ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2927
Скачиваний: 2
Работник за разглашение (умышленное или неосторожное) информации, составляющей коммерческую тайну своего работодателя (и/или его контрагентов), к которой он получил доступ в процессе выполнения трудовых обязанностей, при отсутствии в его (работника) действиях состава преступления может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит ограничения ответственности за нарушение режима коммерческой тайны. Если субъект использовал ноу-хау и не имел достаточных оснований считать, что осуществляемое им использование незаконно, то он не может быть привлечен к ответственности. Данное положение распространяется и на те случаи, когда указанный субъект получил доступ к ноу-хау в результате случайности или ошибки.
3. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона о коммерческой тайне лицо, которое освобождается от ответственности за незаконное использование ноу-хау по указанным выше основаниям, обязано принять меры к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, если этого требует ее обладатель. Отказ данного лица выполнить требование обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, и принять указанные меры порождает у обладателя указанной информации право на обращение в суд за защитой своих прав.
Закон о коммерческой тайне и Гражданский кодекс не содержат каких-либо специальных указаний относительно порядка рассмотрения "информационных" споров. Поэтому обладатель ноу-хау подает заявление о защите своих прав по правилам, предусмотренным общими нормами процессуального законодательства, в соответствии с требованиями подведомственности и подсудности.
"Информационные" споры - довольно сложная категория дел, в разрешении которых российским судьям еще предстоит поднатореть. А пока данные дела - большая редкость в судах.
Сложность доказывания обстоятельств в делах о нарушении режима коммерческой тайны и несанкционированном использовании конфиденциальной информации, недостаточность правовой базы и отсутствие сложившихся и широко используемых обычаев делового оборота в информационной сфере отношений - все это актуализирует поиск правовых форм решения споров, альтернативных судебному разбирательству.
За рубежом широко практикуется такой способ разрешения конфликтов, как медиация. Медиация представляет собой переговорный процесс между конфликтующими сторонами, проводимый с помощью нейтрального лица, которое должно обеспечить "заочные" переговоры сторон так, чтобы они смогли найти точки соприкосновения и прийти к взаимоприемлемому решению <1>.
--------------------------------
<1> Ананьева Е. Медиация. Что это такое? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004. N 9. С. 69, 70.
В США с помощью медиации регулируется почти 75% споров, так как судебная процедура слишком дорога и продолжительна. Распространение медиации способно облегчить работу судов, снизив количество рассматриваемых дел <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 71.
Глава 76. ПРАВА НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ
ЛИЦ, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ И ПРЕДПРИЯТИЙ
§ 1. Право на фирменное наименование
Статья 1473. Фирменное наименование
Комментарий к статье 1473
1. Фирменное наименование согласно п. 1 комментируемой статьи - средство индивидуализации субъекта гражданского правоотношения, призванное отличать одну коммерческую организацию от другой коммерческой организации, осуществляющей аналогичную деятельность. В литературе высказывались мнения о том, чтобы правовая охрана была предоставлена наименованиям любых юридических лиц, как коммерческих, так и некоммерческих. Кроме того, высказывались взгляды на то, чтобы фирменное наименование служило средством индивидуализации не только коммерческой организации, но и индивидуального предпринимателя. Законодатель указывает, что охраняется не всякое наименование юридического лица. Право на фирменное наименование может принадлежать только коммерческим организациям. Коммерческая организация, согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ, представляет собой организацию, преследующую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К коммерческим юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества: полное товарищество, товарищество на вере; хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия. Фирменное наименование с вступлением в силу части четвертой ГК РФ перестанет выполнять функцию, связанную с обеспечением возможности использования клиентелы субъектами предпринимательской деятельности. Согласно изменениям, вносимым в часть вторую ГК РФ, при продаже предприятия и заключении договора коммерческой концессии к покупателю, пользователю не переходят права на фирменное наименование. Права на фирменное наименование непередаваемы.
2. Фирменное наименование состоит из двух частей. Первая часть является обязательной, ее именуют корпусом фирменного наименования, в ней содержится указание на организационно-правовую форму юридического лица. Вторую часть фирменного наименования нередко называют условным обозначением. В этом обозначении не может быть указан только род деятельности коммерческой организации.
3. Согласно п. 3 комментируемой статьи коммерческая организация должна иметь полное фирменное наименование на русском языке. Сокращенное наименование на русском языке, полное и сокращенное фирменное наименование на языках народов России и (или) иностранных языках оно лишь вправе иметь. Фирменное наименование должно быть отражено в учредительных документах и включено в Единый государственный реестр юридических лиц.
Российская Федерация является участницей Парижской конвенции, согласно ст. 8 которой фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака. Соответственно, исключительное право на фирменное наименование возникает не в силу внесения его в Единый государственный реестр юридических лиц. Правда, в п. 1 ст. 1474 ГК РФ законодатель отмечает, что сокращенное фирменное наименование, а также фирменное наименование на языках народов России и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Дополнительные требования законодатель предъявляет к фирменным наименованиям кредитных организаций. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация".
Что касается акционерного общества, то законодатель допускает использование в его фирменном наименовании официального наименования Российской Федерации или слов, производных от этого наименования, если:
более 75% акций акционерного общества принадлежат Российской Федерации;
получено разрешение от Правительства России.
