Файл: ГК_4_комм_Корчагина_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2800

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. В целях уведомления окружающих о том, что используемое обозначение является зарегистрированным в Российской Федерации наименованием места происхождения товара, правообладатель может размещать рядом с таким наименованием предупредительную маркировку - знак охраны наименования места происхождения товара.

Кодекс, как и Закон о товарных знаках, предусматривает два вида указанного знака охраны, выраженные в словесных обозначениях, - "зарегистрированное наименование места происхождения товара", или "зарегистрированное НМПТ". Такой знак рекомендуется помещать при каждом использовании наименования места происхождения товара, если это возможно в силу специфики использования (в том числе на каждой единице товара или его упаковке).

Подчеркнем, что знак охраны наименования места происхождения товара носит лишь уведомительный характер и его размещение является правом, а не обязанностью правообладателя.

Размещать же указанную предупредительную маркировку по отношению к обозначению, не являющемуся зарегистрированным в Российской Федерации наименованием места происхождения товара, запрещается (подробнее см. п. 3 ст. 1537 и комментарий к нему).


Статья 1521. Действие правовой охраны наименования места происхождения товара


Комментарий к статье 1521


Логически ст. 1521 является вводной к разд. 4 комментируемого параграфа Кодекса.

Статья предусматривает два срока охраны наименования места происхождения товара - срок охраны:

самого наименования, который определяется временем существования возможности производить товар, обладающий особыми свойствами, присущими конкретной географической среде (см. ст. 1516 и п. 1 ст. 1536 и комментарий к ним);

исключительного права использования наименования, ограниченный сроком действия свидетельства о государственной регистрации данного права, определяемый в соответствии со ст. 1531 и п. 2 ст. 1536 Кодекса.

При этом охраноспособность наименования места происхождения товара не зависит от наличия или отсутствия свидетельства об исключительном праве на его использование, в то время как действие указанного свидетельства прекращается в связи с прекращением правовой охраны наименования (подробнее см. ст. 1536 и комментарий к ней).


3. Государственная регистрация наименования места

происхождения товара и предоставление исключительного

права на наименование места происхождения товара


Статья 1522. Заявка на наименование места происхождения товара


Комментарий к статье 1522


Статья содержит основные указания, касающиеся содержания и оформления заявки на наименование места происхождения товара.

Как следует из содержания п. 1, Кодекс различает два вида заявок:

на регистрацию наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на него;

на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара.


Обе указанные заявки подаются заявителем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности согласно требованиям Кодекса (которые в целом идентичны предписаниям Закона о товарных знаках, а также правилам, утвержденным указанным федеральным органом). До вступления Кодекса в силу требования к документам заявки устанавливались Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, утвержденными Приказом Роспатента от 25 февраля 2003 г. N 24. В настоящий момент с учетом указаний Кодекса разрабатываются новые правила. Однако представляется, что по содержанию они будут весьма схожи с указанными.

Относительно отдельных требований к содержанию заявки необходимо отметить следующее. Границы географического объекта, являющегося регистрируемым наименованием места происхождения товара, могут быть описаны с помощью координат, естественных границ местности - рек, гор, озер; административных границ; долговечных сооружений, коммуникаций и т.п. В описании особых свойств товара, для которого регистрируется обозначение, приводятся свойства, отличающие данный товар от аналогичных товаров. Из описания явным образом должна следовать обязательная, объективная зависимость особых свойств товара от характерных для данного географического объекта природных условий и/или людских факторов. Свойства товара должны быть описаны четко и ясно, в соответствии с общепринятой специальной терминологией (товароведческой, технической и т.д.). Описание должно носить информационный характер, в частности указывать на наличие в данном географическом объекте исходного сырья, климатических, геологических, гидрогеологических или иных природных условий, а также людей (коллектива), способных изготавливать товар традиционным способом.

В случае подачи заявки на предоставление исключительного права использования в отношении уже зарегистрированного наименования места происхождения товара описание особых свойств производимого заявителем товара должно совпадать с описанием основных свойств товара, в отношении которого зарегистрировано данное наименование места происхождения товара.

Следует отметить, что в действовавшие до введения в действие Кодекса Правила Роспатента, регламентировавшие порядок составления, подачи и рассмотрения заявок на наименования мест происхождения товаров, была включена возможность подачи заявки и предоставления дополнительных материалов по заявке как на традиционном бумажном носителе, так и с помощью средств связи, таких, например, как факс. При определенных условиях предоставление документов по факсу позволяло установить дату приоритета. Представляется, что эти немаловажные положения найдут отражение в новых правилах, разработанных и утвержденных федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в соответствии с комментируемым Кодексом.



Статья 1523. Экспертиза заявки на наименование места происхождения товара и внесение изменений в документы заявки


Комментарий к статье 1523


1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает следующие виды экспертиз заявки на наименование места происхождения товара, которые проводятся федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности: формальная экспертиза и экспертиза заявленного обозначения.

2. Пункт 2 предусматривает право заявителя при проведении экспертизы заявки представлять дополнительные сведения и материалы, в том числе уточнять и исправлять материалы заявки. Данное право заявителя действует до принятия федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности решения по заявке.

Поводом для предоставления указанных дополнительных материалов также может быть запрос федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (абз. 1 п. 3 комментируемой статьи).

3. Статья устанавливает, что если представленные заявителем дополнительные материалы изменяют заявку на наименование места происхождения товара по существу, то такие материалы к рассмотрению не принимаются.

