Файл: ГК_4_комм_Гаврилов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 5198

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует полагать, поскольку издание официального бюллетеня находится в компетенции федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям, это полномочие будет передано указанному федеральному органу.


Статья 1444. Использование селекционных достижений


Комментарий к статье 1444


1. Название комментируемой статьи явно не соответствует ее содержанию.

Комментируемая статья пришла на смену ст. 32 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях с таким же названием, но совершенно противоположного смысла, что свидетельствует о попытке упразднения в России на законодательном уровне системы допуска селекционных достижений к использованию

2. В связи с вышеизложенным считаю необходимым вкратце осветить предусмотренную действовавшим ранее Законом о селекционных достижениях систему государственного контроля допуска селекционных достижений к использованию.

Специфика селекционной работы такова, что факт выдачи патента на селекционное достижение не является достаточным для целей осуществления селекционером прав, вытекающих из патента на селекционное достижение, т.е. целый ряд действий по использованию принадлежащего ему селекционного достижения селекционер может осуществлять лишь тогда, когда его селекционное достижение прошло процедуру допуска к использованию в установленном порядке. Указанная процедура отдаленно напоминает процедуру получения в установленном законом порядке разрешения на применение лекарственных средств, пестицидов и агрохимикатов.

Следует особо указать, что требование допуска селекционного достижения к использованию распространяется на все селекционные достижения, независимо от получения или неполучения на них патентов. Иными словами, в России существовал институт внедрения в производство селекционных достижений (сортов растений и пород животных).

Суть процедуры допуска заключается в следующем. Заявка на допуск к использованию сортов растений и пород животных подается в Государственную комиссию РФ по испытанию и охране селекционных достижений (далее - Госсорткомиссия) с приложением описания селекционного достижения, гарантии безвозмездного предоставления для испытаний необходимого количества семян, племенного материала, документа об уплате пошлины за подачу заявки и гарантии уплаты пошлины за проведение государственных испытаний на хозяйственную полезность. Примечательно, что заявка на допуск к использованию может быть подана одновременно с заявкой на выдачу патента на селекционное достижение.

Включение сортов растений, пород животных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, проводится Госсорткомиссией по результатам государственных испытаний на хозяйственную полезность методом проведения конкурсных мелкоделяночных испытаний и экспертной оценки.


Испытания сортов на хозяйственную полезность в системе государственного сортоиспытания проводят по ведущим сельскохозяйственным культурам. При этом хозяйственная полезность пород животных, а также сортов отдельных культур, которые имеют ограниченное использование в производстве, устанавливается по экспертной оценке (культуры экспертной оценки) или по данным, представленным заявителем или его доверенными лицами. По сортам малораспространенных культур (как правило, это декоративные культуры) хозяйственную полезность оценивают по данным заявителя, а охраняемые сорта данных культур допускают к использованию без оценки на хозяйственную полезность.

3. В статье 32 Закона о селекционных достижениях имеется также важное положение, согласно которому реализуемые и допущенные к использованию в соответствующем регионе РФ семена и племенной материал должны быть снабжены сертификатом, удостоверяющим их сортовую породную принадлежность, происхождение и качество.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Закон о семеноводстве (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5715)) выдача сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями. При этом допускается оборот партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, при наличии сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества таких семян, а также фитосанитарных сертификатов, выданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 30 Закона о семеноводстве).

В области племенного животноводства выдачу сертификатов (т.е. документов, подтверждающих происхождение, продуктивность, отсутствие генетических пороков и иные качества племенного животного, а также происхождение и качество семени или эмбрионов) осуществляют органы государственной племенной службы (ст. 13 Федерального закона от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (далее - Закон о племенном животноводстве (СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3199)). Статьей 16 Закона о племенном животноводстве главные государственные инспектора в области племенного животноводства наделены правом не допускать реализацию и иное использование племенной продукции (материала) без сертификата.

Из сказанного выше следует, что в России на законодательном уровне был налажен должный контроль за внедрением селекционных достижений в производство, дополненный соответствующим контролем качества сортовых и посевных семян, а также племенного материала.

