Файл: ГК_4_комм_гл73_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 942

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> В том же контексте ("производство или реализация", в своей совокупности и составляющие "использование") употреблен этот термин в п. 2 ст. 1489 и п. 1 ст. 1510 ГК РФ.


5. Документом, предусмотренным п. 1 ст. 1444, должны сопровождаться семена и племенной материал, реализуемые в Российской Федерации. Возникает вопрос, может ли быть распространена категория "реализация" на семена, племенной материал, возмездно отчуждаемые собственником в целях их вывоза и последующего использования за пределами страны.

Как уже говорилось выше, содержание понятия "реализация" раскрывается налоговым правом. Налоговый кодекс РФ раскрывает и понятие "место реализации" (правда, только в целях применения гл. 21 НК "Налог на добавленную стоимость"); признавая таковым территорию Российской Федерации при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется, или же товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации (ст. 147 НК РФ). Это соответствует и гражданско-правовой норме, которая признает местом исполнения обязательства передать товар известное покупателю место изготовления или хранения товара либо место сдачи этого товара первому перевозчику (ст. 316 ГК, ст. 31 Конвенции о международных договорах купли-продажи).

Таким образом, если семена растений или племенной материал предназначены для вывоза за пределы Российской Федерации и договор купли-продажи подчинен российскому праву, зарубежный покупатель в случае неполучения документов, относящихся к товару, вправе отказаться от договора (ст. 464 ГК).

6. Вопреки часто высказываемому мнению ст. 1444 не устанавливает специального порядка документирования оборота семян сортов растений и племенного материала пород животных, "документального оформления фактов их реализации" <1>.

--------------------------------

<1> Зенин И.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой. М.: Юрайт-Издат, 2008. С. 412.


Речь идет об удостоверении определенных свойств и характеристик товара, а не факта совершения гражданско-правовой сделки. Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность установления федеральным законом обязанности продавца (равно как и стороны по договору мены (п. 2 ст. 567 ГК)) передать покупателю относящиеся к товару документы (п. 2 ст. 456, ст. 464 ГК). Комментируемая статья (п. 1) устанавливает именно эту обязанность.

Если документы, относящиеся к товару, не переданы незамедлительно или в течение назначенного покупателем разумного срока, последний вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором. Иных гражданско-правовых последствий, в частности недействительности договора или права покупателя предъявить требование о соразмерном уменьшении покупной цены (ст. 480 ГК), в данном случае не наступает <1>. Не наступает и административно-правовых последствий. Широко распространенная позиция контрольно-надзорных органов: "поскольку на продавца законом возложена обязанность предоставлять покупателю те или иные документы, следовательно, продавец обязан иметь эти документы и за их отсутствие наступает административная ответственность" - не имеет оснований в тексте Гражданского кодекса.


--------------------------------

<1> См., например: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля, 2 мая 2007 г. N 09АП-4372/2007-ГК по делу N А40-71650/06-45-559, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 августа 2007 г. N КГ-А40/7547-07 и Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 декабря 2007 г. N 16023/07, а также решение Арбитражного суда Московской области от 15 октября 2007 г. и Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2007 г. по делу N А41-К1-13419/07.


Оборотная сторона: приняв товар без документов, покупатель принимает на себя и всю ответственность как перед последующими покупателями, так и перед правообладателем.

7. Комментируемая статья Гражданского кодекса уникальна еще в одном отношении. Это, пожалуй, единственная статья гл. 73, претерпевшая в ходе кодификации действительно принципиальные, в какой-то степени революционные изменения. В результате едва ли не самым важным для уяснения содержания правовых норм ст. 1444 оказывается не столько то, что в ней есть, сколько то, чего в ней нет; то, какие именно положения отсутствуют в ее окончательной редакции по сравнению как с исходным текстом ст. 32 Закона РФ "О селекционных достижениях", так и с законопроектом, внесенным в Государственную Думу Президентом РФ.

И Закон 1993 г., и законопроект предъявляли к реализуемым семенам, племенному материалу требование сопровождения сертификатом, удостоверяющим их сортовую, породную принадлежность, происхождение и качество. Для охраняемого селекционного достижения такой сертификат мог быть выдан "только патентообладателю или лицензиату. В итоговой редакции налицо три важнейших изменения, имеющих колоссальное практическое значение.

