Файл: ГК_2_комм_том1_Крашенинников_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 4202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 503. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества


Комментарий к статье 503


1. В комментируемой статье определяются правовые последствия продажи покупателю по договору розничной купли-продажи товаров ненадлежащего качества. Такие последствия порождают соответствующие права покупателя (его права требования). Комментируемая статья устанавливает набор данных прав и основу механизма их реализации.

Также в комментируемой статье сформулировано правило о сфере действия положений указанной статьи. Согласно п. 6 комментируемой статьи предписания, содержащиеся в этой статье, носят общий характер. В законах о защите прав потребителей могут содержаться и иные специальные правила, касающиеся прав покупателя при продаже ему товара ненадлежащего качества. С учетом изложенного следует различать две ситуации:

1) покупатель не является потребителем (определение потребителя см. в преамбуле Закона о защите прав потребителей), и это означает применение к возникшим отношениям комментируемой статьи;

2) покупатель является потребителем, и тогда определение правовых последствий продажи некачественного товара и механизма их применения производится по специальным правилам.

Во втором случае приоритет отдается тем нормам, которые содержатся в законах о защите прав потребителей. В настоящее время Закон о защите прав потребителей содержит отдельную ст. 18, специально посвященную правам потребителя при обнаружении в товаре недостатков. Положения этой статьи конкретизируются (в части сроков осуществления данных прав и проч.) в дальнейшем в других статьях гл. 2 "Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям" Закона о защите прав потребителей. При помощи этих норм указанной главы устанавливается механизм защиты нарушенных прав потребителей при продаже товаров - права на надлежащее качество товаров, права на безопасность товаров, права на передачу предварительно оплаченного товара в согласованный срок. Причем таких норм в данной главе большинство и лишь небольшая их часть регламентирует так называемые ненарушенные отношения, возникающие в рамках потребительской купли-продажи при отсутствии правонарушения (обмен товаров надлежащего качества, дистанционный способ продажи товаров).

2. В п. 1 комментируемой статьи закрепляется основа механизма реализации правовых последствий продажи товаров с недостатками. Данный механизм включает в себя в качестве основного элемента установление специальных субъективных прав покупателей (прав требования), которые он может реализовать в случае приобретения товара ненадлежащего качества. Так, покупатель вправе потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. Указанные четыре права покупателя существуют как альтернативные - он может заявить только одно из названных требований. В этой связи в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 отмечено, что в случае продажи товара ненадлежащего качества право выбора вида требований, которые в соответствии со ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю. Однако если покупатель выбрал одно из указанных прав для реализации, то наряду с ним можно в соответствии с ГК РФ и Законом о защите прав потребителей заявить и иные требования - о возмещении убытков (ст. 15 ГК), о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона о защите прав потребителей) и др.


3. Для случаев продажи некачественных товаров отдельных видов п. п. 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают особенности правовых последствий. Названные особенности выражены прежде всего в наборе тех прав требования, которые покупатель может предъявить (одно из них по своему выбору) в той или иной ситуации, а также в специфике реализации этих прав требования. Так, специальную группу товаров составляют те, свойства которых не позволяют устранять недостатки. В рамках открытого перечня данных товаров ГК РФ называет, в частности, продовольственные товары и товары бытовой химии. При обнаружении недостатков указанного товара покупатель вправе потребовать: 1) замены такого товара товаром надлежащего качества; или 2) соразмерного уменьшения покупной цены.

Также специальный набор прав установлен ГК РФ применительно к некачественному технически сложному товару. Вообще к технически сложным товарам отнесены те, которые указаны в особом перечне. В настоящее время на основании ст. 18 Закона о защите прав потребителей действует Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575 <1>. В него включены восемь наименований товаров: 1) автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним; 2) мотоциклы, мотороллеры; 3) снегоходы; 4) катера, яхты, лодочные моторы; 5) холодильники и морозильники; 6) стиральные машины автоматические; 7) персональные компьютеры с основными периферийными устройствами; 8) тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы. Как видно, не все товары, относящиеся по своим физическим свойствам к технически сложным, включены в данный перечень, например, в нем не указаны телевизоры.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 20. Ст. 2303.


В отношении названных технически сложных товаров ненадлежащего качества покупатель вправе: 1) потребовать замены товара; или 2) отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае лишь существенного нарушения требований к его качеству. Квалификация нарушения как существенного осуществляется по п. 2 ст. 475 ГК РФ, а также на основании определения "существенный недостаток", содержащегося в преамбуле Закона о защите прав потребителей. Все иные требования из набора п. 1 ст. 503 ГК РФ в отношении технически сложных товаров ненадлежащего качества покупатель может заявить при наличии любого недостатка - как незначительного, так и существенного.

Правила комментируемой статьи о заявлении требований в отношении некачественных технически сложных товаров развиваются в ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Согласно п. 1 указанной статьи те требования потребителя в отношении недоброкачественных технически сложных товаров, которые касаются отказа от исполнения договора, а также требования об обмене подлежат удовлетворению: 1) при наличии любых недостатков - в течение 15 дней со дня передачи потребителю товара; 2) по истечении указанного срока - только при определенных юридических фактах в одном из следующих случаев: а) обнаружение существенного недостатка товара; б) нарушение установленных Законом о защите прав потребителей сроков устранения недостатков товара; в) невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Иные требования потребителя в отношении указанных товаров удовлетворяются при любых недостатках, что следует из сопоставления содержания абз. 8 и предыдущих абзацев п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей.


