Файл: ГК_4_комм_Корчагина_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2937

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.


1) при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) при применении информационных технологий;

3) при обеспечении защиты информации.

Однако, как особо отмечается в п. 2 указанной статьи, "положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации".

В литературе было справедливо отмечено, что Закон об информации наряду с нормами прямого действия содержит системообразующие информационно-правовые нормы, подлежащие дальнейшему развитию в законодательных и иных нормативных правовых актах отраслей информационного законодательства <1>. Со своей же стороны заметим, что нормы данного Закона в основном носят декларативный характер, что вызывает нарекания многих юристов.

--------------------------------

<1> Кристальный Б.И., Нисневич Ю.А. Об основных положениях Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" // Информационные ресурсы России. 1995. N 2.


Сохранность коммерчески ценных сведений в условиях тотальной конкурентной борьбы, обеспечение их безопасного хранения и использования во многом предопределяют успех деятельности хозяйствующего субъекта, его выживаемость на рынке. Поэтому в законодательство о коммерческой тайне входят положения законодательства о конкуренции. Его основным источником ранее был Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <1>, признанный утратившим силу с 1 января 2008 г., а теперь - Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В соответствии с ним недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам, конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4).

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499; Бюллетень нормативных актов. 1992. N 2, 3.


Зафиксированные в этом определении требования добропорядочности, разумности и справедливости корреспондировали с общими нормами гражданского законодательства - презумпции разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, установленной п. 3 ст. 10 ГК РФ. Отметим, что указанные категории носят оценочный характер, что расширяет доказательственную базу в сфере пресечения недобросовестной конкуренции. Использование таких критериев для оценки добросовестности конкуренции связано с принципом "доброй совести", который происходит от римской формулы bon a fides <1>.


--------------------------------

<1> Тотьев К. Способы борьбы с недобросовестной конкуренцией // Закон. 1999. N 7. С. 17.


Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную и охраняемую законом тайну, является актом недобросовестной конкуренции (подп. 5 п. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции).

Коммерческая тайна также тесно связана с различными видами профессиональной и служебной тайн.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Таким образом, информация, составляющая коммерческую тайну налогоплательщика, которую налогоплательщик предоставил налоговым и иным указанным выше органам на основании законодательства, также не подлежит разглашению этими органами и составляет их служебную тайну.

Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа и могут разглашаться только в случаях, прямо указанных в федеральном законе.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Таможенные органы, их должностные лица, получившие доступ к информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных Таможенным кодексом и иными федеральными законами (ст. 10 ТК РФ).


При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны в том числе обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия проверяемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" <1>).

--------------------------------

<1> Российская газета. 2001. N 151, 152; СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3422.


В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <1> адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. К таким сведениям нужно относить и информацию, составляющую коммерческую тайну доверителя, ставшую известной адвокату в процессе оказания доверителю юридической помощи.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2002. N 100; СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.


Статья 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 <1> устанавливает: "Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами".

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10; Российская газета. 1993. N 49.


Соотношение понятий "информация, составляющая коммерческую тайну" и "конфиденциальная информация" - немаловажный, но дискуссионный момент. Как отмечали ведущие эксперты в области информационного права, термин "конфиденциальность" встречается в 84 федеральных законах и 706 международных (в том числе межправительственных) соглашениях <1>. Однако ни в нормах Закона о коммерческой тайне, ни в Гражданском кодексе России, ни в иных федеральных законах не дано ответа на вопрос, каким образом информация, составляющая коммерческую тайну (в том числе ноу-хау), перекликается с конфиденциальной информацией. Единственным документом, который проливает свет на разрешение данной проблемы, является Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента России от 6 марта 1997 г. N 188, из которого следует, что информация, составляющая коммерческую тайну, не является синонимом конфиденциальной информации (хотя в определенных случаях она условно может быть использована в качестве такового), но представляет собой ее особую разновидность. Указанный Перечень относит к конфиденциальной информации помимо информации, составляющей коммерческую тайну, следующие сведения:


--------------------------------

<1> Волчинская Е.К. Об информации, составляющей коммерческую тайну, в системе конфиденциальной информации // Материалы Всероссийской конференции "Информационная безопасность в условиях глобального информационного общества" - ИНФОФОРУМ // Бизнес и безопасность в России. 2004. Сентябрь.


