ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 2943
Скачиваний: 2
Статья 1529. Порядок государственной регистрации наименования места происхождения товара
Комментарий к статье 1529
1. Как уже было сказано выше (см. ст. 1526 и комментарий к ней), федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, руководствуясь принятым по результатам экспертизы заявленного обозначения положительным решением, проводит государственную регистрацию наименования места происхождения товара.
Государственная регистрация наименования осуществляется путем его внесения в Государственный реестр наименований. Порядок ведения данного реестра до введения в действие Гражданского кодекса регламентировался Приказом Роспатента от 5 марта 2004 г. N 32.
2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает перечень сведений, которые вносятся в Государственный реестр наименований. Данный перечень аналогичен (не считая незначительной редактуры используемого разработчиками Кодекса понятийного аппарата) тому, что содержался в п. 1 ст. 35 Закона о товарных знаках.
Статья 1530. Выдача свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара
Комментарий к статье 1530
1. Статья определяет порядок выдачи свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара.
Свидетельство выдается при условии, что наименование места происхождения товара уже зарегистрировано и внесено в Государственный реестр наименований.
Комментируемая статья, как и ст. 35 Закона о товарных знаках, предусматривает довольно короткий срок выдачи свидетельства - один месяц со дня получения документа об уплате пошлины федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Если заявитель (или уполномоченное им лицо) не представил федеральному органу документ, подтверждающий уплату пошлины за выдачу свидетельства, то свидетельство не выдается.
2. Комментируемая статья Кодекса не предусматривает каких-либо требований к свидетельству, в том числе его оформлению и содержанию, оставляя эти вопросы на усмотрение "федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности". Данное указание означает, что форма и содержание свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара могут устанавливаться не регистрирующим данные обозначения органом, а иным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 1531. Срок действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара
Комментарий к статье 1531
1. Несмотря на то что регистрация наименования места происхождения товара бессрочная (если есть возможность производить товар, обладающий особыми свойствами, присущими той или иной географической среде), свидетельство об исключительном праве на зарегистрированное наименование имеет вполне определенный срок - 10 лет. Данный срок начинает исчисляться со дня подачи заявки на наименование места происхождения товара в регистрирующий орган.
2. Пункт 2 устанавливает возможность и порядок продления срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара.
Срок действия свидетельства может продлеваться каждый раз на 10 лет.
Основанием для продления срока свидетельства служит заявление его обладателя.
Вместе с тем в целях государственного контроля над свойством товара, выпускаемого под обозначением, зарегистрированным в качестве наименования места происхождения товара и внесенного в государственный реестр, условием продления срока свидетельства является заключение компетентного органа о том, что указанный товар действительно производится данным заявителем в пределах границ данного географического объекта и не утерял указанных в реестре свойств.
Компетентный орган, о котором идет речь в комментируемой статье, должен определяться в порядке, устанавливаемом Правительством России. Пока такого органа не создано.
3. Заключение компетентного органа, о котором говорилось выше, необходимо только для продления срока действия свидетельств об исключительном праве на наименование места происхождения товара, представляющего собой географический объект, который находится в пределах границ России. Если же географический объект не является территорией Российской Федерации, такого заключения не требуется. Однако в этом случае обладатель свидетельства для продления срока его действия обязан представить в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документ, подтверждающий его право на наименование места происхождения товара в стране происхождения товара на дату подачи заявления о продлении срока действия свидетельства.
4. Обладатель свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, желающий продлить срок его действия, должен подать заявление об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение последнего года действия свидетельства.
При наличии ходатайства и уплаты дополнительной пошлины обладателю свидетельства может быть предоставлен шестимесячный срок для подачи заявления по истечении срока действия свидетельства.
5. О каждом факте продления срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит запись в Государственный реестр наименований и в само свидетельство.
Статья 1532. Внесение изменений в Государственный реестр наименований и свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара
Комментарий к статье 1532
Статья устанавливает обязанность направления уведомлений:
обладателем свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (в случаях изменения информации, относящейся к государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на это наименование, - п. 2 ст. 1529);
федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности обладателю свидетельства в случае внесения изменений в Государственный реестр наименований и свидетельство, связанных с исправлением очевидных и технических ошибок.
Согласно сложившейся деловой практике уведомления составляются в письменной форме. При этом отправитель уведомления должен получить подтверждение доставки до адресата.
Статья 1533. Публикация сведений о государственной регистрации наименования места происхождения товара
Комментарий к статье 1533
В соответствии с комментируемой статьей информация о зарегистрированном наименовании места происхождения товара и предоставлении исключительного права на него публикуется в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности "незамедлительно после их внесения в Государственный реестр наименований".
В статье подчеркивается, что в официальном ведомственном бюллетене должны быть опубликованы только те сведения, которые непосредственно относятся к государственной регистрации наименования или права на его использование. Публикация сведений, содержащих описание особых свойств товара, выпускаемого под зарегистрированным обозначением, не допускается.
Статья 1534. Регистрация наименования места происхождения товара в иностранных государствах
Комментарий к статье 1534
Статья устанавливает право граждан России и зарегистрированных на территории Российской Федерации юридических лиц испрашивать регистрацию наименований мест происхождения товаров в других государствах.
