ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2971
Скачиваний: 2
<2> Зенин И., Моргунова Е., Погуляев В. Что такое информация и как ее защищать // Закон. 2002. N 12.
В литературе отмечается, что поскольку речь в данном случае идет именно о коммерческой ценности, то желание получить определенную информацию, имеющую для лица иную ценность (личную, научную и т.п.), во внимание приниматься не будет <1>. Однако следует учитывать, что законодатель в комментируемой статье говорит как о действительной, так и о потенциальной коммерческой ценности информации, т.е. о возможности заинтересованных в ее получении лиц извлечь коммерческую ценность из этой информации в будущем.
--------------------------------
<1> Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права): Учебник для вузов. М., 2000. С. 407.
Немаловажно то, что коммерческая ценность информации поставлена в зависимость от ее неизвестности третьим лицам. Обратим внимание: в комментируемой статье Гражданского кодекса упоминается только один субъект отношений - обладатель ноу-хау. С какой же целью разработчики Кодекса используют в своей законотворческой технике не общеупотребимое в большинстве нормативных правовых актов словосочетание "другие лица" (см., например, абз. 3 ч. 1 ст. 1229 ГК РФ: "Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя..."), т.е. все, кроме непосредственного правообладателя, а именно третьи лица?
Представляется, что связано это может быть со следующим обстоятельством. В российской юридической науке долгое время шли дискуссии на тему того, объектом каких прав считать ноу-хау (более подробно об этом см. комментарий к ч. 1 ст. 1466). На уровне законодательства прослеживалась более или менее устойчивая тенденция, при которой ноу-хау по своему правовому статусу не выделялось из прочих видов информации, составляющей коммерческую тайну, а следовательно, о праве на ноу-хау можно было говорить не как об исключительном праве, аналогичном праву на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность) или схожем с ним, а как о праве обладателя ноу-хау ограничивать общий доступ к нему. Именно поэтому и в ст. 139 части первой ГК РФ, и в Законе о коммерческой тайне говорилось о неизвестности информации, составляющей коммерческую тайну, третьим лицам - субъектам, не являющимся сторонами связанных с ней отношений (контрагенты, работодатель - работник, обладатель ноу-хау - органы государственной власти и местного самоуправления).
Таким образом, разработчики Кодекса, переняв былой законотворческий опыт вместе с его формулировками, воспроизвели в комментируемой статье ссылку на третьих лиц, изменив правовой статус самого объекта правового регулирования - приравняв его к результатам интеллектуальной деятельности и наделив его обладателя исключительными правами.
Второй неотъемлемый признак ноу-хау - его недоступность на законном основании.
Смысл данного критерия заключается в том, что лица, не связанные обязательствами (возникшими на основании договора или закона) с обладателем ноу-хау, - третьи лица могут получить ноу-хау только посредством осуществления несанкционированных действий либо в результате небрежности обладателя ноу-хау.
Однако некоторые разновидности информационных ресурсов, способные быть признанными ноу-хау, например клиентская база организации, почти не защищены от "независимых открытий" (подробнее см. комментарий к ч. 2 ст. 1466).
Последний признак ноу-хау - необходимость принятия превентивных мер, препятствующих общему доступу к нему, а именно введение особого режима. В Законе о коммерческой тайне он именовался "режимом коммерческой тайны". В результате редакции Федерального закона "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" понятие "режим коммерческой тайны" утратило силу, так как влилось составной частью в понятие "коммерческая тайна", определяющееся как "режим конфиденциальности информации".
Необходимо учитывать, что само установление договорных обязательств и других превентивных мер, препятствующих общей доступности к информации, еще не говорит о том, что та или иная информация составляет коммерческую тайну. Введение режима конфиденциальности информации - замыкающий критерий правовых основ обеспечения интересов ее обладателя, не имеющий юридической силы вне связи с двумя другими рассмотренными выше критериями.