В комментируемой статье отсутствуют положения о допуске селекционного достижения к использованию, равно как в других статьях главы 73 ГК РФ, в которых, по аналогии с соответствующими статьями Закона о селекционных достижениях, такие положения должны присутствовать (например, ст. 1413, 1434).


Система контроля качества семян и племенного материала также прекратила свое существование, поскольку, как указано в п. 1 комментируемой статьи, реализуемые в Российской Федерации семена и племенной материал должны быть снабжены документом, удостоверяющим их сортовую, породную принадлежность и происхождение, но не сказано об удостоверении качества семян и племенного материала.

Не менее показателен п. 2 комментируемой статьи: "на селекционные достижения, включенные в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений, документ, указанный в п. 1 настоящей статьи, выдается только патентообладателем и лицензиатом". Иными словами, документы, удостоверяющие сортовую породную принадлежность и происхождение (но не качество) запатентованных селекционных достижений, выдаются патентообладателями и лицензиатами, т.е. в большинстве своем частными лицами.

Кто же в таком случае, в условиях ликвидации системы допуска селекционных достижений к использованию, будет выдавать документы, удостоверяющие сортовую, породную принадлежность и происхождение неохраняемых селекционных достижений? Ведь таких селекционных достижений большинство, следовательно на пути их распространения на территории Российской Федерации не будет никакого, даже номинального, контроля.

4. В соответствии с Законом о селекционных достижениях Госсорткомиссия вела два реестра: Государственный реестр охраняемых селекционных достижений и Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Причем первый из этих реестров дублируется во втором путем простановки соответствующих значков перед охраняемыми сортами растений и породами животных.

Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, в 2007 г. издан в двух томах, относящихся, соответственно, к сортам растений и породам животных. Том 1, подготовленный по состоянию на 3 февраля 2007 г., содержит 9696 допущенных к использованию сортов, причем в указанном списке нет генетически модифицированных сортов (Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Т. 1: Сорта растений (Официальное издание). М.: Министерство сельского хозяйства РФ; ФГУ "Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений", 2007. С. 3).

Однако с 1 января 2008 г. заявители и патентообладатели смогут размножать и реализовывать семена и посадочный материал сорта без какого-либо контроля, поскольку упразднена процедура допуска селекционных достижений к использованию, предусматривающая апробацию хозяйственной полезности селекционных достижений, а также выдачу сертификатов, удостоверяющих их сортовую принадлежность, происхождение и качество.

Сказанное означает, что с указанной даты на территории России могут распространяться генетически модифицированные сорта растений без какого-либо контроля, хотя их безопасность не признана Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). Не секрет, что около 70% мировых площадей посевов трансгенных культур занимают США. В связи с вышеизложенным можно с большой долей уверенности предположить, в пользу какой страны была ликвидирована в России система допуска селекционных достижений к использованию.


Прекращение существования системы допуска селекционных достижений к использованию, наряду с фактическим упразднением системы государственного контроля качества зерна и муки, наверняка нанесет ущерб продовольственной безопасности России, а также здоровью ее граждан.

Следует полагать, что у Правительства РФ найдутся возможности предотвратить нависшую угрозу, выступив с законодательной инициативой о восстановлении системы допуска селекционных достижений к использованию в ее прежнем виде в части четвертой ГК РФ.


Статья 1445. Патентование селекционного достижения в иностранных государствах


Комментарий к статье 1445


1. Комментируемая статья посвящена вопросам патентования селекционных достижений в иностранных государствах.

В ранее действовавшем законодательстве порядок зарубежного патентования селекционных достижений регулировался ст. 34 Закона о селекционных достижений, которая почти без изменения легла в основу комментируемой статьи.

По смыслу комментируемой статьи патентование селекционных достижений в иностранных государствах означает процедуру получения охранных документов в ведомствах по селекционным достижениям, предоставляющих исключительные права на селекционные достижения, действующие на территории государства патентования.

