ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5199
Скачиваний: 5
6. В новом, по сравнению с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, п. 4 комментируемой статьи говорится о том, что признание патента на селекционное достижение недействительным влечет за собой отмену решения федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям о выдаче патента (см. комментарий к ст. 1439 ГК РФ) и аннулирование соответствующей записи в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.
Предполагается, что указанные последствия признания патента на селекционное достижение недействительным в результате судебного акта наступают автоматически, т.е. указанный федеральный орган выполняет соответствующие судебные решения незамедлительно, без необходимости возбуждения исполнительного производства.
Статья 1442. Досрочное прекращение действия патента на селекционное достижение
Комментарий к статье 1442
1. Досрочное прекращение действия патента означает переход ранее охраняемого селекционного достижения в общественное достояние, когда оно может быть использовано любыми лицами.
В ранее действовавшем законодательстве указанному вопросу была посвящена ст. 27 ("Аннулирование патента") Закона о селекционных достижениях, которая и по названию, и по содержанию соответствовала ст. 22 ("Аннулирование права селекционера") Конвенции УПОВ.
Замена названия комментируемой статьи связана с попыткой унификации терминологии по всей части четвертой ГК РФ (см., например, ст. 1399 ("Досрочное прекращение действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец"), ст. 1514 ("Прекращение правовой охраны товарного знака")).
Комментируемая статья не предусматривает возможность досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение в случае, если "аннулируется название селекционного достижения, а патентообладатель не предложил другого подходящего названия", как это было указано в ст. 27 Закона о селекционных достижениях. Сходная запись имеется также в ст. 22 (1) (iii) Конвенции УПОВ.
Сказанное лишний раз свидетельствует, что законодатель не придал должного внимания такому важному элементу права на селекционное достижение, как наименование селекционного достижения.
В ГК РФ (ст. 1419) предусмотрена только возможность отказа в регистрации селекционного достижения на основании несоответствия наименования селекционного достижения установленным в законе требованиям.
В отличие от ст. 22 Конвенции УПОВ формулировка комментируемой статьи, равно как и ст. 27 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях, имеет императивный характер. Вполне очевидно, что действие патента на селекционное достижение прекращается не автоматически, а на основании соответствующего решения федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям при наличии соответствующих оснований.
2. В комментируемой статье установлен исчерпывающий (т.е. закрытый) перечень оснований для досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение.
Таких оснований четыре (первое из них носит объективный характер, остальные три - субъективный характер):
- селекционное достижение более не соответствует критериям однородности и стабильности;
- патентообладатель по просьбе федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям в течение 12 месяцев не предоставил семена (племенной материал), не предоставил документы и информацию, необходимые для проверки сохранности селекционного достижения, или не предоставил возможность провести инспекцию селекционного достижения на месте в этих целях;
- патентообладатель подал в указанный федеральный орган заявление о прекращении действия патента;
- патентообладатель не уплатил в установленный срок пошлину за поддержание патента в силе.
В отличие от патентного права (см. комментарий к ст. 1399) комментируемая статья обходит молчанием вопрос о том, с какого дня досрочно прекращается действие патента на селекционное достижение.
Первое основание сформулировано таким образом, что действие патента может быть прекращено досрочно в том случае, если будет установлено, что селекционное достижение более не соответствует одновременно двум критериям ("однородность и стабильность"). Следует особо отметить, что в ст. 22 Конвенции УПОВ указанное основание изложено в форме альтернативы, т.е. отсутствие любого из этих признаков охраноспособности может послужить причиной аннулирования права селекционера, а не их совокупность.
Кроме того, в отличие от ст. 1441 ГК РФ, регламентирующей признание патента недействительным, в комментируемой статье не указано, кто может подавать заявления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям о досрочном прекращении действия патента.
В связи с вышеизложенным следует признать, что в указанной ситуации, ввиду очевидности допущенного законодателем пробела, по аналогии применяется норма п. 2 ст. 1441 ГК РФ о том, что выдача патента на селекционное достижение может быть оспорена любым лицом.