В первую очередь сопроводительный документ, предусмотренный комментируемой статьей, не удостоверяет более качество семян или племенного материала. Это имеет важное значение, поскольку, например, построение системы сертификации семян в Российской Федерации осуществлялось в целях реализации прежде всего Закона РФ "О селекционных достижениях" <1>. Вопросы удостоверения качества продукции, точнее, ее соответствия каким-либо требованиям, как обязательным, так и добровольно принятым на себя - в одностороннем порядке или по договору, регулируются не Гражданским кодексом, а законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Положения любых федеральных законов, в том числе и предусматривавшие ранее обязательность подтверждения соответствия продукции, как правило, в форме ее обязательной сертификации <2>, применяются в указанной сфере только в части, не противоречащей Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

--------------------------------

<1> Приказ Госстандарта России и Минсельхоза России от 21 декабря 1993 г. N 236/308 "О введении системы сертификации семенного и посадочного материала".


<2> Прежде всего правовая норма ст. 28 Федерального закона "О семеноводстве" о сертификации семян.


Как следствие, документ, которым отныне не должно удостоверяться качество реализуемых семян или племенного материала, законодательство о селекционных достижениях более не именует сертификатом. Соответственно, оказывается дезавуированным весь смысловой "шлейф" этого термина. В частности, в отличие от сертификата к сопроводительному документу на семена или племенной материал не предъявляется требование его выдачи или заверения третьим лицом, независимым от производителя, продавца или потребителя.

На семена охраняемого сорта (племенной материал охраняемой породы) этот документ может быть выдан только патентообладателем или лицензиатом, т.е. только тем лицом, которое имеет законное право ввести такие семена в гражданский оборот. Кодекс не уточняет, кто может выдать этот документ на семена неохраняемого сорта, - в принципе это вправе сделать любое заинтересованное лицо. Ясно лишь, кто будет обязан выдать подобный документ, если он почему-либо отсутствует, - производитель партии семян, их импортер или иной продавец. Но никак не постороннее лицо, не имеющее отношения к этим семенам, как это должно было бы быть в случае сертификации.

8. Статьей 32 Закона РФ "О селекционных достижениях", название которой совпадало с названием комментируемой статьи, результаты селекции, охраняемые патентом, упоминались только в одном абзаце из семи. Остальные шесть были посвящены процедурам регистрации сортов и пород в так называемом Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию. Правда, в 1993 г. данный Закон не предусматривал в отношении использования сортов растений или пород животных никаких ограничений. Он предоставил право такого запрещения только патентообладателям и только в отношении охраняемых сортов и пород. Однако год спустя Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ было предложено принять меры к предотвращению распространения сортов растений, не прошедших государственное испытание и производственную проверку; такое предотвращение Правительство РФ посчитало одной из мер, направленных на реализацию вышеназванного Закона <1>. Позиция Правительства РФ не нашла отражения в Федеральном законе "О племенном животноводстве", однако была воспринята и воспроизведена Федеральным законом "О семеноводстве" (ст. 30 и др.).

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 918 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О селекционных достижениях".


Исходная редакция законопроекта (правда, как это ни странно, п. 4 ст. 1421, а не настоящая статья) предполагала сохранение Государственного реестра селекционных достижений, в который сорта растений и породы могли быть включены только "по результатам государственных испытаний на хозяйственную полезность". При этом законопроект предполагал, что как предложение к продаже и продажа семян или племенного материала, так и иные способы их введения в гражданский оборот могут осуществляться только после получения селекционным достижением допуска к использованию (см. комментарий к ст. 1421). Любопытно, что проект части четвертой Гражданского кодекса РФ предполагал запретить введение в оборот семян и племенного материала сортов и пород, не получивших допуска к использованию, однако никак не ограничивал ни их собственного производства селекционером, ни введения в оборот и использования, в том числе употребления в пищу, растительного материала и товарных животных. Таким образом, совершенно очевидно, что пресловутый допуск к использованию не имеет отношения к вопросам безопасности - ни продовольственной, ни экологической, ни санитарно-эпидемиологической, ни какой-либо иной.


Со дня вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса РФ правовых оснований для существования разрешительного порядка допуска сортов растений к использованию и государственного надзора за таким использованием в тексте законодательства о селекционных достижениях не осталось. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. N 445 <1> упоминание о "надзоре за использованием селекционных достижений", т.е. именно за соблюдением юридическими лицами и гражданами норм ст. 1444 ГК РФ, было исключено из всех нормативных правовых актов, определяющих компетенцию Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 25. Ст. 2980.


