Файл: ГК_2_комм_том2_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4493

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из норм перечисленных статей и положений Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 следует, что не вполне однозначно определен правовой режим объектов патентного права, которые в договоре на выполнение НИОКТР не были определены как патентоспособные объекты. Так, например, договор на выполнение работ имел целью создание нового лекарственного препарата без указания на признаки изобретения, а в последующем было установлено, что созданный препарат обладает охраноспособными признаками. К тому же в части четвертой ГК РФ не предусмотрено создание объекта патентного права, за исключением промышленного образца (ст. 1372 ГК). Как отмечает В.И. Еременко, "в данном случае при наличии явного пробела в законодательстве к договорам заказа на создание изобретений или промышленных образцов возможно в порядке аналогии закона (ст. 6 ГК РФ) применение правил ст. 1372 настоящего Кодекса" <1>.

--------------------------------

<1> Еременко В.И. О гражданско-правовых договорах в сфере промышленной собственности в соответствии с частью четвертой ГК РФ // Адвокат. 2008. N 10.


Решение данной проблемы видится следующим образом. Если по договору на выполнение НИОКТР достигается такой результат, который подпадает под признаки охраноспособного объекта (в рассматриваемом случае - патентоспособного) и обладает характеристиками, указанными в договоре (вид объекта, решение поставленной научной, практической проблемы, технические характеристики, обладание определенной новизной по сравнению с известными результатами и т.д.), необходимыми для достижения цели, то такой результат независимо от того, определен ли он в договоре как охраняемый объект, не подпадает под действие норм ст. 1371 ГК РФ. Исключительное право на объект, подпадающий под признаки патентоспособного изобретения, полезной модели, промышленного образца договора, должно презюмироваться за заказчиком, если иное не предусмотрено договором. И как отмечал В.И. Еременко, нормы ст. 1372 ГК РФ подлежат применению по аналогии.

В том случае, когда изобретение, полезная модель или промышленный образец созданы при выполнении рассматриваемого договора, который прямо не предусматривал их создание (как и договор подряда), а имел иную цель, например разработку технологии лечения (но при этом были созданы промышленный образец и лекарственные препараты, необходимые для эффективного использования данной технологии), то право на получение патента и исключительное право на такие изобретение, полезную модель или промышленный образец принадлежат подрядчику (исполнителю), если договором между ним и заказчиком не предусмотрено иное.

В то же время не всегда при исполнении договора можно однозначно определить патентоспособность достигнутого результата. Признаки патентоспособности устанавливаются в ходе проведения экспертизы при патентовании объекта. Кроме того, правообладатель может и не реализовать право на регистрацию патентоспособного объекта, а сохранить его в качестве секрета производства (ноу-хау). Тогда предлагаемое выше обоснование закрепления исключительного права за заказчиком вступает в противоречие с нормой п. 1 ст. 1471 ГК РФ, согласно которой в случае, когда секрет производства получен при выполнении договора подряда, договора на выполнение НИОКТР либо государственного или муниципального контракта на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если соответствующим договором (государственным или муниципальным контрактом) не предусмотрено иное. Подобный подход не предусматривает различий для договоров на выполнение НИОКТР, имеющих целью достижение результата, обладающего признаками секрета производства (ноу-хау) или не обладающего таковым. Кроме того, нужно учитывать, что, несмотря на определение секрета производства (ноу-хау) как объекта исключительных прав, данное право основано на фактической монополии, действующей до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей (ст. 1467 ГК).


Для избежания подобного рода коллизий целесообразно в договор на выполнение НИОКТР включить условия о закреплении права на получение патента, исключительного права, о предоставлении права использования на определенных условиях созданного результата в зависимости или вне зависимости от того, будет ли данный объект обладать признаками патентоспособности или нет, либо не будет относиться к охраняемым в соответствии со ст. 1225 ГК РФ результатам интеллектуальной деятельности.


Статья 773. Обязанности исполнителя


Комментарий к статье 773


1. Перечень обязанностей исполнителя, предусмотренный комментируемой статьей, не является исчерпывающим и может быть расширен договором. Кроме того, некоторые иные обязанности установлены другими нормами ГК РФ, в частности обязанность обеспечения конфиденциальности сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов (ст. 771 ГК).

Основная обязанность исполнителя состоит в выполнении работ в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием. Норма о необходимости согласования технического задания исполнителя с заказчиком влечет признание такого технического задания элементом содержания договора, определяющего особенности предмета договора.

