Файл: ГК_4_комм_гл73_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 943

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Синельникова В.Н. Проблемы селекционного законодательства. М.: Изд-во МСХА, 1991. С. 6, 56.

<2> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова; Ин-т государства и права РАН. М.: Юрайт, 2009. Т. 2: Части третья, четвертая ГК РФ. С. 523.


А.П. Сергеев полагает, что решение творческой задачи по выведению нового сорта (породы) является родовым признаком селекционного достижения вне зависимости от правовой охраны; следовательно, селекционным достижением является результат селекционной деятельности как таковой, а охраняемое селекционное достижение в дополнение к этому обладает и некоторыми другими признаками <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2004. С. 707.


Гражданский кодекс РФ, используя понятие "селекционное достижение", определения самого понятия не дает; однако сразу, в п. 1 первой же статьи гл. 73, подчеркивает, что для целей Кодекса "селекционное достижение" должно пониматься в узком смысле. В части четвертой Гражданского кодекса РФ словосочетанием "селекционное достижение" именуется не любой результат интеллектуальной деятельности в области селекции, но лишь отвечающий условиям предоставления правовой охраны.

О понятии "селекционное достижение" см. также комментарий к ст. 1412.

2. Применительно к селекционным достижениям Гражданский кодекс РФ фактически разделяет права, принадлежащие автору, на две группы. При этом права, относящиеся к первой группе, - исключительное право и право авторства (п. 1 комментируемой статьи) - могут считаться безусловными.

Во вторую группу наряду с правом на наименование и правом автора служебного селекционного достижения на вознаграждение включено и право на получение патента (п. 2), о котором прямо сказано, что оно принадлежит автору первоначально (п. 1 ст. 1420). Однако права, относящиеся ко второй группе, принадлежат автору нового сорта или породы только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. В иных случаях эти права, вообще говоря, могут принадлежать другим лицам или не принадлежать никому.

3. Перечень прав на селекционное достижение, даваемый непосредственно ст. 1408, не является закрытым. Однако другие права, которые могут принадлежать автору селекционного достижения, прямо названы Кодексом. К числу таких прав должны быть отнесены право на получение авторского свидетельства (ст. 1416) и право распоряжения исключительным правом на селекционное достижение (не охватываемое самим исключительным правом и не входящее логически в его состав; п. 1 ст. 1421). Н.Г. Кузьмина добавляет к этому перечню право на подачу заявки и "право на приоритет" <1>. Последнее, правда, является не чем иным, как отдельным случаем, специфической формой реализации первого; однако специально предусмотрено ст. 11 Конвенции UPOV, которая так и озаглавлена: "Право приоритета (Right of Priority; Droit de priorite)".


--------------------------------

<1> Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть четвертая. М.: ТК "Велби"; Проспект, 2007. С. 523.


Расширенный перечень, включающий наряду с правами, предусмотренными ст. 1408, также и перечисленные права, является исчерпывающим и может быть дополнен только путем внесения изменений в Гражданский кодекс РФ.

4. Исключительное право на селекционное достижение, во-первых, изначально принадлежит его автору. У любых иных лиц, даже у работодателя, которому, казалось бы, исключительное право на служебное селекционное достижение, как и право на получение патента, принадлежит с момента создания (если договором между автором и его работодателем не предусмотрено иное; п. 3 ст. 1430), оно может быть только производным от первоначального права автора.

Во-вторых, исключительное право автору "принадлежит"; оно не возникает в момент выдачи патента, понятие исключительного права имплицитно присутствует в составе самого понятия селекционного достижения. Таким образом, Кодекс не связывает возникновение исключительного права с патентованием селекционного достижения, несмотря на то обстоятельство, что исключительное право, пока оно не удостоверено патентом, в Российской Федерации не признается (ст. 1409) и не охраняется (ст. 1414). Однако такие правовые конструкции, как приоритет селекционного достижения, запатентованного за рубежом (ст. 1434), или временная правовая охрана в период между опубликованием информации о поданной заявке и выдачей патента (ст. 1436), основаны именно на том, что исключительное право уже существует, хотя рассмотрение вопроса о его признании еще не завершено <1>.

