Файл: ГК_4_комм_Корчагина_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2802

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Как правило, исторически сложившаяся в обществе совокупность основных социальных качеств индивидуума, в том числе нравственные принципы, модели поведения в типовых ситуациях и т.д.


Наименование географического объекта (страны, городского или сельского поселения, местности и т.д.), регистрируемое в качестве наименования места происхождения товара, может носить не только современное (Гжель), но и историческое наименование (Бургундия, Шампань), быть официальным или неофициальным (Иберия), полным или сокращенным, а также производным от такого наименования ("Каслинское литье", "Цейлонский чай").

Наименование места происхождения товара может состоять из названия географического объекта (например, "Палех"), а может дополнительно содержать указание на видовую или родовую принадлежность товара ("Златоустовская гравюра", "Тульский пряник").

Наименование места происхождения товара может иметь фантазийный оттенок значения (например, "Янтарь Ставрополья"), а также включать в себя числа ("Ессентуки-17"), которые самостоятельной правовой охраны не имеют.

2. Наименование места происхождения товара является объектом исключительных прав производителя товара, которое приобретается в соответствии с положениями ст. ст. 1229 и 1519 настоящего Кодекса.

3. Пункт 2 комментируемой статьи (как и п. 2 ст. 30 Закона о товарных знаках) выводит из правовой охраны в качестве места происхождения товара обозначение, вошедшее во всеобщее употребление в России как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления. При этом такие неохраняемые обозначения могут представлять собой или содержать в себе наименования каких-либо географических объектов - голландский сыр, "Жигулевское пиво".

Согласно п. 3.2 Методических рекомендаций по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания (приложение 1 к Приказу Роспатента от 27 марта 1997 г. N 26), признаками, характеризующими обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида, были названы:

использование обозначения в качестве названия (наименования) товара специалистами соответствующих отраслей производства, работниками торговли, потребителями;

применение обозначения в качестве названия (наименования) одного и того же товара или товаров того же вида выпускаемых различными производителями;

применение обозначения в течение длительного времени.


Статья 1517. Действие исключительного права использования наименования места происхождения товара на территории Российской Федерации


Комментарий к статье 1517


1. Основаниями для возникновения правовой охраны наименования места происхождения товара и исключительного права производителя на его использование в Российской Федерации служат:


государственная регистрация наименования места происхождения товара в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, осуществляемая в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и подзаконными нормативными правовыми актами;

международные договоры, участницей которых является Российская Федерация.

Отметим, что в настоящее время Российская Федерация не участвует ни в одном международном договоре (соглашении), касающемся правовой охраны наименований мест происхождения товаров. Россия пока присоединилась лишь к Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (пересмотрена в Брюсселе 14 декабря 1900 г., в Вашингтоне 2 июня 1911 г., в Гааге 6 ноября 1925 г., в Лондоне 2 июня 1934 г., в Лиссабоне 31 октября 1958 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и изменена 2 октября 1979 г.), в которой среди прочих объектов промышленной собственности упоминаются "указания происхождения или наименования места происхождения". Парижская конвенция - одно из самых первых международных соглашений в области интеллектуальной собственности, она представляет собой минимальный набор стандартов по ее охране. В связи с этим данная Конвенция является "рамочным" соглашением. Присоединившись к нему, государство - член Конвенции декларирует предоставление на своей территории правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, право на которые возникло на территории других государств. Однако особенности такой охраны определяются национальным законодательством и (или) другими заключенными международными соглашениями.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может произвести государственную регистрацию в качестве наименования места происхождения товара наименования географического объекта, находящегося за пределами Российской Федерации. Условием для такой регистрации является охраняемость названия данного объекта в качестве наименования места происхождения товара в стране происхождения товара.

Аналогичное предписание дано и в отношении возможности приобретения исключительного права использования наименования указанного места происхождения товара - в качестве правообладателя может выступать только то лицо, чье право на использование данного наименования охраняется в стране происхождения товара.