Дополнительные материалы признаются изменяющими заявку по существу, если:

изменения и дополнения содержат указание на такие основные свойства товара, которыми, как следует из заключения компетентного органа, товар не обладает;

заявитель укажет в них на какой-то иной товар (или товары), который не был указан в первоначальных материалах, при условии, что заявленное обозначение содержит название самого товара, для которого предназначено наименование места происхождения товара <1>.

--------------------------------


КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Закону "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Охрана интеллектуальной собственности в России. Сборник законов, международных договоров, правил Роспатента с комментариями С.А. Горленко, А.Д. Корчагина, В.В. Орловой (отв. ред. Л.А. Трахтенгерц, науч. ред. В.М. Жуйков) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, 2005.


<1> Корчагин А.Д., Орлова В.В., Горленко С.А. Указ. соч. С. 113.


Материалы, изменяющие заявку по существу, могут быть оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки.

4. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1203 "О Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему организациях", а затем Постановлением Правительства России от 7 апреля 2004 г. N 178 "Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" экспертиза заявок была отнесена к компетенции подведомственной Роспатенту организации - Федеральному институту промышленной собственности (ФИПС).



Статья 1524. Формальная экспертиза заявки на наименование места происхождения товара


Комментарий к статье 1524


Статья регламентирует порядок прохождения формальной экспертизы для заявки на наименование места происхождения товара. Суть данной экспертизы заключается в проверке федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности соответствия поданной заявки установленным требованиям в части как ее содержания, так и наличия и правильности составления прилагаемых документов.

Срок проведения формальной экспертизы составляет два месяца. В ходе ее проведения у заявителя могут запрашиваться дополнительные сведения и материалы (документы), в том числе с целью уточнения особых свойств производимого товара, места производства, а также подтверждения права лица на заявленное им обозначение, если географический объект, регистрация которого испрашивается данным заявителем, находится вне территории Российской Федерации.


Статья 1525. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара


Комментарий к статье 1525


1. После формальной экспертизы заявки проводится экспертиза заявленного обозначения. В ходе данной экспертизы проверяются:

соответствие обозначения требованиям ст. 1516 Кодекса;

соответствие материалов заявки требованиям, предъявляемым к ее содержанию и оформлению, а также прилагаемых к ней документов, за исключением тех материалов, которые прошли проверку в ходе формальной экспертизы;

обоснованность указания проверяемого места происхождения (производства) товара на территории Российской Федерации.

2. В ходе проведения экспертизы обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара, до принятия окончательного решения, если предполагается, что заявителю будет отказано в государственной регистрации заявленного обозначения, регистрирующий орган направляет заявителю аргументированное уведомление о несоответствии обозначения требованиям ст. 1516 Кодекса. Заявителю в этом случае предлагается представить свои доводы по результатам экспертизы в течение шести месяцев со дня направления уведомления регистрирующим органом.


Статья 1526. Решение, принятое по результатам экспертизы заявленного обозначения


Комментарий к статье 1526


Итогом экспертизы заявленного обозначения считается принятие регистрирующим органом (федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности) одного из указанных решений:

о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на это наименование;

об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на него.

Следует сразу оговориться, что даже в силу принятия регистрирующим органом положительного решения заявленное обозначение не получает правовой охраны. Данное решение служит лишь основанием для государственной регистрации наименования места происхождения товара, в силу которой, как уже отмечалось ранее (см. ст. ст. 1517, 1518 и комментарий к ним), заявленное обозначение признается охраняемым средством индивидуализации.



Статья 1527. Отзыв заявки на наименование места происхождения товара


Комментарий к статье 1527


В соответствии с настоящей статьей Кодекса заявитель вправе отозвать свою заявку на наименование места происхождения товара на любом этапе ее рассмотрения до момента внесения сведений в Государственный реестр наименований.

Отзыв заявки осуществляется на основании заявления, поданного в письменной форме и подписанного заявителем и/или его уполномоченным лицом - патентным поверенным, представляющим интересы заявителя. При разработке новых правил, касающихся подачи и рассмотрения заявок на наименования мест происхождения товара, можно рекомендовать их разработчикам учесть возможность отзыва заявки посредством факса, а возможно, и электронной почты (поскольку законодатель наконец-то ввел правовой термин "электронное сообщение" - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети <1>).

--------------------------------

<1> Ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.


Практика, предшествующая введению в действие комментируемого Кодекса, исходила из того, что отозванная заявка на соответствующее обозначение не создает препятствий и не учитывается при прохождении экспертизы других заявок, поданных данным заявителем.

В связи с отзывом заявки федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выносит решение с указанием оснований прекращения действий по заявке.


Статья 1528. Оспаривание решений по заявке на наименование места происхождения товара. Восстановление пропущенных сроков


Комментарий к статье 1528


1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает право заявителя оспорить решения (исчерпывающий перечень которых приведен в комментируемом пункте статьи) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение трех месяцев со дня получения решения. Оспаривание осуществляется путем подачи возражений в Палату по патентным спорам.

Палата по патентным спорам Роспатента является самостоятельным юридическим лицом - государственным учреждением. Создана Палата на базе Апелляционной палаты и Высшей патентной палаты Роспатента. Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам утверждены Приказом Роспатента N 56 от 22 апреля 2003 г.

2. Пункт 2 устанавливает порядок восстановления пропущенных сроков оспаривания решений федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также сроков, предусмотренных п. 3 ст. 1523 Кодекса, относящихся к представлению дополнительных материалов по заявке.

Основанием для восстановления служит ходатайство заявителя, которое может быть подано в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не позднее двух месяцев со дня истечения срока. Восстановление сроков осуществляется при условии подтверждения заявителем уважительных причин, в силу которых он не имел возможности подать возражения (или дополнительные материалы по заявке) в течение общего срока, а также уплаты госпошлины.