о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

составляющие тайну следствия и судопроизводства;

доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией России и федеральными законами (например, врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений);

о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Принципиальное же отличие между коммерческой тайной и перечисленными выше видами тайн состоит в том, что коммерческая тайна - одна из "первичных" (естественных) тайн, которые непосредственно связаны с видом персонифицированного субъекта (наряду с личной тайной физического лица и государственной тайной органа государственной власти). Профессиональные тайны, которые составляет информация, передаваемая субъекту профессиональной деятельности в режиме личной тайны (врачебная тайна, тайна исповеди, тайна банковских вкладов, налоговая и др.), либо коммерческие тайны (налоговая, банковская, нотариальная и др.) являются тайнами "производными". И если в отношении "первичных" тайн у обладателя информации есть права на установление режима ограничения доступа (о чем будет подробно рассказано в настоящем комментарии), то в отношении "производных" тайн у лица, которому доверена такая информация, возникает обязанность устанавливать соответствующий режим <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 65, 66.


Вернемся к анализу дефиниции "секрет производства (ноу-хау)".

Как видно, законодатель рассматривает понятия "секрет производства" и "ноу-хау" как синонимы.

В литературе не раз отмечалось о расплывчатости обоих указанных понятий, так как в международной практике признанных определений не сложилось. Например, во Франции торговые секреты принято делить на промышленные и коммерческие; в Японии Актом о предотвращении недобросовестной конкуренции к торговым секретам отнесена любая информация, касающаяся методов производства, торговли, а также любая другая информация, затрагивающая вопросы технологии или бизнеса, которые неизвестны публике <1>.


--------------------------------

<1> Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учеб. пособие. М.: Юрист, 1999. С. 125, 126.


Как указано в комментируемой статье, ноу-хау могут составлять любые сведения, не обязательно связанные с производством чего-либо. Однако законодатель дает примерный неисчерпывающий перечень видов таких сведений: производственные, технические, экономические, организационные и другие, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности. Как справедливо отмечалось в юридической литературе, если приводимый в нормативном правовом акте перечень не закрыт, то зачем вообще нужен такой перечень?! С одной стороны, нельзя не согласиться с тем, что иногда подобные перечни служат хорошей шпаргалкой для правоприменителя. Однако в нашем случае существует риск того, что на практике суды будут признавать как ноу-хау только те сведения, которые прямо указаны в комментируемой статье, в то время как ноу-хау - это любые сведения, отвечающие трем требованиям (критериям):

наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности ноу-хау в силу его неизвестности третьим лицам;

отсутствие у третьих лиц доступа к ноу-хау на законном основании;

обладателем ноу-хау в отношении него введен режим коммерческой тайны.

Однако и предусмотренный законодателем примерный перечень видов информации, которая может составлять секрет производства, и названные три критерия не могут дать четкого и исчерпывающего представления о конкретных объектах, участвующих в общественных отношениях, имеющих способность охраняться в качестве ноу-хау. Одним из таких спорных объектов является формула <1>.

--------------------------------

<1> В Унифицированном акте торговых секретов США (Uniform Trade Secrets Act), разработанном National Conference of Commissioners on Uniform State Laws, формула прямо указана в числе объектов коммерческой тайны, однако по российскому законодательству правовое положение данного объекта весьма спорно. Подробнее см.: Погуляев В. Копирайт на формулу, или Как улучшить благосостояние науки // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2003. N 3.


Рассмотрим названные критерии.

Первый из них - коммерческая ценность ноу-хау.

Ценность информации - комплексный показатель ее качества, мера пригодности для принятия решений в конкретной сфере <1>. Отсюда следует коммерческая ценность некой информации - показатель ее пригодности (полезности) для принятия решений в коммерческой деятельности. Данный показатель, основанный на деловой практике, складывается из трех составляющих: достоверности информации, ее актуальности и полноты <2>.

--------------------------------

<1> Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. С. 2.