Учитывая норму п. 1 ст. 769 ГК РФ, согласно которой исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, отсутствие технического задания влечет признание договора на выполнение НИР незаключенным. Договоры на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ не содержат в своем определении ссылки на техническое задание, в связи с чем при наличии существенных условий в договоре и отсутствии технического задания договор признается заключенным. Судебная практика в решении подобных споров противоречива (Постановления ФАС Уральского округа от 18 мая 2005 г. N Ф09-2554/04-С4, ФАС Поволжского округа от 31 мая 2007 г. по делу N А55-16343/06, ФАС Центрального округа от 13 октября 2008 г. N Ф10-4525/08, ФАС Московского округа от 20 января 2010 г. N КГ-А40/14271-09 по делу N А40-13210/09-110-153).

2. Следующая обязанность состоит в передаче заказчиком результатов работ в предусмотренный договором срок. Исходя из нормы комментируемой статьи срок является существенным условием договора на выполнение НИОКТР, и при его отсутствии договор является незаключенным. В договоре указываются начальный и конечный сроки выполнения работ. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Согласно ст. 778 ГК РФ к срокам выполнения работ применяются правила ст. 708 Кодекса о договоре подряда.

Нарушением обязанности исполнителя является несоблюдение срока передачи заказчику результата работы, т.е. конечного срока. При передаче результата работы необходимо учитывать, что результаты интеллектуальной деятельности имеют нематериальный характер. В том случае, если результат интеллектуальной деятельности относится к охраняемым в соответствии со ст. 1225 ГК РФ и поскольку оборотоспособными являются не сами объекты, то не их передача имеет первостепенное значение, а исключительное право на такой объект. Согласно п. 4 ст. 129 ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому. Однако права на такие результаты, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены ГК РФ.


3. Абзац 3 комментируемой статьи предусматривает обязанность по согласованию с заказчиком необходимости использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих третьим лицам, и приобретения прав на их использование. Использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, если иное не предусмотрено законом, допускается лишь с согласия правообладателя. Такое согласие может быть выражено в договоре о распоряжении исключительным правом (договоре об отчуждении исключительного права, лицензионном договоре). В том случае, если необходимость получения согласия на использование объекта от третьих лиц выявилась до заключения договора на выполнение НИОКТР, исполнитель должен проинформировать об этом заказчика и отразить данные вопросы в договоре. В противном случае в дальнейшем это обстоятельство не должно отражаться на изменении цены договора для заказчика.

4. Абзац 4 комментируемой статьи предусматривает обязанность исполнителя своими силами и за свой счет устранять недостатки, если они:

- допущены в ходе выполнения работ;

- нашли отражение в результате работы;

- могут повлечь отступления от технико-экономических параметров, предусмотренных в техническом задании или договоре, в том числе и в тех случаях, когда такие отступления еще не возникли, но могут потенциально возникнуть;

- допущены по вине исполнителя. Если исполнитель докажет, что его вина отсутствует, то последствия, предусмотренные в абз. 4 комментируемой статьи, не наступают.

Гражданский кодекс РФ не определяет срок, в течение которого могут быть выявлены названные недостатки. Предполагается, что такие недостатки выявляются в процессе приемки работ, в частности, при проведении испытаний. Аналогичны последствия недостатков, выявленных после приемки работ, в том числе и тех, в результате которых произошли отступления от технико-экономических параметров, если такие недостатки допущены по вине исполнителя. Данный срок может быть определен договором.

5. Риск невозможности получить ожидаемые результаты в силу их новизны ложится на заказчика (ст. ст. 775, 776 ГК). Однако на исполнителя ложится обязанность незамедлительно проинформировать об этом. Понятие "незамедлительность" означает немедленно после обнаружения названных обстоятельств, как только предоставляется такая возможность. В случае неинформирования или несвоевременного информирования применяются последствия, предусмотренные ст. 405 ГК РФ. Под невозможностью исполнения следует понимать невозможность получения предусмотренного договором результата, которому препятствуют объективные обстоятельства. Нецелесообразность означает, что вероятность получения желаемого результата имеется, однако будет сопровождаться такими расходами или продолжительностью проведения работ, которые выходят за пределы, установленные договором. В противном случае результат не может быть достигнут. Обоснование невозможности или нецелесообразности возлагается на исполнителя.


Норма абз. 6 охватывает две обязанности исполнителя по передаче результатов, выраженных в объективной форме, и обеспечению их соответствия действующему законодательству об интеллектуальных правах. Данная норма корреспондирует с положением абз. 3 комментируемой статьи. В том случае, если достигнутый результат нарушает права третьих лиц (например, в период выполнения работ была подана аналогичная заявка в Роспатент), необходимо совершить действие по соблюдению прав третьих лиц. Добросовестное использование на территории Российской Федерации созданного независимо от автора тождественного решения или осуществление необходимых для этого приготовлений дает право в соответствии с п. 1 ст. 1361 ГК РФ на дальнейшее безвозмездное использование тождественного решения без расширения объема такого использования (право преждепользования).