Кроме того, возможно патентование селекционных достижений на территории группы государств определенного региона патентования.

Так, например, начиная с 1995 г. в отношении сортов растений установлен правовой режим в рамках ЕС в форме единой правовой охраны сортов растений на основании Регламента Совета ЕС N 2100/94 от 27 июля 1994 г. (Journal officiel des Communautes europennes. L 227.1 Septembre. 1994).

Для этих целей подаются заявки на получение правовой охраны сортов растений в Ведомство ЕС по сортам растений, расположенное в г. Анжере (Франция).

Ведомство ЕС по сортам растений получает заявки (2618 в 2007 г.), проводит по ним экспертизу и выдает охранные документы (свидетельства ЕС по охране сортов растений), действующие на территории всех государств - членов ЕС.

С 2005 г. ЕС становится Договаривающейся Стороной, т.е. участником Конвенции УПОВ, что влечет за собой важные правовые последствия, о которых будет сказано ниже.

Другая группа государств, на территории которых возможна правовая охрана сортов растений на основании одной заявки, - это африканские государства, связанные Бангийским соглашением 1977 г. (в редакции 1999 г.) о создании Африканской организации интеллектуальной собственности (OAPI), в которой участвуют в настоящее время 16 государств (La Propriete Industrielle. 1979. N 3. Texte 1-005; Lois et Traites de Propriete Industrielle. 2000. N 2. Texte 1-018; N 3. Texte 1-018).

В списке приложений к Бангийскому соглашению, в которых предусмотрены охраняемые объекты интеллектуальной собственности, фигурирует с 1999 г. приложение X "Охрана достижений в области растениеводства".


Важная отличительная особенность этой организации заключается в том, что Бангийское соглашение и все приложения к нему - это единое законодательство в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности для всех государств-участников. Иными словами, права на объекты интеллектуальной собственности, предусмотренные приложениями к Бангийскому соглашению, в том числе на сорта растений, считаются независимыми национальными правами.

Кроме того, OAPI, расположенная в г. Яунде (Камерун), заменяет для каждого государства-участника национальную службу по делам промышленной собственности по смыслу ст. 12 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. с последними изменениями и дополнениями, т.е. играет роль единого патентного ведомства для государств-участников, куда могут подаваться заявки на выдачу свидетельств об охране достижений в области растениеводства.

2. Законодатель исходит из принципа свободы зарубежного патентования, т.е. свободы выбора государства патентования (или группы государств) своего селекционного достижения.

Причем эта свобода патентования не ограничена в интересах национальной безопасности в связи с возможным засекречиванием сведений, содержащихся в заявках на патент на изобретение или полезную модель, как это предусмотрено в ст. 1395 ГК РФ.

Как и прежде, расходы, связанные с охраной селекционного достижения за пределами России, несет заявитель. Иными словами, государство не оказывает помощь в зарубежном патентовании, считая это сугубо частным делом селекционеров-патентообладателей.

3. При патентовании селекционных достижений в иностранных государствах следует учитывать механизм правовой охраны прав селекционеров, предусмотренный Конвенцией УПОВ, участницей которой Россия стала с 24 апреля 1998 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1577 "О присоединении Российской Федерации к международной Конвенции по охране новых сортов растений" (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5819).

Основой этого механизма является ст. 11 Конвенции УПОВ о праве конвенционного приоритета, согласно которой селекционер, подавший в установленном порядке заявку на предоставление правовой охраны нового сорта в одной из Договаривающихся Сторон ("первая заявка"), пользуется в течение 12 месяцев правом приоритета для целей подачи заявки на предоставление права селекционера на этот сорт в компетентный орган любой другой Договаривающейся Стороны ("последующая заявка"), в том числе и в Ведомство ЕС по сортам растений с перспективой получения единого охранного документа (свидетельства ЕС по охране сортов растений), действующего на территории 27 государств - членов ЕС.


§ 6. Защита прав авторов селекционных достижений

и иных патентообладателей


Статья 1446. Нарушение прав автора селекционного достижения или иного патентообладателя