В качестве условия такой регистрации Кодекс, как и до его введения в действие ст. 39 Закона о товарных знаках, устанавливает необходимость государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставления исключительного права на такое наименование в Российской Федерации. Это связано с тем, что из-за специфики объекта только национальный орган страны происхождения способен оценить заявленное обозначение и принять решение о признании (или об отсутствии такового) его наименованием места происхождения товара и/или предоставить право на пользование им конкретному лицу <1>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Закону "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Охрана интеллектуальной собственности в России. Сборник законов, международных договоров, правил Роспатента с комментариями С.А. Горленко, А.Д. Корчагина, В.В. Орловой (отв. ред. Л.А. Трахтенгерц, науч. ред. В.М. Жуйков) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, 2005.
<1> Корчагин А.Д., Орлова В.В., Горленко С.А. Указ. соч. С. 128.
4. Прекращение правовой охраны наименования места
происхождения товара и исключительного права
на наименование места происхождения товара
Статья 1535. Основания оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара и исключительного права на такое наименование
Комментарий к статье 1535
1. Несмотря на название статьи, она (как и действовавшая до введения в действие Гражданского кодекса ст. 42 Закона о товарных знаках) не перечисляет оснований для оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны обозначению в качестве наименования места происхождения товара, а также исключительного права на него. Единственным и прямо названным в статье (п. 2) основанием является предоставление правовой охраны обозначению с нарушением требований Кодекса. В этом и состоит отличие комментируемой статьи от аналогичной нормы, относящейся к товарным знакам.
2. Первый и второй абзацы п. 1 содержат нормы декларативного характера, разъясняющие, что оспаривание предоставления правовой охраны обозначению, зарегистрированному в качестве наименования места происхождения товара, или предоставления исключительного права на ранее зарегистрированное наименование означает не что иное, как оспаривание решений федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Таким образом, законодатель указал, что именно необходимо требовать лицам, оспаривающим и желающим признать недействительным предоставление правовой охраны наименования места происхождения товара и исключительного права на него, т.е. дал указанным лицам более подробное руководство к действию.
3. В третьем и четвертом абзацах законодатель разъясняет последствия признания недействительным предоставления правовой охраны обозначению в качестве наименования места происхождения товара (решение о государственной регистрации отменяется, запись в Государственном реестре наименований и свидетельство об исключительном праве на такое наименование аннулируются) и предоставления исключительного права на ранее зарегистрированное наименование (отмена решения о предоставлении такого исключительного права, аннулирование записи в Государственном реестре наименований и свидетельства).
4. Если п. 2 ст. 42 Закона о товарных знаках предоставлял право на оспаривание, о котором идет речь в комментируемой статье, любому лицу, то согласно Кодексу таким правом обладает только заинтересованное лицо. Представляется, что при такой, казалось бы, незначительной замене одного термина другим у оспаривающего лица возникает бремя обоснования своей заинтересованности в этом.
Процедура оспаривания осуществляется путем подачи возражений в Палату по патентным спорам.
Статья 1536. Прекращение правовой охраны наименования места происхождения товара и действия свидетельства об исключительном праве на такое наименование
Комментарий к статье 1536
Статья дает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых правовая охрана зарегистрированного наименования места происхождения товара (п. 1) и действие свидетельства об исключительном праве на него (п. 2) прекращаются.
В отличие от ст. 1535 по основаниям, указанным в комментируемой статье, в Палату по патентным спорам вправе обратиться любое лицо. Документ, на основании которого Палата по патентным спорам рассматривает вопрос о прекращении правовой охраны наименования места происхождения товара (или действии свидетельства об исключительном праве на него) и выносит решение, именуется в настоящей статье заявлением.
После принятия положительного решения по заявлению и вступления его в силу в Государственном реестре наименований производится запись о прекращении правовой охраны наименования места происхождения товара, а в официальном ведомственном бюллетене публикуется соответствующая информация.
5. Защита наименования места происхождения товара
Статья 1537. Ответственность за незаконное использование наименования места происхождения товара
Комментарий к статье 1537
1. Незаконное использование наименований мест происхождения товаров или обозначения, сходного с ним до степени смешения, влечет за собой гражданскую, административную и уголовную ответственность.
Отметим, что действовавший до вступления в силу комментируемого Кодекса Закон о товарных знаках содержал общую статью об ответственности за использование и товарных знаков, и наименований мест происхождения товаров (ст. 46). Несмотря на то что в рамках данной статьи специфические способы защиты прав на товарный знак и наименование места происхождения товара были разделены по пунктам, разработчики Кодекса, как представляется, поступили более корректно, предусмотрев две статьи (об ответственности за незаконное использование товарного знака см. ст. 1515 и комментарий к ней). Вместе с тем и содержание данных норм несколько изменилось.
Пункт 1 ст. 1537 наделяет правообладателя двумя правами-требованиями, направленными на восстановление его нарушенного исключительного права использования наименования места происхождения товара:
1) изъятия из гражданского оборота и последующего уничтожения товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещено незаконно используемое наименование места происхождения товара или обозначение, сходное с ним до степени смешения, признанных судом контрафактными;
2) удаления с признанных судом контрафактными товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого наименования места происхождения товара или сходного с ним до степени смешения обозначения в случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах и их изъятие и последующее уничтожение недопустимо. К сожалению, законодатель не приводит таких случаев и не разъясняет, что понимается под "необходимостью в общественных интересах", оставляя решение этих вопросов правоприменительной практике.