--------------------------------

<1> По мнению высших органов судебной власти Российской Федерации, для целей правоприменения моментом возникновения исключительного права (если это право не признается автоматически, в силу самого факта создания объекта интеллектуальных прав, как это имеет место для авторского права) должен считаться именно тот момент, когда начинается рассмотрение вопроса о его признании. Так, для изобретения, полезной модели, промышленного образца датой возникновения исключительного права должен считаться день подачи заявки (см. подп. 2.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29).


Вопрос, в чем именно заключается исключительное право, разрешен в общей постановке ст. 1229, а применительно к селекционным достижениям - ст. 1421 ГК РФ (см. комментарий к ст. 1421).

5. Глава 73 Гражданского кодекса регулирует отношения, связанные с уже достигнутыми результатами селекционной деятельности. Процесс получения этих результатов регулируется гражданским правом только в части использования для их создания сортов растений и пород животных, охраняемых патентом.


Правовое регулирование селекционной деятельности в целом является комплексным <1> и осуществляется главным образом нормативно-правовыми актами, традиционно относимыми к аграрному (Федеральные законы "О семеноводстве", "О племенном животноводстве" и др.) и экологическому (в первую очередь Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности") законодательству. В результате права селекционера в сфере создания селекционных достижений могут быть серьезно ограничены. Так, некоторые виды селекционной деятельности ранее требовали лицензии. В частности, лицензирование деятельности, связанной с генетическими манипуляциями на молекулярном и клеточном уровне с участием рекомбинантных рибонуклеиновых кислот и дезоксирибонуклеиновой кислоты для создания генетически-модифицированных организмов было предусмотрено Федеральным законом "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" (абз. 2 ст. 6) и прекращено только со дня вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <2> (п. 2 ст. 18). Лицензирование деятельности по разведению племенных животных, по производству и использованию племенной продукции (подп. 84 и 85 п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности") было прекращено с 1 января 2006 г. (подп. "б" п. 11 ст. 1 Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ), и в настоящее время перечень лицензируемых видов деятельности не предусматривает лицензирования в области селекции животных и растений.

--------------------------------

<1> Гаврилов Э.П., Городов О.А., Гришаев С.П. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (по статейный). Часть четвертая. С. 505.

<2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.


Однако действующее законодательство Российской Федерации до настоящего времени сохраняет отдельные нормы, предусматривающие, например, необходимость согласования с "государственным органом по управлению племенным животноводством" <1> скрещивания племенных животных на племенных заводах (ст. 31 Федерального закона "О племенном животноводстве"), а также осуществление государственного надзора за применением новых технологий, инструментов, оборудования, материалов и биотехнологических методов в области селекции и воспроизводства племенной продукции (материала) (абз. 6 п. 2 Положения о порядке деятельности главных государственных инспекторов в области племенного животноводства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1996 г. N 244 в редакции Постановления Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 497).

--------------------------------

<1> О специально уполномоченном Правительством Российской Федерации государственном органе по управлению племенным животноводством см. комментарий к ст. 1444.



Таким образом, права селекционера, связанные с процессом творческого труда, с его условиями и его содержанием, могут быть ограничены федеральными законами или на основании федерального закона. Однако его права, связанные с результатом такого труда, регулируются только Гражданским кодексом РФ.


Статья 1409. Действие исключительного права на селекционные достижения на территории Российской Федерации


Комментарий к статье 1409


1. Исключительное право на использование селекционного достижения принадлежит автору безусловно (ст. 1408), однако признается на территории Российской Федерации лишь при определенных условиях: только в том случае, если оно удостоверено патентом, имеющим законную силу в Российской Федерации.

Исключительное право, не удостоверенное патентом, в Российской Федерации не признается и не охраняется.

2. Ряд авторов считают, что существует "необходимость признания прав автора селекционного достижения, отвечающего критериям охраноспособности, еще до подачи заявки о признании его охраняемым" <1>, и эта необходимость обусловлена нормами гражданского законодательства.

--------------------------------

<1> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Г. Светланова; Ин-т государства и права РАН. М.: Юрайт, 2009. Т. 2: Части третья, четвертая ГК РФ. С. 524.


По мнению О.Ф. Оноприенко, селекционные достижения до момента патентования должны охраняться нормами авторского права как произведения науки <1>.