Итак, суть режима коммерческой тайны сводится к установлению превентивных мер, препятствующих общедоступности информации, переводя ее в разряд информации ограниченного доступа.
Иногда закон прямо указывает на те объекты, в отношении которых необходимо установить режим коммерческой тайны. Так, в ст. 771 части второй ГК РФ установлена обязанность обеспечения конфиденциальности сведений, связанных договорами о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР). Заметим, что такое особое указание сделано законодателем, несмотря на наличие общей нормы ст. 139 ГК РФ, определяющей критерии информации, составляющей коммерческую тайну.
В качестве одной превентивной меры Закон о коммерческой тайне называет необходимость простановки на документах, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна". Данный гриф должен включать в себя сведения об обладателе информации, представляющей собой коммерческую тайну: полное наименование и место нахождения (если обладатель информации - юридическое лицо) либо фамилия, имя, отчество и место жительства гражданина (если обладатель информации является индивидуальным предпринимателем). При этом, как указано в ст. 16 Закона о коммерческой тайне, все грифы, нанесенные на материальные носители до вступления данного Закона в силу и указывающие на содержание в этих носителях информации, составляющей коммерческую тайну ("конфиденциально", "для ограниченного пользования" и др.), не имеют силы. Сохраняют свое действие лишь грифы, нанесенные на материальные носители информации, составляющие коммерческую тайну, обладатель которой принял меры к охране ее конфиденциальности в соответствии с требованиями Закона о коммерческой тайне.
Меры, которые обладатель ноу-хау обязан принять в рамках установления режима коммерческой тайны, принято делить на правовые, организационные и технические. Они тесно взаимосвязаны и принимаются, как правило, в совокупности. Более того, большинство превентивных мер, направленных на ограничение общего доступа к ноу-хау, являются комплексными, т.е. включают в себя и правовую, и организационную, и техническую составляющие. Именно поэтому выбор превентивных мер, обеспечивающих режим коммерческой тайны, и объединение их в четко работающую систему - процесс интеллектуальный и довольно трудоемкий.
Например, чтобы претворить в жизнь какое-либо техническое решение в области безопасности на предприятии (скажем, внедрить систему шифрования в корпоративную информационную сеть), необходимо:
1) дать юридическое обоснование планируемого мероприятия;
2) спланировать бюджет и найти источники поступления средств;
3) собрать необходимые разрешения на проведение работ, в том числе получить лицензии, если таковые необходимы по Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности";
4) предусмотреть возможные последствия реализации такого решения (например, нарушение каким-либо образом прав сотрудников);
5) разработать внутрифирменные инструкции (положения, приказы) и провести полномасштабное обучение персонала компании по использованию внедренной системы;
6) разработать систему надзора за правильностью использования системы;
7) нанять персонал для исправления неполадок в работе системы.
Другими словами, во исполнение одной превентивной меры технического характера необходимо принять множество юридических, организационных и финансово-экономических мер. Точно так же во исполнение одной меры организационного плана, например усиления режима доступа на объект или организации системы фиксирования посещений этого объекта, необходимо внедрить технические (электронные) устройства, и это должно быть сделано грамотно не только технически, но и юридически.
Отметим, что с течением времени все большее значение приобретают именно технические меры предотвращения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну (в том числе ноу-хау). Большинство организаций имеют доступ к сети Интернет, которая, будучи открытой информационной средой, предоставляет широкие возможности для различных злоумышленных действий в отношении информации.
Так называемые хакеры представляют сегодня, пожалуй, самую серьезную угрозу для компьютерных информационных ресурсов конфиденциального свойства. Деятельность хакеров принимает масштабы, поистине угрожающие безопасности не только отдельно взятых субъектов бизнеса, но и государства в целом. Например, в 2003 г. только на сайт Президента России было предпринято около 100000 компьютерных атак (приблизительно по 274 хакерские атаки в день, или 11 атак в час). Всего же число зарегистрированных атак на интернет-представительства органов государственной власти Российской Федерации в 2003 г. превысило 730000 <1>.