Что касается второго основания досрочного прекращения патента, то любое неисполненное в отдельности действие патентообладателя по просьбе (более корректным было бы использование термина "по запросу") указанного федерального органа может стать причиной досрочного прекращения действия патента.
Следует полагать, что точкой отсчета досрочного прекращения действия патента по двум указанным выше основаниям является день принятия соответствующего решения указанным федеральным органом.
Положение о досрочном прекращении патента по заявлению патентообладателя является новым для законодательства по селекционным достижениям.
Между прочим, указанное основание отсутствует в п. 1 ст. 22 Конвенции УПОВ, а согласно п. 2 этой статьи право селекционера не может быть аннулировано в силу причин, отличных от изложенных в п. 1.
Еще более нелогичным представляется отсутствие позиции законодателя по правовым последствиям заявления патентообладателя о досрочном прекращении действия патента на селекционное достижение.
Указанный пробел выглядит, по крайней мере, странным на фоне урегулирования законодателем вопроса о судьбе лицензионных договоров, заключенных на основе патента, признанного впоследствии недействительным (см. комментарий к п. 3 ст. 1441 ГК РФ). Ведь досрочное прекращение действия патента по заявлению патентообладателя, в отличие от признания патента недействительным, вызванного сугубо субъективными причинами - волеизъявлением патентообладателя, от которого зачастую зависит экономическое положение его контрагентов по различным договорам, которые могут и не знать о намерениях патентообладателя.
В связи с вышеизложенным следует признать, что в указанной ситуации, ввиду очевидности допущенного законодателем пробела, по аналогии применяется норма п. 3 ст. 1441 ГК РФ о том, что лицензионные договоры сохраняют свое действие в той мере, в какой они были исполнены.
Следует полагать, что точкой отсчета досрочного прекращения действия патента по указанному основанию является день поступления соответствующего заявления патентообладателя в указанный федеральный орган.
Последнее основание досрочного прекращения действия патента на селекционное достижение - неуплата в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе. Следует отметить, что в этом случае досрочное прекращение действия патента происходит вследствие пассивного волеизъявления патентообладателя, т.е. в результате его бездействия, хотя инициатором досрочного прекращения выступает указанный федеральный орган.
Пошлины за поддержание в силе патента уплачиваются в соответствии с Положением о патентных пошлинах на селекционное достижение, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 918 (СЗ РФ. 1994. N 18. Ст. 2080).
Размер указанных пошлин зависит от года действия патента, а также вида культуры растений или породы животных.
В Положении о пошлинах указаны сроки уплаты пошлин за поддержание в силе патента: за первый год действия патента - вместе с документом, подтверждающим уплату пошлины за выдачу патента; за каждый следующий год действия патента - в течение последних двух месяцев текущего года действия этого патента; за любой год действия патента - документ об уплате может быть представлен в течение шести месяцев со дня истечения установленных сроков (в этом случае размер пошлины увеличивается на 50%).
Следует полагать, что точка отсчета досрочного прекращения патента по указанному основанию - день истечения установленного срока для уплаты пошлины за поддержание в силе патента на селекционное достижение (с учетом истечения льготного 6-месячного срока).
Статья 1443. Публикация сведений о селекционных достижениях
Комментарий к статье 1443
1. В комментируемой статье очерчен состав публикуемых сведений, касающихся правовой охраны селекционных достижений.
В ранее действовавшем законодательстве указанные вопросы были урегулированы в ст. 30 Закона о селекционных достижениях, текст которой с незначительными изменениями лег в основу комментируемой статьи.
Цель публикации сведений о селекционных достижениях - информирование заинтересованных лиц (селекционеров, предпринимателей и др.) о предполагаемых исключительных правах на селекционное достижение.
Такая информация представляет большую ценность, поскольку является ориентиром для других исследователей при осуществлении ими селекционной деятельности, а также предостережением для потенциальных нарушителей чужих исключительных прав.
