на вернисаже). При этом не имеет значения, воспринимается такая запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

В Постановлении Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15 указано, что при решении вопроса о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.


В подпункте 9 п. 2 ст. 1317 в качестве способа использования записи исполнения назван также прокат оригинала или экземпляров такой записи. Так как прокат записи исполнения в нем не определен, следует применять определение, приведенное в ст. 626 ГК. В то же время, поскольку прокат является разновидностью договора аренды (ст. 606 ГК), в тех случаях, когда положения § 2 гл. 34 ГК о прокате недостаточно соответствуют специфике отношений, складывающихся по поводу передачи оригинала или экземпляра записи исполнения во временное владение и пользование за плату, к ним могут применяться общие нормы об аренде имущества (п. 1 ст. 6 ГК).

3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит положение, которое может рассматриваться как ограничение исключительного права на использование исполнений. В данном случае ГК устанавливает, что изготовление записи исполнения для определенных целей с согласия исполнителя исключает в дальнейшем необходимость получать у исполнителя разрешение на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение этой записи, если они осуществляются в тех же целях. Таким образом, право использовать запись исполнения перечисленными способами предоставляется ее изготовителю.

4. Сходная по своей направленности норма включена в п. 4 ст. 1317. В случае заключения исполнителем договора о его участии в создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование его исполнения в составе этого аудиовизуального произведения предполагается. Поскольку данная норма не диспозитивна, это означает, что исполнитель, заключивший договор о своем участии в кинофильме или ином подобном произведении, не может запретить использование своего исполнения в этом произведении. Данное правило корреспондирует содержанию ст. 1240 ГК. В то же время в п. 4 ст. 1317 установлено, что согласие исполнителя на отдельное от аудиовизуального произведения использование звука или изображения, зафиксированных в этом произведении, должно быть прямо выражено в договоре. При отсутствии такого договорного условия исполнитель может возражать против отдельного использования исполнения, поскольку оно выходит за рамки целей, вытекающих из содержания упомянутого договора.

5. В связи с тем, что исключительное право может переходить от первоначального правообладателя - исполнителя к другим лицам, в п. 5 ст. 1317 специально для случаев, когда исполнение используется лицом, не являющимся его исполнителем, предусмотрена оговорка о необходимости соблюдения таким лицом прав авторов исполняемых произведений (см. п. 2 ст. 1315 ГК).


Статья 1318. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние


Комментарий к статье 1318


1. Законом установлен 50-летний срок действия исключительного права на исполнение - более короткий, чем на произведения науки, литературы и искусства. Тем не менее этот срок соответствует современным международным стандартам, в частности требованиям п. 5 ст. 14 Соглашения ТРИПС, согласно которому срок охраны, предоставляемый исполнителям, должен составлять по меньшей мере 50 лет, считая с конца календарного года, в котором была сделана запись или имело место исполнение.