Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4247

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсутствие знака правовой охраны не лишает правообладателя возможностей защиты своих прав. Вместе с тем его размещение на экземплярах фонограммы (или ее упаковке) может облегчить доказывание наличия таких прав в случае спора.

2. В статье 1305 впервые вводится понятие экземпляра фонограммы как копии такой звукозаписи на любом материальном носителе, которое неоднократно используется в гл. 71 ГК. В качестве материального носителя могут выступать, например, цифровой диск, пластинка, кассета, карта памяти, память ЭВМ. Экземпляром признается копия, включающая не только все звуки, зафиксированные на фонограмме, но и часть таких звуков. В определении экземпляра фонограммы также подчеркнуто, что наряду со звуками на такой копии могут быть зафиксированы отображения звуков. Под отображением звуков понимается их цифровая обработка, поскольку для восприятия такой записи слухом необходимо ее преобразование при помощи специальной техники. Указание на непосредственное или косвенное изготовление копии с фонограммы также связано с особенностями различных современных технических способов записи. Уточнения подобного рода призваны облегчить унификацию норм российского законодательства о смежных правах с положениями международных соглашений, в которых Российская Федерация участвует или собирается принять участие (например, ДИФ).


Статья 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения


Комментарий к статье 1306


1. Пункт 5 ст. 1229 ГК предусматривает возможность ограничения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Ограничения такого рода могут быть установлены только в Гражданском кодексе при условии, что они не наносят неоправданный ущерб обычному использованию таких результатов или средств и не ущемляют необоснованным образом законные интересы правообладателей.

2. Случаи свободного использования объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения относятся к числу таких ограничений исключительных прав. Поскольку смежные права во многом схожи с авторскими правами и тесно с ними связаны, ст. 1306 содержит прямую отсылку к тем статьям гл. 70 ГК "Авторское право", которые предусматривают случаи свободного использования произведений науки, литературы и искусства, применимые в равной степени и к объектам смежных прав: ст. 1273 "Свободное воспроизведение в личных целях"; ст. 1274 "Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях"; ст. 1277 "Свободное публичное исполнение музыкального произведения"; ст. 1278 "Свободное воспроизведение для целей правоприменения" и ст. 1279 "Свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования".


Статья 1306 также упоминает о наличии иных случаев ограничений исключительных прав на объекты смежных прав, которые предусмотрены в других параграфах гл. 71 ГК и будут рассмотрены в комментарии к соответствующим статьям.


Статья 1307. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав


Комментарий к статье 1307


По такому договору исключительное право от правообладателя в полном объеме и на весь срок действия этого права переходит к его приобретателю. Артист-исполнитель, дирижер, режиссер-постановщик, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель, заключив такой договор, лишается возможности в дальнейшем использовать объект исключительного права и распоряжаться исключительным правом на него. Вопрос о размере, порядке, сроках выплаты вознаграждения должен решаться в таком договоре по соглашению сторон. Личные неимущественные права в тех случаях, когда они есть у правообладателя, сохраняются за ним и к приобретателю исключительного права не переходят.

К договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав применимы также положения ст. ст. 1233 и 1234 ГК, содержащие общие правила о таком договоре.


Статья 1308. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав


Комментарий к статье 1308


Статья 1308 дает определение лицензионного договора о предоставлении права использования объекта смежных прав. Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату (п. 1 ст. 1233 ГК). Артист-исполнитель, дирижер, режиссер-постановщик, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель, выступающий в качестве лицензиара, передает право использования того или иного объекта смежных прав лицензиату в установленных договором пределах. Лицензиат может использовать этот объект смежных прав только в пределах и способами, которые предусмотрены данным лицензионным договором.

К лицензионному договору применимы также положения ст. ст. 1233 и 1235 - 1238 ГК, содержащие общие правила об этом договоре.


Статья 1309. Технические средства защиты смежных прав


Комментарий к статье 1309


1. В параграфе 1 гл. 71 ГК содержится довольно много норм, отсылающих к статьям гл. 70 ГК, поскольку авторские и смежные права тесно связаны между собой, причем смежные права зачастую вытекают из авторских. В связи с тем что технически невозможно создание в рамках части 4 ГК специального раздела, содержащего положения, общие как для авторских, так и для смежных прав, в § 1 гл. 71 ГК включено несколько статей, содержание которых, по существу, идентично содержанию соответствующих статей гл. 70 ГК. К их числу относится и ст. 1309 о технических средствах защиты смежных прав, которая распространяет на смежные права содержание ст. 1299 ГК о технических средствах защиты смежных прав (см. комментарий к этой статье).