--------------------------------
<1> Горбачев В.С. Концептуальные вопросы применения средств криптографической защиты информационных систем // Материалы Всероссийской конференции "Информационная безопасность в условиях глобального информационного общества - ИНФОФОРУМ" // Бизнес и безопасность в России. 2004. Сентябрь. С. 20.
Не будем углубляться в изучение технических средств обеспечения режима коммерческой тайны, отметим лишь, что для предотвращения несанкционированного доступа к конфиденциальным ресурсам Интернета обычно применяют так называемое защищенное подключение. Проводится разграничение "доверенной" (контролируемой) вычислительной сети от остального киберпространства, реализуемое при помощи межсетевых экранов. Большую роль также играет разграничение потоков информации между сегментами сети, которые соответствуют разным уровням конфиденциальности <1>.
--------------------------------
<1> Погуляев В., Теренин А. Сохранность информации - залог здоровья бизнеса // Бизнес-адвокат. 2004. N 14.
Немаловажно и то, что превентивные меры, предпринимаемые обладателем ноу-хау в целях обеспечения его конфиденциальности, должны быть адекватны ценности информации. Обладатель информации должен не только осознавать риск потери своей монополии в отношении ноу-хау, но и прогнозировать, какие меры (средства) могут быть использованы третьими лицами для получения доступа к нему. Как указано в п. 2 ст. 39 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) - современного международного стандарта охраны конфиденциальности информации, конкретизирующем и обеспечивающем выполнение статьи 10. bis Парижской конвенции (1967 г.), лицо может препятствовать раскрытию, получению или использованию правомерно находящейся под его контролем информации способом, противоречащим честной коммерческой практике, при условии, что такая информация в том числе является объектом надлежащих в данных обстоятельствах шагов, направленных на сохранение ее секретности, со стороны лица, правомерно контролирующего эту информацию. Безусловно, "надлежащие в данных обстоятельствах шаги" - категория оценочная. Однако при выборе тех или иных охранных мер следует исходить прежде всего из возможностей и компетенции специалистов, профессионально заинтересованных в получении той или иной конфиденциальной информации. Именно поэтому первым критерием оценки информации в качестве конфиденциальной ("закрытой") ТРИПС называет ее секретность в том смысле, что она в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не относится к общеизвестной или легко доступной лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобной информацией. Комментируемая статья Кодекса, к сожалению, не содержит такого важного, на наш взгляд, уточнения. Отсюда следует, что и характер, и состав мер установления режима коммерческой тайны в отношении ноу-хау более чем не очевидны.
Отметим также, что законодатель перечислил виды сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, а соответственно, и ноу-хау. Среди них ст. 5 Закона о коммерческой тайне называет сведения:
1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в государственные реестры;
2) содержащиеся в документах, дающих право на ведение предпринимательской деятельности;
3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и всего населения;
5) о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
В отношении указанных сведений не может быть установлен режим коммерческой тайны.
До принятия Закона о коммерческой тайне большинство из перечисленных заведомо не конфиденциальных сведений уже содержалось в различных нормативных правовых актах, в том числе в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" и Постановлении Правительства Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (с изменениями от 3 октября 2002 г.).
Как следует из этого перечня, федеральными законами могут быть предусмотрены и иные виды сведений, которые не могут быть отнесены к информации, составляющей коммерческую тайну, а соответственно, и ноу-хау. Такие сведения, в частности, указаны в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <1> (ред. от 28 июля 2004 г.). Например, согласно ст. 9 указанного Федерального закона организатор торговли на рынке ценных бумаг (т.е. профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на данном рынке) обязан раскрыть любому заинтересованному лицу следующую информацию: правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам; правила допуска к торгам ценных бумаг; правила заключения и сверки сделок; правила регистрации сделок; порядок исполнения сделок; правила, ограничивающие манипулирование ценами; расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг; регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции; список ценных бумаг, допущенных к торгам.