Статья 1518. Государственная регистрация наименования места происхождения товара


Комментарий к статье 1518


1. Статья содержит общие системообразующие и в большинстве своем декларативные нормы о государственной регистрации наименований мест происхождения товаров, которые затем конкретизируются и развиваются в разд. 3 комментируемого параграфа.

Пункт 1 устанавливает принципиальный и единственно возможный путь получения наименования места происхождения товара охраноспособности в качестве объекта исключительных прав - государственную регистрацию такого наименования. Данная норма частично дублирует п. 1 ст. 1517, создавая противоречие в части "других случаев" приобретения охраноспособности наименования места происхождения товара, "предусмотренных международным договором Российской Федерации".


2. Аналогично п. 3 ст. 31 Закона о товарных знаках второй абзац п. 1 допускает возможность государственной регистрации наименования места происхождения товара одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами. В целях более четкого понимания данной нормы, как представляется, законодателю следовало бы подчеркнуть, что указанные граждане либо организации осуществляют регистрацию одного наименования именно совместно. Это позволило бы в дальнейшем избежать абсурдных, но возможных ошибочных трактовок этого положения как предоставляющего возможность требовать государственной регистрации наименования места происхождения товара, уже ранее зарегистрированного другим лицом.

В отличие от норм Закона о товарных знаках разработчики Кодекса оперируют термином "граждане" вместо общепринятого "физические лица". Ввиду данного нововведения регистрация мест происхождения товара апатридами <1> представляется невозможной.

--------------------------------

<1> Лица без гражданства.


Кроме того, устоявшееся в обществе понимание термина "гражданин" сводится к его определению как гражданина Российской Федерации, т.е. лица, состоящего в устойчивой правовой связи с Россией, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей. И, несмотря на то что Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" содержит термин "иностранный гражданин", на практике не исключены затруднения, связанные с регистрацией наименований мест происхождения товаров иностранцами (хотя это и противоречит иным положениям Гражданского кодекса - п. 2 ст. 1517).

3. Пункт 2 комментируемой статьи также носит декларативный характер. В соответствии с ним лица, которые зарегистрировали наименование места происхождения товара в установленном порядке, являются правообладателями на данное наименование - им предоставляется исключительное право использования наименования.

Документом, удостоверяющим прохождение государственной регистрации наименования места происхождения товара в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и наличие исключительного права использования данного наименования зарегистрировавшим его производителем товара, является свидетельство, выдаваемое указанным органом власти.

Однако вместе с этим законодатель ставит охраноспособность наименования и, следовательно, наличие исключительного права на него в зависимость от соблюдения производителем при производстве товара требований п. 1 ст. 1516 Кодекса независимо от наличия свидетельства о государственной регистрации.

4. В качестве особенности правовой природы наименования места происхождения товара как средства индивидуализации и его коренного отличия от товарного знака необходимо выделить то, что исключительное право использования наименования может быть предоставлено нескольким физическим (в редакции Кодекса - гражданам) или юридическим лицам, являющимся производителями товара, обладающего особыми свойствами, в пределах той же территории (географического объекта).



2. Использование наименования места происхождения товара


Статья 1519. Исключительное право на наименование места происхождения товара


Комментарий к статье 1519


1. Статья развивает ранее рассмотренные положения Кодекса, касающиеся исключительного права использования наименования места происхождения товара.

Как известно, исключительное право на использование большинства охраняемых законом объектов интеллектуальной собственности делится на три составляющие:

1) право (а иногда и аналогичная обязанность) обладателя исключительного права самостоятельно использовать тот или иной объект;

2) право распоряжаться исключительным правом - разрешать использование объекта интеллектуальной собственности другим лицам (передавать соответствующее исключительное право или права по договору);

3) право на защиту от незаконного использования объекта интеллектуальной собственности другими лицами.

