Файл: ГК_4_комм_Корчагина_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2944

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Автору созданной по заказу топологии, не являющемуся правообладателем, принадлежит право на вознаграждение, размер, порядок и условия выплаты которого устанавливаются в соответствии с нормами п. 4 ст. 1461 ГК РФ, касающимися авторов служебных топологий.


Статья 1464. Топология, созданная при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту


Комментарий к статье 1464


Данная норма является отсылочной, она касается отношений, связанных с созданием топологий при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, когда применяются положения, регулирующие отношения, связанные с созданием произведений науки, литературы и искусства по государственным и муниципальным контрактам (см. комментарий к ст. 1298 ГК РФ).


Глава 75. ПРАВО НА СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ)


Статья 1465. Секрет производства (ноу-хау)


Комментарий к статье 1465


Комментируемая глава Кодекса регулирует вопросы, связанные с правом на довольно новый и специфический для российского законодательства объект - секрет производства. Законодатель использует в качестве синонима этого термина слово иностранного происхождения - ноу-хау (от англ. know-how).

Важнейшим постулатом, закрепленным законодателем в ст. 1465, является то, что секрет производства (ноу-хау) составляют некие сведения, т.е. информация.

Прежде чем начать комментировать положения данной статьи Кодекса, хотелось бы остановиться на некоторых особенностях оборота информации и предпосылках возникновения ее особых разновидностей, в том числе ноу-хау.

Информация существовала всегда, так как она есть отражение объективной реальности. Однако пришло время, когда ее роль в обществе начала обретать коммерческое содержание. Насколько важна информация в нынешний век развития науки и техники, рыночных отношений? Достоверность и оперативное получение нужных сведений служат залогом правильности и своевременности принятия любого решения, предопределяют судьбу любого бизнеса. Перефразируя слова выдающегося российского ученого В.А. Дозорцева, появление системы коммерческого распространения сведений, опирающейся на появившуюся для удовлетворения общественных потребностей систему специализированных для этой деятельности организаций, которые образуют особую отрасль экономики (ее по праву можно назвать "информационной индустрией"), привело к появлению особой ветви общественных отношений, получившей название "информационные отношения" <1>.

--------------------------------

<1> Дозорцев В.А. Интеллектуальные права. Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей / Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2003. С. 231.


Объектом информационных отношений являются нематериальный результат труда, сведения, знания независимо от их использования <1>. При этом, как отмечал В.А. Дозорцев, потребность в получении информации существует в отношении не только конфиденциальных сведений, но и сведений общедоступных, доступ к которым затруднен в силу фактических обстоятельств <2>: обзоров рынка, новостей политики и экономики, прогнозов погоды, информации о пожарах, дорожно-транспортных и других происшествиях, различных статистических показателей и многого другого. Сегодня существует великое множество различных информационных продуктов и услуг. В сфере их создания (предоставления потребителям) заняты миллионы людей, основная цель деятельности которых - обеспечить потребителю информации комфорт при ее получении.


--------------------------------

<1> Там же. С. 232.

<2> Там же. С. 128.


Процесс формирования новых общественных отношений зачастую связан с необходимостью переосмысления действующих юридических норм <1>. Это может привести к сужению или, наоборот, расширению сферы их применения, к возникновению новых правовых институтов. На определенной стадии развития общества сбор, обработка и предоставление информации становятся настолько важным элементом общественной жизни, что возникает необходимость предусмотреть специальные правовые меры, обеспечивающие интересы лиц, занятых в этой сфере <2>. Тем более что несоизмеримые объемы и разновидности потребляемой обществом информации обусловили не только возникновение новых видов деятельности и профессий, которые тесно связаны с поиском, сбором, обработкой и другими действиями в отношении информации. Постоянно растущая потребность общества в информации послужила причиной именовать современное общество информационным.

--------------------------------

<1> Погуляев В. Копирайт на формулу, или Как улучшить благосостояние науки // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2003. N 3.

<2> Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права): Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000. С. 393.


Основной принцип информационных отношений, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., а также конституциями некоторых стран мира (в том числе Швейцарии, Испании, России, Республики Беларусь), - свобода информации, все ограничения которой должны быть установлены законом и быть необходимыми для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Информация представляет собой разнообразные сведения в широком смысле слова. Это могут быть сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах. Основной особенностью информации как правовой категории является то, что образующие ее сведения не зависят от формы их представления (ст. 2 Закона об информации). Данное предписание в период действия специальных законов в области интеллектуальной собственности, в частности ЗоАП, подчеркивало разницу между предметами их регулирования и указанного Закона об информации, а именно по общему правилу правовой статус информации не зависит от правового статуса объектов интеллектуальной собственности, в который она может быть заключена, кроме случаев, прямо указанных в Законе.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную и на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) - конфиденциальную информацию. В зависимости от порядка предоставления или распространения информация делится:


1) на свободно распространяемую;

2) на предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в тех или иных отношениях;

3) на в соответствии с федеральными законами подлежащую предоставлению или распространению;

4) на ограниченную или запрещенную к распространению в Российской Федерации.

Такое разграничение видов информации дает ст. 5 Закона об информации.

Секрет производства (ноу-хау), как представляется, относится к информации второй категории, что будет подробно обоснованно ниже.

Термин "ноу-хау" как правовая категория предположительно возник в судебных актах США в 1916 г. В России же данный термин был впервые употреблен на законодательном уровне в Основах гражданского законодательства 1991 г.

