Файл: ГК_4_комм_Корчагина_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2925

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 1304. Объекты смежных прав


Комментарий к статье 1304


1. Часть четвертая Гражданского кодекса расширяет перечень объектов смежных прав по сравнению с ЗоАП, дополняя этот перечень базами данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования материалов, составляющих их содержание, произведениями науки, литературы и искусства, обнародованными после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикатора таких произведений.

В ряде стран перечень объектов смежных прав шире. Так, в Германии к объектам смежных прав помимо перечисленных выше относятся видеозаписи кинематографических произведений, фотографии, которые не отвечают требованиям, предъявляемым к объектам авторского права. В иных странах объектом смежных прав являются графическое оформление печатных изданий (Великобритания, Австралия, Индия, Новая Зеландия, Сингапур и т.д.).

2. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо формальностей.

3. На территории России охрана исполнениям, фонограммам, сообщениям передач организаций эфирного или кабельного вещания может предоставляться в силу как национального законодательства, так и международного договора (более подробно это рассмотрено в комментариях к статьям, посвященным конкретным объектам смежного права).

Россия является участницей трех международных договоров в области смежного права:

1. Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. - с 13 марта 1995 г. (Конвенция о фонограммах).

Россия присоединилась к этой Конвенции на основании Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм". Представляется, что данная Конвенция носит публичный характер.

2. Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. - с 26 мая 2003 г. (далее - Римская конвенция).

Россия присоединилась к этой Конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций".

3. Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, от 21 мая 1974 г. (далее - Конвенция о спутниках), участницей которой является Российская Федерация как правопреемница СССР. СССР присоединился к этой Конвенции 20 января 1989 г. Наиболее подробно характеристику Конвенции о спутниках дают Д. Липцик <1> и Ю.Г. Матвеев (ученый в области международного авторского права, который работал в отделе авторского права ЮНЕСКО <2>), которые отмечают, что Конвенция о спутниках носит публичный характер и не признает каких-либо прав иностранцев, для того же, чтобы права возникли у иностранцев, необходимо признание этих прав в национальном законодательстве. Данная Конвенция лишь порождает обязанности у государств - ее участниц.


--------------------------------

<1> Липцик Д. Авторское право и смежные права / Пер. с фр. Предисл. М.А. Федотова. ЮНЕСКО, русское издание 2002. С. 748 - 757.

<2> Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М.: Русский двор, 2000. С. 153 - 163.


Римская конвенция предоставляет охрану только передачам эфирного вещания.

Охраняемые на территории России в силу международного договора указанные выше объекты не могут охраняться дольше, чем в стране их происхождения. Поэтому истечение срока действия исключительного права на данные объекты в стране происхождения влечет за собой прекращение действия исключительного права на территории России, даже если российское законодательство предоставляет больший по сравнению со страной происхождения указанных объектов срок действия исключительного права. Кроме того, необходимо отметить, что если на территории России срок действия исключительного права на исполнения, фонограммы, сообщения организаций эфирного или кабельного вещания меньше, чем в стране их происхождения, то они будут охраняться в течение срока действия исключительного права, предусмотренного российским законодательством. Срок действия исключительного права на исполнение предусмотрен в ст. 1318 ГК РФ, срок действия исключительного права на фонограмму - в ст. 1327 ГК РФ, срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередач - в ст. 1331 ГК РФ.


Статья 1305. Знак правовой охраны смежных прав


Комментарий к статье 1305


Законодатель предусматривает знак правовой охраны не для всех объектов смежных прав, а только для исполнений и фонограмм. Знак правовой охраны исполнений и фонограмм носит информационный, а не правоустанавливающий характер, т.е. он призван информировать третьих лиц об обладателях исключительного права на исполнение и фонограммы. Данный знак состоит из трех элементов:

латинской буквы "P" в окружности;

имени или наименования обладателя исключительного права;

года первого опубликования фонограммы.

Знак правовой охраны смежных прав помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре.

Под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все или некоторые звуки или их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Таким образом, экземпляр фонограммы будет иметь место в том случае, если копия:

1) записана с фонограммы, а не с какого-либо другого носителя, иными словами, законодатель не рассматривает в качестве копии фонограммы вторичную запись, т.е. запись на аудионосители звуков не с фонограммы, а с аудионосителей, записанных с фонограммы. Не следует путать вторичную и косвенную записи: косвенная запись - также запись с фонограммы, сделанная при помощи микрофона, установленного в помещении, где звучит фонограмма;


2) включает все или часть звуков фонограммы либо их отображения. Отображения звуков есть представление их в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование специальных технических средств.


Статья 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения


Комментарий к статье 1306


Комментируемая статья касается случаев свободного использования объектов смежного права, т.е. когда лицу, их использующему, не требуется получать разрешение от обладателя исключительного права на тот или иной объект смежного права и выплачивать ему вознаграждение. Имеются в виду случаи:

1) когда допускается свободное использование произведений (ст. ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 ГК РФ; см. комментарий к ним);

2) предусмотренные в гл. 71 ГК РФ (п. 3 ст. 1317, п. 4 ст. 1330).


Статья 1307. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав


Комментарий к статье 1307


Данный договор может быть заключен в отношении любого объекта смежного права. Этот договор направлен на переход исключительного права от одного лица (лиц) к другому лицу (лицам).

Данный договор является консенсуальным. Слова в определении договора о том, что правообладатель "передает или обязуется передать", могут ввести в заблуждение: на их основании можно сделать вывод, что данный договор может быть как реальным, так и консенсуальным. Однако это не так. Права не материальны, поэтому их нельзя физически передать, а следовательно, передача права не есть какое-либо действие, которое является либо моментом вступления в силу договора, либо действием по исполнению договора. Данный договор вступает в силу с момента его заключения.

