Файл: ГК_4_комм_Трахтенгерц_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4294

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Независимо от содержания решения федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям обязан сообщить об этом заинтересованному лицу. К таким заинтересованным лицам, кроме заявителя, безусловно, относятся лица, оспаривавшие новизну заявленного селекционного достижения в соответствии с п. 1 комментируемой статьи.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 1443 ГК решение о соответствии сорта критерию новизны и об отказе в выдаче патента подлежит опубликованию в "Официальном бюллетене".

Решение, принятое по результатам проведения экспертизы селекционного достижения на новизну, может быть оспорено заявителем в судебном порядке (п. 1 ст. 1248 ГК).


Статья 1438. Испытания селекционного достижения на отличимость, однородность, стабильность


Комментарий к статье 1438


1. В комментируемой статье регламентируется четвертый этап процедуры получения патента на селекционное достижение - испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность. Нормы комментируемой статьи с незначительными редакционными уточнениями воспроизводят положения ст. 10 Закона о селекционных достижениях.

Испытания на отличимость, однородность и стабильность (далее - испытания на ООС) проводятся только в отношении селекционных достижений, соответствующих критерию новизны (ст. 1437 ГК).

За испытание селекционного достижения на ООС установлена патентная пошлина (код 1.3.0) в размере 10,0 минимальных размеров оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется не позднее января года, в котором предлагается провести испытания.

2. В комментируемой статье, как и в ранее действовавшем законодательстве, отсутствует четкое определение субъекта, уполномоченного на проведение испытаний на ООС, как это сделано в отношении предварительной экспертизы заявки на выдачу патента (п. п. 3 и 4 ст. 1435 ГК) и в отношении экспертизы селекционного достижения на новизну (п. 2 ст. 1437). Связано это, очевидно, с тем, что соответствующая деятельность в настоящее время осуществляется множеством лиц и организаций с различным правовым статусом и различными правомочиями по проведению испытаний.

При этом следует особо выделить субъект, уполномоченный принимать юридически значимые решения, связанные с результатами испытаний на ООС. Таким субъектом, безусловно, является федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, который, как это следует из п. 1 ст. 1439 ГК, при соответствии селекционного достижения критериям охраноспособности (п. 2 ст. 1413) принимает решение о выдаче патента на селекционное достижение. До принятия части 4 ГК таким субъектом была Госкомиссия, к функциям которой было отнесено проведение экспертиз и испытания селекционного достижения (п. 5 Положения о Госкомиссии).


Субъектами, ответственными за непосредственное проведение испытаний на ООС в соответствии с п. 2 комментируемой статьи и п. 3 Регламента 1997 г., могут быть:

специализированные госсортостанции и госсортоучастки и другие организации, подведомственные Госкомиссии. В настоящее время большинство культур испытываются на ООС на 1 - 2 участках в течение одного-двух лет. Для испытания по 82 наиболее экономически важным культурам выделено 38 госсортоучастков и госсортостанций <1>;

--------------------------------

<1> См.: Шмаль В.В. Об охране и использовании селекционных достижений в Российской Федерации // www.gossort.com.


российские организации (научно-исследовательские учреждения), с которыми федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям заключены соответствующие договоры;

уполномоченные органы сортоиспытательных служб иностранных государств, с которыми заключены соответствующие договоры. В случае если по заявке, ранее поданной в компетентный орган другого государства, уже проведена или проводится экспертиза селекционного достижения на ООС, в соответствии с п. 3.2.1 Порядка 2005 г. с заявителем в ходе предварительной экспертизы заявки согласовывается возможность использования результатов этой экспертизы и при необходимости запрашивается его согласие на их оплату компетентному органу соответствующей страны (административный платеж);

заявители по ряду родов и видов, определяемых Госкомиссией. В настоящее время по заявкам с приоритетом до 15 января 2001 г. заявители имеют право проводить испытания на ООС по всем охраняемым культурам. За определение соответствия селекционного достижения критериям ООС на основании данных, представленных заявителем, установлена патентная пошлина (код 1.3.1) в размере 2,0 минимальных размеров оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется вместе с представленными данными или не позднее двух месяцев с даты их представления. При этом результаты проведенных заявителем испытаний на ООС могут быть в течение всего срока действия патента оспорены любым лицом, и в случае установления недостоверности представленных заявителем данных об однородности и стабильности селекционного достижения (подп. 1 п. 1 ст. 1441 ГК) соответствующий патент на селекционное достижение может быть признан недействительным.

