ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5322
Скачиваний: 4
3. Пункты 1 и 2 комментируемой статьи посвящены, главным образом, отношениям управляющего с третьими лицами. Что же касается его "внутренних" отношений с учредителем управления, то они должны быть четко регламентированы в договоре. Общая обязанность управляющего - проявление должной заботливости об интересах учредителя и выгодоприобретателя и своевременное представление отчета о своей деятельности; основные права - получение вознаграждения и покрытие расходов по управлению имуществом (см. ст. 1023 и коммент. к ней). Этим правам и обязанностям корреспондируют права и обязанности учредителя управления. В тех случаях, когда учредитель и выгодоприобретатель в одном лице не совпадают, право требовать исполнения договора переходит к выгодоприобретателю (ст. 430 ГК).
Перечень дополнительных прав и обязанностей сторон в рамках отдельных видов договора доверительного управления имуществом содержится в Законе об инвестиционных фондах, в Постановлениях Правительства РФ от 11.12.96 N 1485 "О проведении конкурсов на право заключения договоров доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ угольной промышленности (угольных компаний)", от 07.08.97 N 989 "О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями", в Инструкции N 63 и в Положении ФКЦБ N 37.
4. Будучи законным (титульным) владельцем переданного ему имущества, управляющий использует любые вещно-правовые способы защиты своих прав против любых третьих лиц, включая учредителя управления, собственника имущества и выгодоприобретателя. В частности, он может предъявить иск о признании своего права на имущество; об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск); об устранении всяких нарушений своего права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с потерей владения (негаторный иск).
В случае, когда в доверительное управление было передано имущество, определяемое родовыми признаками (например, деньги), данные способы защиты не применяются.
Сказанное не дает, однако, оснований считать право доверительного управляющего на переданное ему имущество вещным. Оно остается обязательственным, поскольку, помимо прочих необходимых признаков вещных прав, у его владельца отсутствует т.н. правомочие следования (п. 3 ст. 216 ГК). Если учредитель управления (собственник) решит, например, продать переданное в управление имущество, то переход прав и обязанностей по договору доверительного управления к новому собственнику возможен не иначе как в порядке уступки прав и перевода долга, предусмотренном гл. 24 ГК. В противном случае доверительный управляющий вправе расторгнуть договор ввиду отказа от него учредителя (п. 1 ст. 1024 ГК).
Напротив, если речь идет о вещном праве, то переход права собственности на имущество к другому лицу не может служить основанием для прекращения этого вещного права.
Статья 1021. Передача доверительного управления имуществом
Комментарий к статье 1021
1. Комментируемая статья предусматривает три основания передачи доверительного управления третьему лицу. Этот перечень исчерпывающий и расширению в конкретных договорах доверительного управления имуществом не подлежит.
2. Основное отличие этого действия от передоверия по ст. 187 ГК состоит в том, что доверительный управляющий даже после передачи управления продолжает нести ответственность за действия поверенного. Кроме того, поверенный совершает юридические и фактические действия с перешедшим к нему имуществом от имени доверительного управляющего, а не от своего имени либо имени учредителя управления.
Статья 1022. Ответственность доверительного управляющего
Комментарий к статье 1022
1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает общие основания и порядок ответственности доверительного управляющего в его "внутренних" отношениях с учредителем управления и выгодоприобретателем.
Нельзя не отметить, что содержание комментируемого пункта является несколько противоречивым. С одной стороны, речь идет об ответственности доверительного управляющего за отсутствие должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, т.е. о виновной ответственности. С другой - имеется норма, согласно которой доверительный управляющий освобождается от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы либо соответствующих действий выгодоприобретателя или учредителя управления, т.е. об ответственности без вины.
Думается, что общим правилом служит ответственность без вины (п. 3 ст. 401 ГК), поскольку в качестве доверительных управляющих выступают, главным образом, предприниматели. Однако управляющий вправе доказать, что убытки наступили не только вследствие непреодолимой силы, но и действий учредителя управления и (или) выгодоприобретателя.
В тех случаях, когда доверительный управляющий - некоммерческая организация или гражданин, не являющийся предпринимателем, их ответственность наступает по правилам п. 1 ст. 401 ГК при наличии вины.