Статья 1445. Патентование селекционного достижения в иностранных государствах


Комментарий к статье 1445


1. К селекционным достижениям (в отличие от изобретений и полезных моделей (ст. 1395)) не предъявляется требование о подаче первоначальной заявки в Российской Федерации. Конвенция UPOV (п. 1 ст. 10) позволяет селекционеру самому выбрать, в каком государстве - члене Международного союза по охране новых сортов растений подать первую заявку.

2. Заявитель самостоятельно несет все расходы, связанные с охраной селекционного достижения за рубежом, а не только расходы, связанные с подачей заявки.

Этим положением еще раз подчеркнут частноправовой характер самого института правовой охраны интеллектуальных прав на селекционные достижения.

3. В отличие от изобретений и т.п. никаких ограничений (связанных с государственной тайной или иных) возможности патентования селекционных достижений за рубежом ни комментируемая статья, ни гл. 73 ГК РФ в целом не содержат.


§ 6. Защита прав авторов селекционных достижений

и иных патентообладателей


Статья 1446. Нарушение прав автора селекционного достижения или иного патентообладателя


Комментарий к статье 1446


1. Настоящий параграф - последний в главе, посвященной селекционным достижениям, охватывает положения о защите прав авторов селекционных достижений и иных патентообладателей. При этом автор и патентообладатель могут не совпадать. Автором селекционного достижения в соответствии со ст. 1410 ГК РФ признается селекционер - гражданин, творческим трудом которого создано, выведено или выявлено селекционное достижение. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на селекционное достижение, считается автором селекционного достижения, если не доказано иное. Согласно п. 2 ст. 1420 ГК РФ право на получение патента на селекционное достижение может перейти к другому лицу (правопреемнику) или быть ему передано в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства, или по договору, в частности по трудовому договору. Таким образом, патентообладателем может выступать иное физическое лицо, не являющееся автором селекционного достижения, а также юридическое лицо, которые приобрели право на получение патента в порядке универсального правопреемства либо на основании договора, заключенного в письменной форме, в том числе трудового.


2. В Законе РФ "О селекционных достижениях" виды нарушений прав на селекционные достижения были предусмотрены в ст. ст. 28, 29 и включали в себя перечень не только нарушений исключительного права, а также личных неимущественных прав, но и те нарушения, которые имели в большей степени публичный характер и не влияли на права авторов, в частности:

- внесение недостоверных записей в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений и в отчетную документацию или дача указания на их внесение;

- подделка документов, изготовление поддельных документов или дача указаний на такие подделку или изготовление;

- представление документов, содержащих недостоверные сведения о селекционном достижении;

- реализация семян, племенного материала без сертификата.

Как отмечено в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 января 2009 г. N 17296/08, противоречий между гл. 73 "Право на селекционные достижения" части четвертой Гражданского кодекса РФ и соответствующими статьями Закона РФ "О селекционных достижениях" нет, положения вышеуказанных законов аналогичны.

Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ также содержат юридические составы нарушений прав авторов, патентообладателей на селекционные достижения. Так, согласно ст. 10.14 КоАП ввоз на территорию Российской Федерации не соответствующих требованиям государственных стандартов партий семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, партий семян в незатаренном состоянии (насыпью), обработанных химическими и биологическими препаратами, либо допущенных к использованию партий семян, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, за исключением партий семян, предназначенных для научных исследований, государственных испытаний, производства семян для вывоза из Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц - от 30000 до 40000 рублей.

3. В комментируемой статье определены виды нарушений прав авторов, а также обладателей патента на селекционное достижение, споры относительно которых рассматриваются судом. Нарушения охватывают как нарушения исключительного права на селекционные достижения, так и иных интеллектуальных прав, в том числе личных неимущественных. Согласно ст. 1408 автору селекционного достижения принадлежат следующие интеллектуальные права:

1) исключительное право;

2) право авторства.

В случаях, предусмотренных ГК РФ, автору селекционного достижения принадлежат также другие права, в том числе право на получение патента, право на наименование селекционного достижения, право на вознаграждение за использование служебного селекционного достижения.

Приказ Минсельхоза России от 31 октября 2007 г. N 559 "Об утверждении Правил рассмотрения и разрешения споров по защите нарушенных интеллектуальных прав на селекционные достижения" <1>, принятый во исполнение п. п. 2, 3 ст. 1248 ГК РФ, предусматривает особенности процедуры защиты интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на селекционные достижения, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам правовой охраны или с ее прекращением федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям. Такого рода споры рассматриваются в административном порядке федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.