Множественность субъектов, участвующих в проведении испытаний на ООС, предопределена положением ст. 12 Женевской конвенции, в соответствии с которым в ходе экспертизы компетентный орган может проводить необходимые испытания самостоятельно, предъявлять требования о проведении необходимых испытаний другими лицами, а также использовать результаты уже проведенных официальных испытаний.

3. Независимо от того, кем проводится испытание селекционного достижения на ООС, на заявителя в соответствии с п. 1 комментируемой статьи возлагается обязанность по предоставлению семян и племенного материала в необходимом для испытаний количестве. Обязанность заявителя по требованию компетентного органа предоставлять всю необходимую информацию, документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы, предусматривается также ст. 12 Женевской конвенции.


В соответствии с п. 7 Правил 1994 г. указанная обязанность возникает у заявителя после получения уведомления (п. 3 ст. 1435 ГК) о приеме заявки к рассмотрению (см. п. 7 комментария к ст. 1435).

4. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи испытания селекционного достижения на ООС проводятся по методикам и в сроки, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства. В настоящее время таким органом является Министерство сельского хозяйства РФ (см. п. 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 164).

До принятия части 4 ГК установление соответствующих методик и сроков относилось к компетенции Госкомиссии. По данным Госкомиссии, на конец 2007 г. соответствующие методики утверждены в отношении 238 ботанических и зоологических родов и видов (см.: www.gossort.com/mtd_dus.html). В указанных методиках, которые разрабатываются на основе методик Международного союза по охране селекционных достижений (UPOV), членами которого являются государства - участники Женевской конвенции, сформулированы все относящиеся к данному роду или виду признаки, по которым должны проводиться испытания соответствующего селекционного достижения на ООС. Так, например, Методикой проведения испытаний на отличимость, однородность и стабильность арбуза, утвержденной Госкомиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений 22.05.2007 N 12-06/33, предусмотрено 49 таких признаков.

5. В комментируемой статье отсутствуют указания о юридических последствиях завершения испытаний селекционного достижения на ООС. Последствия положительного результата испытаний частично урегулированы в п. 1 ст. 1439 ГК, в остальной части - в Регламенте 1997 г. Последствия отрицательного результата испытаний - целиком в указанном Регламенте.

При положительном результате испытаний на ООС федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям принимает решение о выдаче патента и по согласованию с заявителем составляет описание селекционного достижения, в котором должно содержаться заключение о его отличимости от общеизвестных селекционных достижений, однородности и стабильности. Описание селекционного достижения является основанием для выдачи патента на селекционное достижение и соответствующих авторских свидетельств (п. 1 ст. 1439 ГК, п. 3 Регламента 1997 г.). Патент на селекционное достижение (ст. 1415 ГК) выдается федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, который также вносит селекционное достижение в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений (п. 1 ст. 1439 ГК). В соответствии с п. 4 ст. 1441 ГК решение о выдаче патента отменяется в случае признания патента недействительным.


При несоответствии селекционного достижения критериям отличимости, однородности или стабильности федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям выносится решение об отказе в выдаче патента (п. 4 Регламента 1997 г.). Форма указанного решения утверждена Регламентом 1997 г. (приложение 2). Принятие указанного решения означает окончательное отклонение заявки на выдачу патента на селекционное достижение. В соответствии с п. 3.9 Порядка 2005 г. материалы отклоненной заявки возврату не подлежат.

Федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям обязан сообщить заявителю о принятом решении о выдаче патента или об отклонении заявки (п. 5 Регламента 1997 г.). В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 1443 ГК указанные решения подлежат опубликованию в "Официальном бюллетене".

Решение, принятое по результатам проведения испытаний селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, может быть оспорено заявителем в судебном порядке (п. 1 ст. 1248 ГК).


Статья 1439. Порядок государственной регистрации селекционного достижения и выдача патента


Комментарий к статье 1439


1. В комментируемой статье регламентируется пятый, завершающий этап получения патента на селекционное достижение - государственная регистрация селекционного достижения и выдача патента. Нормы комментируемой статьи с незначительными редакционными уточнениями воспроизводят положения ч. 4 ст. 10, ст. 11 и ч. 1 ст. 12 Закона о селекционных достижениях.