2. Другой характерной чертой ответственности доверительного управляющего по договору служит обязанность возместить убытки не только учредителю управления, но и выгодоприобретателю - в виде упущенной выгоды. При определении размера причиненных убытков необходимо руководствоваться ст. ст. 15 и 393 ГК.
3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает общий порядок ответственности управляющего, действовавшего в пределах предоставленных ему полномочий. Долги по обязательствам перед третьими лицами должны погашаться за счет имущества, переданного в управление, а далее в субсидиарном порядке сначала из личного имущества управляющего, а затем при недостаточности и его - из личного имущества учредителя управления.
Исключение из общего правила о двухступенчатой системе субсидиарной ответственности составляет ответственность управляющей компании ПИФа, предусмотренная п. 2 ст. 16 Закона об инвестиционных фондах. Согласно названной статье после возмещения долгов за счет имущества фонда взыскание может быть обращено только на имущество управляющей компании.
Такая сложная структура требует выяснения, кто отвечает в том случае, когда в отношения с третьими лицами вступает доверительный управляющий, а долги в конечном итоге погашаются за счет имущества учредителя, хотя и переданного управляющему. Бремя ответственности в такой ситуации возлагается на учредителя (собственника имущества), однако в процессуальном плане и он, и доверительный управляющий должны привлекаться к делу в качестве соответчиков. Привлечение их в качестве соответчиков сразу, еще до наступления субсидиарной ответственности, можно объяснить также тем, что основания такой ответственности (наличие или отсутствие вины и т.п.) будут во многом зависеть от того, кто выступал в роли доверительного управляющего (ст. 401 ГК).
4. Если при совершении сделок с третьими лицами доверительный управляющий либо назначенный им поверенный (п. 2 ст. 1021 ГК) выходит за пределы предоставленных полномочий либо действует с нарушением установленных для него ограничений, ответственность по сделкам должен нести сам управляющий своим личным имуществом.
Однако, если третьим лицам удастся доказать, что они не знали и не должны были знать о превышении управляющим (его поверенным) полномочий или об установленных для него ограничениях, возникшие обязательства исполняются в общем порядке (п. 3 ст. 1022). В дальнейшем учредитель управления вправе потребовать в порядке регресса возмещения понесенных им убытков от доверительного управляющего.
Статья 1023. Вознаграждение доверительному управляющему
Комментарий к статье 1023
1. Комментируемая статья предусматривает выплату вознаграждения и возмещение доверительному управляющему понесенных им расходов, что позволяет сделать вывод о возмездном характере договора в целом (см., например, Постановление Правительства РФ от 27.05.2002 N 350 "Об утверждении предельного размера вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом" (СЗ РФ, 2002, N 22, ст. 2096)).
2. Вместе с тем содержащаяся в статье норма не носит императивного характера, следовательно, во-первых, доверительный управляющий вправе выполнять свои обязанности безвозмездно, а во-вторых, в договоре может быть изменен порядок выплаты ему вознаграждения и покрытия расходов. В частности, вряд ли можно говорить о получении прибыли или доходов от управления имуществом подопечного (ст. 38 ГК), безвестно отсутствующего (ст. 43 ГК), при патронаже (ст. 41 ГК) и т.п. Речь, скорее, идет о его поддержании или распределении, что тем не менее предполагает значительные усилия и расходы со стороны управляющего.
Предлагаемая в статье система выплаты вознаграждения подходит, главным образом, для управляющих-предпринимателей. Что же касается расходов, то возмещению подлежат лишь необходимые, подкрепленные соответствующими документами или отчетом управляющего (п. 33 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 11.12.96 N 1485; п. 27 приложения к Постановлению Правительства РФ от 07.08.97 N 989).
Статья 1024. Прекращение договора доверительного управления имуществом
Комментарий к статье 1024
1. Содержащиеся в статье основания прекращения договора подчеркивают, насколько значим здесь личностный (доверительный) фактор. Поэтому смерть гражданина, являющегося доверительным управляющим, признание его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также признание гражданина-предпринимателя, являющегося доверительным управляющим, несостоятельным (банкротом) влекут прекращение договора. К аналогичным последствиям приводит и ликвидация юридического лица - управляющего, в т.ч. в случае его банкротства (ст. 419 ГК).