Таким образом, на исполнителя по существу возлагается отслеживание тех результатов, которые создаются третьими лицами в период выполнения работ. В том случае, если патентоспособный объект будет передан заказчику и он решит сохранить этот объект в тайне (в режиме секрета производства вместо регистрации в качестве объекта патентного права), то он будет нести риск подачи заявки и получения патента на аналогичный объект другим лицом.

Необходимо учитывать, что право преждепользования распространяется только на изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Нарушение исполнителем исключительного права или права из договора исключительной лицензии третьего лица влечет для него как процессуальные, так и материальные последствия. Процессуальные последствия состоят в обязанности принять участие в качестве ответчика (соответчика) по иску правообладателя. На такую обязанность исполнителя зачастую указывают в договоре. Материальные последствия состоят в возложении на нарушителя мер ответственности, предусмотренных ст. ст. 1252, 1253 ГК РФ и др.


Статья 774. Обязанности заказчика


Комментарий к статье 774


1. Обязанность заказчика по передаче информации может иметь длящийся характер, она охватывает передачу прежде всего сведений, относящихся к предмету договора (требования к результату работ), к особенностям выполнения работ (если это необходимо для данного договора). Информация относительно потенциального результата может быть предоставлена при согласовании технического задания, которое является частью договора, а также содержаться в других документах, некоторые из них упоминаются в п. 2 комментируемой статьи. В том случае, если после заключения договора выявится необходимость получения дополнительной информации, то она должна быть предоставлена заказчиком. Если информация представляет собой конфиденциальные сведения, то с учетом ст. 771 ГК РФ необходимо в договоре определить объем сведений, признаваемых конфиденциальными. Допуск к такой информации третьих лиц в соответствии со ст. 770 ГК РФ возможен лишь по соглашению сторон договора, при условии соблюдения третьими лицами требования о конфиденциальности.


2. Заказчик обязан принять выполненные работы, что оформляется актом приемки-передачи или иным документом. В договоре целесообразно предусмотреть порядок и сроки подписания акта сдачи-приемки работ (этапов работ) либо направление мотивированного отказа от приемки работ. В случае отказа по причине выявленных недостатков заказчик вправе отметить эти недостатки в акте приемки-передачи либо стороны могут составить совместный документ (соглашение), содержащий перечень необходимых доработок и сроков их исполнения. Можно определить последствия уклонения заказчика от подписания акта приемки-передачи либо составления мотивированного отказа. Например, работы будут считаться принятыми, если в указанный в договоре срок исполнитель не получит либо подписанный акт сдачи-приемки выполненных работ, либо мотивированный отказ от его подписания (Определение ВАС РФ от 28 ноября 2008 г. N 15174/08 по делу N А43-26466/2007-34-766).

3. Оплата выполненных работ в соответствии с условиями договора входит в обязанности заказчика. В том случае, если порядок и сроки оплаты не указаны, данная обязанность возникает сразу после принятия работ. В судебной практике обязанность оплаты рассматривается в качестве встречной и возникает при наличии доказательств выполнения работ <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Определение ВАС РФ от 22 октября 2010 г. N ВАС-13967/10 по делу N А40-51226/09-62-373; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 сентября 2005 г. N А33-31223/04-С2-Ф02-4148/05-С2 // СПС "КонсультантПлюс".


Признание договора, по которому произведено выполнение работ, недействительной сделкой не является безусловным основанием для отказа во взыскании стоимости выполненных работ <1>.

--------------------------------

<1> Определение ВАС РФ от 27 августа 2009 г. N ВАС-10214/09 по делу N А40-1577/08-135-23 // СПС "КонсультантПлюс".


Просрочка исполнения денежного обязательства порождает соответствующие правовые последствия, предусмотренные как законом (взыскание процентов, причиненных убытков в соответствии со ст. 395 ГК и т.д.), так и договором (например, договорная неустойка).


Статья 775. Последствия невозможности достижения результатов научно-исследовательских работ


Комментарий к статье 775


1. Научные исследования зачастую носят непредсказуемый характер, и при заключении договора не всегда удается предугадать результат проводимых работ. Невозможность достижения результата НИР может иметь место в силу различных обстоятельств: из-за объективной невозможности их достижения, невозможности их достижения на данном этапе развития науки (но при наличии определенных условий, которые отсутствуют на данный момент, такой результат мог бы быть достигнут), вследствие действий исполнителя или заказчика, в том числе виновных. Следует учитывать, что субъекты предпринимательской деятельности по общему правилу несут ответственность независимо от вины (п. 3 ст. 401 ГК). Авторы - физические лица, чьим творческим трудом создается результат интеллектуальной деятельности, не выступают в таких правоотношениях, как субъекты предпринимательской деятельности, и несут ответственность при наличии вины (п. 1 ст. 401 ГК).