Часть перечисленных в п. 1 комментируемой статьи действий относится к предыдущему этапу - испытаниям селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность, осуществляется непосредственно перед государственной регистраций селекционного достижения и следующей за ней выдачей патента на это достижение. Речь идет о составлении федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям описания селекционного достижения, которое в соответствии с п. 3 Регламента 1997 г. является основанием для принятия решения о выдаче патента, которое, в свою очередь, предшествует государственной регистрации. Очевидно, именно поэтому нормы, аналогичные правилам п. 1 комментируемой статьи, содержались ранее в ч. 4 ст. 10 Закона о селекционных достижениях, посвященной испытаниям селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность.

В соответствии с п. 6 Регламента 1997 г. данные о внесении селекционного достижения в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений и о выдаче патента подлежат опубликованию в "Официальном бюллетене".

2. Не вполне уместно отдельное упоминание в п. 1 комментируемой статьи "соответствия наименования селекционного достижения" требованиям закона наряду с другими критериями охраноспособности. При безусловной правомерности отнесения условия о надлежащем наименовании селекционного достижения к условиям его охраноспособности (п. 2 ст. 5 Женевской конвенции) его отдельное упоминание может быть расценено как введение еще одной, самостоятельной, экспертизы, предшествующей принятию решения о выдаче патента. Так А.П. Сергеев, основываясь на тексте ч. 4 ст. 10 Закона о селекционных достижениях, аналогичной п. 1 комментируемой статьи, относит проверку наименования селекционного достижения ко времени проведения испытаний на отличимость, однородность и стабильность <1>. Е.Л. Минина, комментируя рассматриваемую норму, вообще относит эти действия к периоду государственной регистрации селекционного достижения <2>. На практике, однако, соответствие предложенного наименования установленным законом требованиям проверяется федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям в ходе проведения предварительной экспертизы (см. п. 3.2 действующего в настоящее время Порядка приема заявки на выдачу патента на селекционное достижение, утвержденного Госкомиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений 29.03.2005 N 26-12-03/14).


--------------------------------

<1> См.: Сергеев А.П. Указ. соч. С. 713.

<2> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Ч. 4. М., 2007. С. 570.


С учетом изложенного упоминание в п. 1 комментируемой статьи о необходимости соответствия наименования селекционного достижения установленным требованиям следует рассматривать в качестве нормативного закрепления в отечественном законодательстве приведенного выше п. 2 ст. 5 Женевской конвенции и, соответственно, необходимого дополнения к правилам п. 1 ст. 1413 ГК, в которых наименование селекционного достижения вообще не упоминается.

3. За выдачу патента и регистрацию селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений установлена патентная пошлина (код 1.4.0) в размере 0,5 минимального размера оплаты труда (Положение о патентных пошлинах на селекционные достижения). Документ об уплате этой пошлины представляется в течение двух месяцев после получения заявителем решения о выдаче патента, но не позднее 6 месяцев по истечении указанного 2-месячного срока. В последнем случае размер пошлины увеличивается на 50%.

В приведенной норме Положения о патентных пошлинах на селекционные достижения устанавливается, что пошлина может быть уплачена в течение 8 месяцев после получения заявителем решения о выдаче патента. Однако вопрос о последствиях неуплаты пошлины до истечения этого предельного срока остается открытым. Вполне естественным и справедливым в этом случае представляется решение аналогичной коллизии для случая государственной регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца: в соответствии с п. 2 ст. 1393 ГК, если заявителем не представлен в установленном порядке документ, подтверждающий уплату патентной пошлины, регистрация и выдача патента не осуществляются, а соответствующая заявка признается отозванной. В Положении следует либо опустить упоминание о предельном сроке для уплаты пошлины, либо дополнить это упоминание оговоркой, аналогичной приведенному правилу п. 2 ст. 1393 ГК.

В соответствии с п. 6 Регламента 1997 г. выдача патента на селекционное достижение производится после поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям документа, подтверждающего уплату пошлины (код 1.4.0). Патент выдается заявителю (п. 3 комментируемой статьи).

4. В пункте 2 комментируемой статьи содержится исчерпывающий перечень сведений, которые вносятся в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений. Этот перечень претерпел несущественные редакционные уточнения по сравнению с перечнем, содержавшимся ранее в ст. 11 Закона о селекционных достижениях, и дополнен указанием на необходимость включения в реестр описания селекционного достижения. Такое решение призвано способствовать обеспечению доступа заинтересованных лиц к описанию селекционного достижения, в котором содержится заключение о его отличимости от общеизвестных селекционных достижений, однородности и стабильности (п. 3 Регламента 1997 г.), т.е. совокупность существенных признаков селекционного достижения, являющихся основанием для представления ему гражданско-правовой охраны (п. 2 ст. 1415 ГК).