Договор, как правило, является возмездным. Однако стороны могут предусмотреть, что данный договор безвозмездный.

Возмездный договор двусторонний, а безвозмездный односторонний.

Содержание договора составляют его условия.

Существенное условие данного договора, как и любого другого, составляет его предмет. В данном типе договора предметом выступает исключительное право; не могут быть предметом другие имущественные права, тем более неимущественные. Предмет договора должен быть определен путем указания на объект права. Если объект права не будет конкретизирован, то не будет конкретизирован и предмет договора.

Если договор возмездный, а он таким является, если в самом договоре не указано, что он безвозмездный, то существенным условием договора об отчуждении исключительного права является размер вознаграждения, который должен быть определенным или определяемым. Согласно ч. 2 п. 3 ст. 1234 ГК РФ при отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применяются.


Форма договора. Договор об отчуждении исключительного права должен быть заключен в письменной форме. Правовым последствием несоблюдения письменной формы становится недействительность договора (более подробно об этом типе договора см. комментарий к ст. 1234 ГК РФ).


Статья 1308. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав


Комментарий к статье 1308


В статье названы стороны и предмет лицензионного договора о предоставлении права использования объекта смежных прав.

Обладатель смежных прав, предоставляющий их другому лицу, именуется лицензиаром; лицо, получающее от правообладателя смежные права, - лицензиатом.

Предметом рассматриваемого лицензионного договора может быть предоставление или обязанность предоставления лицензиаром лицензиату права использовать объект смежных прав в пределах, установленных договором.


Статья 1309. Технические средства защиты смежных прав


Комментарий к статье 1309


1. Нормы о технических средствах защиты авторских и смежных прав относительно новые для российского законодательства, впервые они были введены в ЗоАП Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

При разработке положений настоящей статьи Кодекса, как и ст. 48.1 ЗоАП, законодатель учитывал положения ст. 18 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Под техническими средствами защиты смежных прав понимаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к объекту смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие совершение действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта.

2. Комментируемая статья содержит отсылку к ст. 1299 ("Технические средства защиты авторских прав") и ст. 1311 Кодекса, положениями которых необходимо руководствоваться во всем, что не урегулировано ст. 1309.


Статья 1310. Информация о смежном праве


Комментарий к статье 1310


1. В соответствии со ст. 1310 к информации о смежном праве относится любая информация, которая:

идентифицирует объект смежных прав;

идентифицирует правообладателя;

относится к условиям использования объекта смежных прав.

Указанная информация должна содержаться на материальном носителе объекта смежных прав, быть приложена к нему или появляться в связи с сообщением в эфир, по кабелю либо доведением этого объекта до всеобщего сведения или присутствовать в любых цифрах и кодах.

2. К информации о смежном праве применяются положения ст. 1300 "Информация об авторском праве" и ст. 1311 ГК РФ.


Статья 1311. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав


Комментарий к статье 1311


1. Обладатель исключительного права на объект смежных прав вправе защищать свое нарушенное право любыми способами, предусмотренными комментируемым Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий его нарушения, в том числе с использованием способов, установленных ст. ст. 1250, 1252 и 1253 Кодекса.


2. Комментируемая статья помимо вышеуказанного положения декларативного характера содержит уточняющую норму, согласно которой правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в соответствии с п. 3 ст. 1252 Кодекса. Размер такой компенсации - от 10000 руб. до 5000000 руб. - может быть заявлен правообладателем, однако определяется по усмотрению суда: либо в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы, либо в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Немаловажно, что такой способ защиты исключительного права, как компенсация, может использоваться "наряду с использованием других применимых способов", предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.


Статья 1312. Обеспечение иска по делам о нарушении смежных прав


Комментарий к статье 1312


К обеспечению иска по делам о нарушении смежных прав могут применяться меры, аналогичные тем, что применимы к обеспечению иска по делам о нарушении авторских прав, установленным ст. 1302 Кодекса.


§ 2. Права на исполнение


Статья 1313. Исполнитель


Комментарий к статье 1313


1. Законодатель выделяет три категории исполнителей: артист-исполнитель, режиссер-постановщик, дирижер.

2. К первой категории относятся не только те лица, которые исполняют произведения, но и те, которые выполняют артистическую работу. Однако сфера этой работы ограничена и связана с исполнением эстрадного, циркового или кукольного номера. Следовательно, акробаты, эквилибристы, клоуны, фокусники и др. являются исполнителями. Необходимо обратить внимание и на то, что законодатель относит к артистам-исполнителям не только лиц, которые исполняют объекты авторского права, но и произведения народного творчества. ЗоАП формально прямо не указывал, что к исполнителям относятся лица, которые исполняют произведения народного творчества. В Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам, к которому Россия намерена присоединиться, под исполнителем понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, которые играют, поют, читают, декламируют, играют на музыкальном инструменте или иным образом исполняют литературные или художественные произведения либо выражения фольклора. Обращает на себя внимание и характер труда исполнителя. В статье 1313 ГК РФ указано, что труд исполнителя должен быть творческий. Таким образом, если исполнение не носит творческого характера, ему не предоставляется правовая охрана. Указание на творческий характер исключает из понятия исполнителя статистов, лиц, которые играют второстепенные роли. На необходимость предоставлять охрану только творческим исполнениям неоднократно обращалось внимание в литературе. По пути предоставления правовой охраны только творческим исполнениям идет и зарубежное законодательство. Например, в ст. L-212-1 Закона Франции о Кодексе интеллектуальной собственности из категории исполнителей исключаются вспомогательные исполнители, признаваемые таковыми профессиональной практикой.