2. Так как нарушение правил о технических средствах защиты рассматривается в ст. 1299 ГК как самостоятельное правонарушение, оно согласно п. 3 этой статьи влечет ответственность: правообладатель вправе потребовать от нарушителя (по своему выбору) либо возмещения убытков, либо выплаты компенсации по ст. 1301 ГК. Специальная отсылка в ст. 1299 ГК к ст. 1301 ГК позволяет распространить ее положения об ответственности за нарушение исключительного права даже на те случаи несоблюдения правил о технических средствах защиты, когда исключительные права не затрагиваются. Поскольку в гл. 71 ГК содержится специальная ст. 1311 об ответственности за нарушение исключительного права на объект смежного права, то ст. 1309 отсылает и к ней в случае нарушения правил о технических средствах защиты смежных прав - в отношении возможности требовать с нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.


Статья 1310. Информация о смежном праве


Комментарий к статье 1310


Статья 1310 является отсылочной по отношению к ст. 1300 ГК, содержащейся в гл. 70 ГК и посвященной информации об авторском праве. Таким образом, к информации о смежном праве применимо содержание ст. 1300 ГК. Нарушение ее правил рассматривается как самостоятельное правонарушение, которое независимо от того, было ли нарушено при этом исключительное право, влечет меры ответственности, предусмотренные ст. 1301 ГК и состоящие в праве потребовать от нарушителя (по выбору правообладателя) либо возмещения убытков, либо выплаты компенсации. Так как в гл. 71 ГК содержится специальная ст. 1311 об ответственности за нарушение исключительного права на объект смежного права, то комментируемая статья отсылает в отношении возможности требовать с нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации и к ней.


Статья 1311. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав


Комментарий к статье 1311


Содержание ст. 1311 об ответственности за нарушение исключительного права на объект смежных прав полностью повторяет содержание ст. 1301 ГК об ответственности за нарушение исключительного права на произведение науки, литературы и искусства. Речь в ней идет о такой специальной мере защиты исключительного права, как компенсация за его нарушение, а тесная взаимосвязь авторских и смежных прав требует в целом ряде случаев применения одинаковых мер их защиты (см. комментарий к ст. 1301).


Статья 1312. Обеспечение иска по делам о нарушении смежных прав


Комментарий к статье 1312


Статья 1312 содержит отсылку к главе ГК, посвященной авторским правам. В статье 1302 ГК, к которой она отсылает, подробно рассматриваются вопросы обеспечения иска по делам о нарушении авторских прав. Эти положения в равной мере применимы и к случаям, когда возникает необходимость обеспечения исков по делам о нарушении смежных прав (см. комментарий к ст. 1302).



§ 2. Права на исполнение


Статья 1313. Исполнитель


Комментарий к статье 1313


1. Комментируемая статья содержит краткую характеристику субъекта смежных прав. Таким субъектом в ней назван исполнитель, или автор исполнения, т.е. гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (результат исполнительской деятельности согласно п. 1 ст. 1303 ГК). В соответствии со ст. 1228 ГК понятию "автор результата интеллектуальной деятельности" придано более широкое значение, чем только "автор произведения науки, литературы или искусства". Статья 1228 ГК понимает под автором любого гражданина (конкретного человека), который создал своим творческим трудом тот или иной результат интеллектуальной деятельности. Именно поэтому в ст. 1313 указано, что исполнитель - это автор исполнения.

2. Исполнителями (авторами исполнений) согласно комментируемой статье признаются представители трех творческих профессий: артисты-исполнители, дирижеры и режиссеры-постановщики спектаклей.