4. В п. п. 4 и 5 комментируемой статьи в качестве одного из возможных последствий продажи некачественного товара сформулированы особенности осуществления права покупателя на отказ от исполнения договора розничной купли-продажи. По общему правилу покупатель может осуществить такой отказ при любом недостатке товара (как незначительном, так и существенном), причем право на отказ осуществляется вместо реализации иных прав покупателя, установленных в п. п. 1 и 2 комментируемой статьи. Однако это не касается технически сложных товаров, в отношении которых право покупателя на отказ от исполнения договора осуществляется по указанным выше предписаниям п. 3 комментируемой статьи.

Для случая осуществления данного права на отказ от исполнения договора установлено два правовых последствия, различающихся в зависимости о того, в чью пользу (покупателя или продавца) они установлены. Покупатель может заявить требование о возврате уплаченной им за товар суммы. В данной ситуации подлежит применению специальное правило о расчетах между продавцом и покупателем: при возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств. В силу этого правила, как представляется, нет оснований удерживать из указанной суммы и стоимость утраченной покупателем упаковки товара. Применительно к отношениям розничной купли-продажи с участием потребителей с установленным гарантийным сроком такой вывод основывается еще и на содержании предписания п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которым запрещено обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

В свою очередь продавец может заявить требование о возврате некачественного товара. По смыслу п. 5 комментируемой статьи это требование продавца носит встречный характер - оно может быть заявлено только при отказе покупателя от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы.

Возврат некачественного товара производится за счет продавца. Это положение является частным проявлением общего принципа, которому должны подчиняться отношения сторон при нарушении договоров с участием потребителей, - покупатель по договору розничной купли-продажи (иной потребитель) не должен нести негативных имущественных последствий нарушения его прав.

Рассматриваемая обязанность покупателя по возврату некачественного товара не возникает, если продавец не предъявляет требования о возврате товара, а также если невозможность возврата товара обусловлена его свойствами (покупатель соответствующим образом использовал продовольственный товар; покупатель приобрел обои с некачественным рисунком, что было обнаружено после оклейки стен, и проч.). Вместе с тем применительно к последней ситуации законодательство формально не исключает для продавца возможности предъявлять требование о возврате товара. Такое действие нужно квалифицировать как злоупотребление правом (ст. 10 ГК) и следует считать, что обязанность покупателя по возврату некачественного товара прекращена за невозможностью ее исполнения по ст. 416 ГК РФ.


В Законе о защите прав потребителей правила о возврате товара потребителем развиваются. Как установлено в п. 7 ст. 18 данного Закона, доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и (или) возврат его потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом этих товаров.

5. Для отношений розничной купли-продажи с участием потребителей правила комментируемой статьи развиваются и детализируются в ст. 18 Закона о защите прав потребителей, а также в других статьях гл. 2 этого Закона, где закрепляются иные элементы механизма реализации правовых последствий продажи некачественных товаров: определяется круг субъектов, которым потребитель может предъявлять свои требования; устанавливаются дополнительные права потребителя; обязанности контрагентов потребителей, корреспондирующие правам потребителя; сроки осуществления потребителями своих прав требования и сроки исполнения контрагентами потребителей своих обязанностей; специальные меры гражданско-правовой ответственности в форме законной неустойки, особенности расчетов между сторонами (см. ст. 504 ГК и комментарий к ней).

Так, потребитель может предъявить соответствующие требования, обусловленные продажей ему товара ненадлежащего качества, не только продавцу. Данные требования определенного характера согласно п. п. 2 и 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей могут быть предъявлены изготовителю товара, импортеру, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю (см. определения указанных лиц в преамбуле Закона о защите прав потребителей). Например, потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Таким образом, по сути право выбора (инициатива) потребителя на стадии предъявления требований, связанных с продажей некачественного товара, касается как минимум двух аспектов - он выбирает: 1) какое требование предъявлять; 2) кому его заявить.

К указанным выше дополнительным правам потребителя, которые не обозначены в ГК РФ, можно, в частности, отнести право потребителя потребовать предоставления ему на период ремонта (замены) аналогичного товара (п. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителей), права, связанные с нарушением продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара (ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей) и некоторые другие права.


К обязанностям контрагентов потребителя, которые установлены Законом о защите прав потребителей и которые корреспондируют соответствующим правам требования, в частности, относятся обязанности:

- по п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей: продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Со своей стороны потребитель вправе участвовать в проверке качества товара;

- по п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей: изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны устранить недостатки товара (обязанность отремонтировать товар);

- по п. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей: изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны заменить товар ненадлежащего качества.

Как было отмечено выше, в рамках конкретизации положений комментируемой статьи, Закон о защите прав потребителей, регулируя отношения по продаже некачественных товаров, устанавливает сроки двух видов: 1) срок осуществления потребителями своих прав требования; 2) срок исполнения контрагентами потребителей своих обязанностей. Например, в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона, потребитель вправе предъявить предусмотренные его ст. 18 требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Как следует из приведенных положений Закона о защите прав потребителей, указанные сроки по своей природе являются пресекательными (правопрекращающими) сроками обнаружения недостатков. Другими словами, строго формально это сроки обнаружения недостатков, а не сроки заявления требований потребителем. Поэтому представляется верным заключить, что потребитель, в частности, обнаруживший недостаток в последний день гарантийного срока, имеет право предъявить соответствующие требования с соблюдением общих правил о сроках исковой давности (гл. 12 ГК).

Сроки второго вида - сроки исполнения контрагентами потребителей своих обязанностей - это, например, сроки удовлетворения отдельных требований потребителя, установленные ст. 22 Закона о защите прав потребителей. Здесь предусмотрено, что требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.