Правовая же конструкция п. 1 в его системной связи с п. 4 комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что содержанием исключительного права использования зарегистрированного в установленном порядке наименования места происхождения товара, в отличие от исключительного права на использование большинства объектов интеллектуальной собственности, являются только права на защиту и на самостоятельное использование данного наименования зарегистрировавшим его производителем товара без возможности его передачи другим лицам. Следовательно, сделки, предметом которых выступает отчуждение данного права, и предоставление лицензии на временное использование зарегистрированного наименования и иное распоряжение указанным исключительным правом недействительны.

2. В пункте 2 перечислены возможные виды использования наименования места происхождения товара, которые вправе осуществлять зарегистрировавший его производитель; этот перечень в целом совпадает с аналогичным перечнем, содержащимся в п. 1 ст. 40 Закона о товарных знаках. Данный перечень не является исчерпывающим, так как согласно п. 1 комментируемой статьи обладатель исключительного права использования наименования места происхождения товара вправе использовать его "любым не противоречащим закону способом"; кроме того, он (перечень) начинается со словосочетания "в том числе" (что уже подразумевает "но не только").

Серьезную новеллу представляет включение в указанный перечень такого способа использования наименования места происхождения товара, как в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Под "адресацией" обычно понимают способ указания объектов в сети или системе <1>.

--------------------------------

<1> http://slovari.yandex.ru (Яндекс. Словари: Адресация).


Система доменных имен является одним из способов адресации, используемой в глобальной сети Интернет.


Слово "домен" происходит от английского domain - область, территория. Каждая страна имеет некоторое кодовое обозначение в две-три буквы, являющееся доменом этой страны и именуемое доменом первого уровня. Домен первого уровня также называют "зоной" <1>.

--------------------------------

<1> http://slovari.yandex.ru (Яндекс. Словари: <Домен>).


Например, если адрес интернет-сайта заканчивается на ".ru", это означает, что он находится в российской доменной зоне, если на ".uk" - в доменной зоне Великобритании, на ".de" - Германии, на ".jp" - Японии, ".ua" - Украины.

Существуют домены первого уровня, которые не связаны с географической принадлежностью доменной зоны, а определяются направленностью сайта. Например, зона ".com" обычно используется для регистрации зарубежных (как правило, США) коммерческих сайтов, зона ".org" - для некоммерческих, ".edu" - для образовательных.

Уже много лет в литературе и на практике идет спор о том, какое правомочие на доменное имя и товарный знак наиболее значимое и главенствующее. По-видимому, со вступлением в силу Гражданского кодекса такая же судьба (выяснять отношения с владельцами доменных имен на тему "кто главней") ждет и обладателей исключительного права использования наименования места происхождения товара.

3. Пункт 3 ст. 1519 ГК РФ запрещает использовать зарегистрированное наименование места происхождения товара лицам, не имеющим свидетельства о государственной регистрации, т.е. не являющимся непосредственными "регистраторами". Запрет распространяется в том числе на случаи, когда при использовании зарегистрированного места происхождения товара указывается его подлинное или переведенное на другой язык наименование либо оно используется в сочетании с такими словами, как "род", "тип", "имитация".

Как правило, специфика объекта, произведенного в той или иной местности, определяется целым рядом факторов, в результате чего попытки имитации данного товара в других географических условиях не дают результата либо приводят к созданию объекта с совершенно иными свойствами <1>. Качество большинства указанных объектов несоизмеримо ниже. Однако не всегда подделку можно отличить от оригинального товара. В результате распространение на рынке некачественного товара ведет к снижению потребительского спроса, подрыву репутации добросовестного изготовителя. Именно поэтому комментируемая статья Кодекса также запрещает использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара). Данные действия представляют собой акт недобросовестной конкуренции.

--------------------------------

<1> Калятин В.О. Указ. соч. С. 350.


Статья 1520. Знак охраны наименования места происхождения товара


Комментарий к статье 1520