2. К прекращению договора может привести также признание несостоятельным (банкротом) гражданина-предпринимателя или ликвидация юридического лица, являющихся учредителями управления (п. 1 ст. 1024, ст. 419 ГК). Однако смерть гражданина-учредителя не приводит к прекращению договора, поскольку его права переходят к наследникам. Последние вправе будут сами решать, расторгать им договор с доверительным управляющим или нет.
3. Смерть гражданина или ликвидация юридического лица - выгодоприобретателя влечет прекращение договора. При этом договор может быть оставлен в силе по соглашению сторон.
Если выгодоприобретатель откажется от причитающегося ему по договору, то это также ведет к прекращению последнего, если иное не предусмотрено в самом договоре (например, выгодоприобретателем по договору станет учредитель управления - п. 4 ст. 430 ГК).
4. В комментируемой статье в качестве оснований для прекращения договора называются также две формы отказа от исполнения договора. Они соответствуют общим требованиям, изложенным в п. 3 ст. 450 ГК, и включают:
а) отказ доверительного управляющего или учредителя управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего осуществлять свои обязанности лично. При этом управляющий не вправе требовать выплаты ему вознаграждения за весь срок;
б) отказ учредителя управления по иным обстоятельствам, нежели невозможность исполнения договора доверительным управляющим лично. В этом случае управляющий вправе, при расторжении договора, потребовать выплаты всей суммы причитающегося ему вознаграждения.
Если договором не предусмотрен иной срок, то необходимо уведомить другую сторону об отказе его исполнять не позднее чем за 3 месяца до момента прекращения договора. Однако данное правило не распространяется на отказ выгодоприобретателя, который стороной по договору не является и вправе отказаться от участия в нем и ранее.
5. Помимо изложенных оснований договор может быть расторгнут по требованию одной из сторон. Так, по одному из дел арбитражный суд пришел к выводу, что нарушение доверительным управляющим условий договора о доверительном управлении судном, выразившееся в реализации рыбопродукции без участия учредителя управления, заключении договоров без проставления в них отметки "Д.У.", наличии реальной угрозы утраты судна в связи с наложением на него ареста, является существенным и дает право учредителю управления расторгнуть договор по п. 2 ст. 450 ГК (см.: Долженко А.Н., Резников В.Б., Хохлова Н.Н. Указ. соч. С. 834 - 837).
6. Если доверительному управляющему удастся доказать, что он не знал и не должен был знать об обременении имущества, переданного ему в управление, залогом, он вправе в судебном порядке потребовать расторжения договора и выплаты причитающегося ему вознаграждения за год (см. коммент. к ст. 1019).
7. По общему правилу после прекращения договора имущество, находящееся в доверительном управлении, должно быть передано учредителю управления - собственнику. Однако учредитель и доверительный управляющий вправе предусмотреть в договоре иное (выкуп имущества, дарение его доверительному управляющему и т.п.).
Статья 1025. Передача в доверительное управление ценных бумаг
Комментарий к статье 1025
1. Передача в доверительное управление ценных бумаг обладает рядом особенностей, которые должны быть определены в специальном законе.
Впредь до его принятия необходимо руководствоваться ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг, а также рядом подзаконных нормативных актов: Указом Президента РФ от 09.12.96 N 1660 "О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации", Постановлениями Правительства РФ от 11.12.96 N 1485 и от 07.08.97 N 989, Положением ФКЦБ N 37, Инструкцией N 63.
В случае расхождения между указанными правовыми актами и нормами ГК должен применяться последний (п. п. 5 и 7 ст. 3 ГК).
2. Согласно ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг к объектам доверительного управления относятся: сами ценные бумаги; денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги; денежные средства и ценные бумаги, получаемые в процессе управления ценными бумагами.
В соответствии с п. 1.1 Положения ФКЦБ N 37 оно распространяется на все виды доверительного управления ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, за исключением ценных бумаг и средств инвестирования в ценные бумаги, входящих в состав имущества ПИФов, а также на деятельность общих фондов банковского управления (ОФБУ).
Положением ФКЦБ N 37 регулируется передача в доверительное управление акций и облигаций, т.е. эмиссионных ценных бумаг. Большинство других видов ценных бумаг, а именно векселя, чеки, сберегательные сертификаты банков и т.п., используются в обороте на основании других договоров.