2. В пункте 1 комментируемой статьи приведен открытый (т.е. примерный) перечень сведений, публикуемых в официальном бюллетене, который издает федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.
В указанный перечень входят следующие сведения:
- о поступивших заявках на выдачу патента с указанием даты приоритета селекционного достижения, имени или наименования заявителя, наименования селекционного достижения (если последний не отказался быть упомянутым в качестве такового);
- о решениях, принимаемых по заявке на выдачу патента;
- об изменениях в наименованиях селекционного достижения;
- о признании патентов на селекционные достижения недействительными;
- другие сведения, касающиеся охраны селекционных достижений.
Как следует из вышеизложенного, в этот перечень включены сведения как в отношении заявок на селекционные достижения, так и в отношении патентов на селекционные достижения.
В отличие от указанного выше подхода в патентном праве публикуемым сведениям посвящены две статьи: ст. 1385 ("Публикация сведений о заявке на изобретение") и ст. 1394 ("Публикация сведений о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец").
В комментируемой статье не предусмотрено, в отличие от патентного права, какой орган должен определять состав других публикуемых сведений. Следует полагать, поскольку издание официального бюллетеня находится в компетенции федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям, это полномочие будет передано указанному федеральному органу.
Следует отметить, что официальный бюллетень всегда издавался Государственной комиссией РФ по испытанию и охране селекционных достижений (предшественник федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям), который состоял из следующих разделов:
1. Заявки на выдачу патента и на допуск селекционных достижений к использованию.
2. Сводная таблица предложенных названий.
3. Сорта и породы, включенные в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений и в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
4. Окончание охраны или допуска селекционного достижения к использованию.
5. Сорта растений - кандидаты на исключение из допуска к использованию.
6. Зарегистрированные лицензии.
7. Дополнительные разделы.
Одно из сведений, которое можно отнести к категории других сведений, касающихся охраны селекционных достижений, установлено в ст. 1447 ГК РФ: публикация в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям решения суда о нарушении исключительного права на селекционное достижение.
3. В пункте 2 комментируемой статьи закреплено право любого лица на ознакомление с материалами заявки на выдачу патента на селекционное достижение.
Реализация этого права связана со следующим условием. Это право предоставляется после публикации сведений о поступившей заявке и о решении, принимаемом по этой заявке.
Следует отметить, что комментируемая норма сформулирована не вполне корректно, поскольку вызывает сомнение то обстоятельство, с какой даты предоставляется право ознакомления с материалами заявки - с даты публикации сведений о поступившей заявке или с даты публикации решения, принимаемого по этой заявке.
Для прояснения указанной ситуации необходимо обратиться к ст. 1435 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье). Специфика проведения предварительной экспертизы поступившей заявки такова (проверяется наличие предписанных документов и их соответствие установленным требованиям), что по результатам ее проведения выносится решение о принятии или непринятии заявки к рассмотрению. При этом сведения о принятых заявках публикуются в официальном бюллетене указанного федерального органа.
По сути, в комментируемой норме речь идет о праве ознакомления с материалами после публикации сведений о принятой к рассмотрению заявке, поскольку вполне очевидно, что любое решение по заявке предшествует публикации сведений о ней.
Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что в комментируемой норме речь идет о праве ознакомиться с материалами заявки, а не с документами заявки, как это указано в патентном праве (см. комментарий к ст. 1385 ГК РФ).
Сказанное означает, что любое лицо может, в частности, потребовать ознакомления с перепиской заявителя с указанным федеральным органом, а не только, например, с анкетой селекционного достижения.
Причем любое лицо это может сделать безвозмездно, поскольку, в отличие от патентного права, в Положении о патентных пошлинах на селекционное достижение не предусмотрено взимание соответствующей пошлины.
В комментируемой статье также не указано, в отличие от патентного права, какой орган должен устанавливать порядок ознакомления с материалами заявки.