4. Для того чтобы фирменное наименование выполняло свою функцию, оно должно обладать различительной способностью. Такое требование в литературе называют критерием новизны фирменного наименования. Например, В.Ю. Бузанов принцип новизны рассматривает как запрет использования в фирменном наименовании (в его произвольной части) обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с уже существующими объектами интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другим лицам. В.В. Орлова в докторской диссертации "Теория и практика индивидуализации в сфере интеллектуальной собственности" отмечает, что фирменное наименование не должно быть тождественным или сходным до степени смешения с фирменными наименованиями, товарными знаками, права на которые принадлежат другим лицам. Законодатель в п. 3 ст. 1474 ГК РФ указывает на то, что не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Вместе с тем согласно п. 6 ст. 1252 ГК РФ, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет то средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель исключительного права на товарный знак может потребовать полного или частичного запрета на использование фирменного наименования. Полный запрет возможен в том случае, если товарный знак используется в тех же видах деятельности, что и фирменное наименование, а частичный запрет - если сфера действия товарного знака уже, чем деятельность коммерческой организации, использующей фирменное наименование. Таким образом, положения части четвертой Гражданского кодекса указывают, что фирменное наименование должно обладать различительной способностью, т.е. быть новым.
Помимо принципа новизны в литературе выделяют еще один принцип, применимый к фирменному наименованию, - принцип истинности. Так. В.Ю. Бузанов отмечает, что "под принципом истинности следует понимать: во-первых, комплекс императивных требований, регламентирующих содержание обязательной части фирменного наименования (позитивная составляющая); во-вторых, запрет на включение в фирменное наименование обозначений, способных ввести в заблуждение (негативная составляющая)" <1>. В качестве дополнительного требования к фирменному наименованию он указывает, что запрещается использовать фирменное обозначение, противоречащее общественным интересам. В докторской диссертации В.В. Орлова отмечала признаки, которым должны соответствовать фирменные наименования, большинство из них получили отражение в п. 4 комментируемой статьи.
--------------------------------
<1> Бузанов В.Ю. Правовой режим фирменных наименований в российском гражданском праве. М., 2003. С. 5.
5. В качестве последствия несоблюдения требований, предусмотренных в п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, указано, что орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Таким образом, орган государственной регистрации юридических лиц не вправе отказывать в регистрации юридическим лицам с тождественными или сходными с фирменными наименованиями, не вправе и предъявить иск о понуждении изменения фирменного наименования. Также необходимо обратить внимание, что согласно ст. 14 Федерального закона "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" фирменные наименования юридических лиц, не соответствующие правилам парагр. 1 гл. 76 ГК РФ, должны быть приведены в соответствие с этими правилами при первом после 1 января 2008 г. изменении учредительных документов юридических лиц.
С 1 января 2008 г. признаны недействующими Положение о фирме, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 22 июня 1927 г., и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик.
Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование
Комментарий к статье 1474
1. В комментируемой статье раскрывается содержание исключительного права на фирменное наименование. В ней, в частности, отмечается, что обладатель исключительного права вправе указывать фирменное наименование на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
2. Исключительное право является непередаваемым и неотчуждаемым, оно индивидуализирует конкретного участника гражданского оборота.
3. В пункте 3 ст. 1474 Кодекса предусмотрен частный случай нарушения исключительного права на фирменное наименование. Как было предусмотрено и в Положении о фирме 1927 г., обладатель исключительного права на фирменное наименование может требовать прекращения использования фирменного наименования и возмещения причиненных ему убытков.
4. Если кто-либо зарегистрирует товарный знак, который тождествен или сходен до степени смешения с фирменным наименованием однородных товаров, то обладатель исключительного права на фирменное наименование вправе подать в Палату по патентным спорам в течение всего срока действия исключительного права на товарный знак возражение о признании предоставления правовой охраны товарному знаку полностью или частично недействительным (подп. 1 п. 2 ст. 1512).
Обладатель исключительного права на фирменное наименование может использовать и другие способы гражданско-правовой защиты, которые предусмотрены в ст. 1252 (см. комментарий к ст. 1252), в частности, может потребовать публикации решения о допущенном нарушении, в судебном порядке - изъятия из оборота и уничтожения оборудования, прочих устройств, материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительного права на фирменное наименование.
Статья 1475. Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации
Комментарий к статье 1475
1. Данная статья указывает, что на территории России охраняются только фирменные наименования, включенные в Единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, наименования иностранных юридических лиц на территории России не охраняются.
2. Момент возникновения фирменного наименования связан с моментом создания юридического лица. Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Именно с этого момента возникает исключительное право на фирменное наименование. Исключительное право на фирменное наименование носит бессрочный характер и прекращается в момент его (фирменного наименования) исключения из Единого государственного реестра в связи с прекращением юридического лица, т.е. в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица либо изменением его фирменного наименования.
Статья 1476. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания
Комментарий к статье 1476
В комментируемой статье предусматривается, что обладатель исключительного права на фирменное наименование может использовать фирменное наименование или отдельные элементы как в коммерческом обозначении предприятия, принадлежащего ему, так и в товарных знаках или знаках обслуживания в отношении товаров, им производимых, или услуг, им оказываемых. Однако указывается, что охрана, предоставляемая коммерческому обозначению и товарному знаку, является самостоятельной. Таким образом, если лицо, которому принадлежат фирменное наименование и сходный с ним товарный знак, обнаружит факт незаконного использования тождественного или сходного с ним до степени смешения обозначения, то он может предъявить иск к лицу, использующему последнее обозначение.