--------------------------------

<1> См.: Оноприенко О.Ф. Проблемы охраны живых объектов // Патенты и лицензии. 2007. N 6. С. 36 - 37.


Представляется, что в таком признании нет необходимости. Прежде всего до подачи заявки, более того, до завершения экспертиз и испытаний селекционного достижения неизвестно, отвечает ли оно упомянутым критериям. Все права автора, в том числе и личные неимущественные, обеспечиваются, а следовательно, и защищаются именно в рамках процедуры рассмотрения заявки и выдачи патента. Что же касается исключительного права, то на этапе от момента создания селекционного достижения до подачи заявки оно не признается вовсе, а после подачи заявки защищается ретроспективно, в рамках института временной правовой охраны (ст. 1436).

Безусловно, практически любые материалы селекционера (черновики, расчеты, дневники наблюдений и др.) могут защищаться от копирования в рамках авторского права. Однако мнение о том, что на этапе до подачи заявки "селекционный материал, который получен в результате творческой деятельности: семена растений, посадочный материал кустарников, семя животных, сами животные и др." <1>, также является объектом "охраны авторским правом", ни на чем не основано. Селекционный материал защищается, прежде всего, волей самого автора, а также признанием того обстоятельства, что его попадание в чужие руки вопреки этой воле не порочит новизны селекционного достижения и, следовательно, не препятствует его правовой охране и признанию исключительного права автора или его правопреемника (п. 3 ст. 1413).


--------------------------------

<1> См.: Там же.


3. Патент на селекционное достижение может иметь в Российской Федерации законную силу только в двух случаях: если он выдан федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям или если действие патента, выданного в иностранном государстве, признается в Российской Федерации в соответствии с международным договором.

Единственный международный договор, прямо касающийся селекционных достижений (Международная конвенция по охране новых сортов растений), предусматривает национальную процедуру патентования, таким образом, патентов, выданных за рубежом и "имеющих силу на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами", пока не существует.

Соглашение СНГ о правовой охране сортов растений (Москва, 16 марта 2001 г.) допускает, что правовая охрана сортов может осуществляться на территории другого государства на основе взаимного признания охранных документов (ст. 3). Однако Российская Федерация не является участницей Соглашения.

4. Глава 73 Гражданского кодекса РФ еще дважды упоминает о договорах, связанных с правовой охраной селекционных достижений. Во-первых, это договор об охране селекционных достижений, заключенный с иностранным государством, поданная в котором заявка влечет возникновение приоритета селекционного достижения в Российской Федерации (п. 3 ст. 1434). Во-вторых, соответствующий договор, на основании которого федеральный орган по селекционным достижениям вправе использовать в целях установления соответствия селекционного достижения критериям охраноспособности результаты испытаний, проведенных компетентными органами иностранного государства (п. 2 ст. 1438).

В отношении сортов растений сегодня таким международным договором реально является Конвенция UPOV.


Статья 1410. Автор селекционного достижения


Комментарий к статье 1410


1. Прежде всего комментируемая статья дает определение термина "селекционер". Селекционер не является, а признается автором; селекционер - это тот, кто вывел сорт или породу, а автор - это селекционер, который признан автором по основаниям, предусмотренным законом, и в установленном им порядке.

2. Имя автора в заявке указывает заявитель, лицо, совершенно не обязательно само являющееся автором (подп. 1 п. 2 ст. 1433); в отношении авторства лица, указанного в заявке в качестве автора, действует презумпция. Пока не доказано иное, считается, что селекционное достижение получено именно этим лицом. Применительно к селекционным достижениям это положение появилось впервые. Доказывание этого обстоятельства на стадии получения патента Кодексом не требуется; в числе оснований для отказа в выдаче патента (п. 3 ст. 1419, п. 2 ст. 1437, п. 1 ст. 1439) неподтверждение авторства не упомянуто.

Факт прикосновенности лица к созданию селекционного достижения, разумеется, может быть оспорен впоследствии. Если будет доказано, что лицо, указанное в качестве автора, таковым не является, это может быть одним из оснований признания недействительным уже выданного патента (подп. 3 п. 1 ст. 1441). Несомненно, авторство может быть оспорено и на этапе испрашивания правовой охраны сорта или породы, однако в отсутствие спора оно, как уже говорилось, презюмируется.