Перечень лиц, которых относят к числу артистов-исполнителей, почти дословно воспроизводит содержание подп. "а" ст. 3 Римской конвенции, а также подп. (а) ст. 2 ДИФ (в последнем добавлено исполнение фольклора, т.е. произведений народного творчества). Перечень ст. 1313 дополнен указанием на то, что эстрадные, цирковые и кукольные номера также относятся к деятельности артистов-исполнителей. Определение артистов-исполнителей в таком виде было дано и в ст. 4 Закона об авторском праве. Происхождение упомянутого дополнения связано с необходимостью предупредить возможные споры об отнесении выступлений подобного рода к исполнениям, поскольку они не полностью охватываются формулировками Римской конвенции и ДИФ.

Исполнителем считается также дирижер, деятельность которого, безусловно, носит творческий характер и способствует созданию объекта смежных прав (исполнению музыкального произведения), но он при этом явно не подпадает под определение артиста-исполнителя.

Творческая деятельность режиссеров-постановщиков спектаклей заметно отличается от деятельности артистов-исполнителей и во многих отношениях похожа на деятельность кинорежиссеров. Одно время активно обсуждался вопрос о том, что режиссеры-постановщики спектаклей должны получить авторские права на свои постановки, как кинорежиссеры признаются авторами кинофильма. Но это предложение так и не было реализовано. Для единства терминологии режиссер-постановщик в ст. 1313 также назван исполнителем, а постановка, являющаяся объектом его прав, - исполнением.


Статья 1314. Смежные права на совместное исполнение


Комментарий к статье 1314


1. Комментируемая статья имеет определенное сходство со ст. 1258 ГК, посвященной вопросам соавторства, однако учитывает специфику, присущую совместному исполнению. Прежде всего эта специфика состоит в том, что в статье не использован термин "соавторы" (и тем более "соисполнители", который обязательно вызывал бы ассоциации с уголовным правом), а говорится о "коллективе исполнителей", создающем совместное исполнение как результат их общей исполнительской деятельности.


2. Пункт 1 ст. 1314 предусматривает, что смежные права на совместное исполнение принадлежат членам коллектива исполнителей, совместно принимавшим участие в его создании. Такими членами коллектива могут быть актеры, занятые в спектакле, оркестранты и другие лица, например участники ансамбля танца или хористы. Перечень, приведенный в п. 1 ст. 1314, является открытым.

Совместные смежные права возникают у членов коллектива исполнителей независимо от того, образует ли такое исполнение неразрывное целое (например, балет или концертное исполнение симфонии, оратории) либо состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение (цирковое представление, состоящее из самостоятельных номеров, и т.п.).

3. Согласно п. 3 ст. 1229 ГК в случаях, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат по своему усмотрению (если Гражданским кодексом или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное). Напротив, распоряжение исключительным правом на такой результат правообладатели всегда должны осуществлять совместно (если Гражданским кодексом не предусмотрено иное).

В соответствии с п. 2 ст. 1314 при наличии у коллектива исполнителей руководителя и при отсутствии между членами этого коллектива соглашения, которое предусматривало бы иной порядок их взаимоотношений, смежные права на совместное исполнение осуществляются упомянутым руководителем. Если у коллектива исполнителей нет такого руководителя, члены коллектива осуществляют свои смежные права совместно, при условии, что соглашением между ними не предусмотрено иное.

Правило п. 2 ст. 1314 охватывает и распоряжение исключительным правом на совместное исполнение, и использование такого исполнения, поскольку данная норма сформулирована в общем виде и в отличие, например, от п. 2 ст. 1258 ГК вообще не упоминает об использовании объекта смежных прав. Таким образом, в данном случае (как и в п. 2 ст. 1258 ГК) Кодекс предусматривает изъятие из общего правила п. 3 ст. 1229 ГК. Исключение сделано (как и в п. 2 ст. 1258 ГК) лишь в отношении тех элементов совместного исполнения, которые могут использоваться независимо от других его частей (например, отдельные номера сборного концерта или циркового представления), и лишь при условии, что иное не предусмотрено соглашением между членами коллектива исполнителей. И наоборот, в тех случаях, когда совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

4. Формулировки п. п. 3 и 4 ст. 1314 повторяют положения соответственно п. п. 3 и 4 ст. 1258 ГК. Пункт 3 содержит отсылку к правилам п. 3 ст. 1229 ГК - по поводу распределения между членами коллектива исполнителей доходов от использования совместного исполнения. По общему правилу, такие доходы распределяются поровну между всеми правообладателями, если соглашением между ними не предусмотрено иное.