Затем в законодательстве появились общее понятие служебной и коммерческой тайны, а также их критерии, под которые подпадало и ноу-хау, - ст. 139 ГК РФ, признанная утратившей силу с 1 января 2008 г. Федеральным законом "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Вообще проблема сохранности информации существовала давно. В течение последнего десятилетия в России были приняты нормативные правовые акты различных уровней, всецело посвященные вопросам регулирования "информационных отношений" в обществе и затрагивающие эти отношения отдельно взятыми нормами. Однако законодательной базы для охраны коммерчески ценной информации, используемой в предпринимательской деятельности, а также для защиты "информационных" интересов субъектов бизнеса явно не хватало.

Значительным шагом в этом направлении стало принятие Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <1> (далее - Закон о коммерческой тайне).

--------------------------------

<1> Российская газета. 2004. N 166; СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.


Надо заметить, что проект данного Закона неоднократно и основательно перерабатывался. Разница между первоначальным текстом и тем, что в итоге подписал Президент России В.В. Путин, колоссальная. Судя по всему, законопроект на каком-то этапе вышел из-под контроля разработчиков, так как многие вопросы и положения, которым уделялось внимание в первой редакции законопроекта, не вошли в Закон или остались не проработанными <1>.

--------------------------------

<1> Погуляев В.В. Плюсы и минусы Закона "О коммерческой тайне" // Новые законы и нормативные акты (приложение к "Российской газете"). 2005. N 36. С. 132.


Закон о коммерческой тайне прямо отнес секреты производства (ноу-хау) к разновидности информации, составляющей коммерческую тайну, и указал, что законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса, Закона о коммерческой тайне и других федеральных законов (ст. 2 указанного Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закон о коммерческой тайне (в первоначальной редакции) регулирует отношения, связанные:


с отнесением информации к коммерческой тайне;

с передачей такой информации;

с охраной ее конфиденциальности.

Несмотря на некоторый терминологический сумбур, наблюдавшийся в формулировке целей и сферы применения названного Закона <1>, сфера регулирования Закона была понятна. Однако Федеральным законом "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" содержание данной нормы подверглось принципиальному изменению: "1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау)".

--------------------------------

<1> При исследовании определений основных понятий, используемых в Законе о коммерческой тайне, становится ясно, что первый вид регулируемых данным Законом отношений сформулирован некорректно, так как "коммерческая тайна" согласно ст. 3 названного Закона представляет собой не разновидность информации, а ее определенное состояние (правовой режим) - конфиденциальность. Повторим: речь в данном случае идет о тексте Федерального закона "О коммерческой тайне" в первоначальном виде, подписанном Президентом России 29 июля 2004 г.


Претерпел изменение и п. 2 ст. 3 Закона о коммерческой тайне:

"2) информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны...".

Каков же результат указанных изменений? Ответ прост: единственным видом, а следовательно, и синонимом понятия "информация, составляющая коммерческую тайну", с 1 января 2008 г. становится секрет производства (ноу-хау), в то время как сегодня ноу-хау лишь разновидность указанной информации. В связи с чем законодатель решил перестроить складывающуюся десятилетиями концепцию информационного права России подобным образом, не совсем понятно.

Коммерческая тайна согласно ст. 3 Закона о коммерческой тайне определенное состояние информации (правовой режим), конфиденциальность, которая при существующих или возможных обстоятельствах дает обладателю такой информации ряд преимуществ, в том числе позволяет:

увеличить доходы;

избежать неоправданных расходов;

сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг;

получить иную коммерческую выгоду.

Следовательно, сведения, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны, именуются не "коммерческой тайной", а "информацией, составляющей коммерческую тайну". Это различие очень важно.


При разработке указанных дефиниций законодатель избрал иной подход, нежели при определении термина "государственная тайна", содержащегося в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (ред. от 29 июня 2004 г.). Согласно ст. 2 указанного Закона государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Иными словами, государственная тайна, в отличие от коммерческой, - это сами сведения, а не состояние их конфиденциальности. В этом видится некоторая непоследовательность законодателя. Однако представляется, что техника, использованная при разработке определений основных терминов Закона о коммерческой тайне, более совершенна по сравнению с той, что нашла отражение в нормах Закона РФ "О государственной тайне".

Отдельные вопросы обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, содержатся и в других нормах Гражданского кодекса и федеральных законах. Права и обязанности участников хозяйственного товарищества или общества в отношении конфиденциальной информации о деятельности товарищества или общества, в том числе информации, составляющей коммерческую тайну, установлены ст. 67 ГК РФ и федеральными законами (см., например, ст. 9 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <1> в редакции от 21 марта 2002 г.).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785; Российская газета. 1998. N 30.


Вопросам, связанным с обеспечением конфиденциальности информации в рамках отношений по договору подряда, посвящена ст. 727 ГК РФ. В соответствии с ней если сторона, благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда, получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, то сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон.

Статьей 1032 гл. 54 части второй ГК РФ установлена обязанность пользователя не разглашать секреты производства (ноу-хау) <1> правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию.

--------------------------------

<1> Слово "ноу-хау" в скобках после слов "секреты производства" было добавлено в текст статьи Федеральным законом "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".


Немаловажным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по поводу информации, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", заменивший Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ <1> "Об информации, информатизации и защите информации". Статья 1 (сфера применения) данного Закона указывает, что Закон регулирует три группы отношений, возникающих: