ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 5321
Скачиваний: 4
В соответствии с п. 4.1 Положения ФКЦБ N 37 деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и деятельность по доверительному управлению средствами инвестирования в ценные бумаги строятся, как правило, на основании единого договора, однако стороны вправе заключить и несколько - отдельно по ценным бумагами и отдельно по средствам инвестирования в ценные бумаги.
Договор считается заключенным в части управления ценными бумагами с момента передачи их учредителем доверительному управляющему.
Составной частью договора доверительного управления признается инвестиционная декларация (п. п. 7.1 и 7.2 Положения ФКЦБ N 37). Поскольку заключение договора означает согласие учредителя со всеми изложенными в декларации положениями (п. 7.2), то в конкретном договоре должно присутствовать положение о том, что стороны считают инвестиционную декларацию доверительного управляющего неотъемлемой частью договора.
Права и обязанности сторон закрепляются в договоре, причем в нем также могут быть отражены ограничения на действия управляющего, о которых говорится в разд. 8 Положения ФКЦБ N 37.
3. Коммерческие банки и другие кредитные организации осуществляют доверительное управление ценными бумагами, главным образом, в виде объединения ценных бумаг разных лиц в ОФБУ.
Порядок осуществления такой деятельности регулируется Инструкцией N 63. Как и договоры доверительного управления денежными средствами, договоры доверительного управления ценными бумагами, входящими в ОФБУ, заключаются кредитными организациями в письменной форме. При этом они могут заключаться либо как договоры присоединения (ст. 428 ГК), либо в форме, при которой текст общих условий создания ОФБУ используется как примерная форма договора.
Общие условия договора изложены в п. 6.5 Инструкции N 63. Поскольку и в этом случае инвестиционная декларация является составной частью договора, условие о том, что стороны признают ее неотъемлемой частью, должно присутствовать в тексте договора. Ценные бумаги, передаваемые в ОФБУ, должны быть свободны от залога и иных обременений.
Доверительный управляющий - банк обязан передавать учредителям, а также ЦБР отчеты о своей работе по установленной форме (разд. 7 Инструкции N 63).
4. Порядок доверительного управления ценными бумагами, переданными в состав имущества ПИФа, определяется Законом об инвестиционных фондах, Типовыми правилами доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом, Типовыми правилами доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом и Типовыми правилами доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом.
Статья 1026. Доверительное управление имуществом по основаниям, предусмотренным законом
Комментарий к статье 1026
1. В комментируемой статье перечислены особые виды доверительного управления имуществом. Их можно дополнить случаями доверительного управления имуществом безвестно отсутствующего (ст. ст. 42 и 43 ГК), имуществом лица, над которым назначено попечительство в форме патронажа (ст. 41 ГК), а также случаем, предусмотренным ст. 1173 ГК. Согласно последней, если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления (предприятие, доля в капитале хозяйственного общества, ценные бумаги и т.п.), то договор доверительного управления имуществом с управляющим заключает нотариус.
Перечень не является исчерпывающим. Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (СЗ РФ, 1997, N 51, ст. 5712) члены Правительства РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в порядке, установленном федеральным законом.
2. Несмотря на специфику, которой обладает каждый, эти случаи имеют определенные общие черты:
а) они предусматриваются отдельно в ГК или специальном законе;
б) в основе правоотношения в этих случаях лежит, как правило, не просто договор, а сложный юридический состав - решение органа опеки и попечительства о назначении попечительства и договор, завещание и договор душеприказчика с доверительным управляющим и т.д.;
в) в подобных случаях, как правило, доверительное управление учреждает не сам собственник, а другое лицо (орган опеки и попечительства, душеприказчик и т.п.);
г) доверительное управление формируется в целом по правилам гл. 53, если иное не предусмотрено законом и не вытекает из существа таких отношений. Так, ст. ст. 37 и 38 ГК предусматривают дополнительные пределы действий доверительного управляющего, вытекающие из существа отношений попечительства. Здесь же говорится об особом случае прекращения договора - прекращении самого попечительства.
Глава 54. КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ
Комментарий к главе 54
Договор коммерческой концессии не был ранее известен советскому и российскому законодательству. Вплоть до конца 80-х гг. XX в. он также не применялся в предпринимательской практике. Этот договор относится к группе договорных институтов, впервые легализованных и кодифицированных ГК РФ, появление которых обусловлено потребностями правового обслуживания новых экономических отношений. Его наименование - "коммерческая концессия" - близко к широко распространенному в западном законодательстве понятию "франчайзинг" (или "франшиза"), обозначающему определенную систему коммерческих отношений на постоянной договорной основе в самых различных областях экономического оборота.
Договор коммерческой концессии не относится к смешанным (п. 3 ст. 421 ГК), хотя и опосредует комплексные обязательственные отношения. Он регламентирован как самостоятельный вид договора. Поэтому к нему применяются правила комментируемой главы и субсидиарно - правила специальных законов об охране исключительных прав.
Развитию в России хозяйственных связей с использованием модели коммерческой концессии проложили дорогу такие известные мировому рынку зарубежные фирмы, как "Макдоналдс", "Пицца-хат", "Баскин Роббинс". Сегодня эта система договорных отношений получает все более широкое распространение в России и привлекает не только российских, но и зарубежных предпринимателей, в частности, по ней работают аптеки "36,6", магазины "Рамстор", "Перекресток".
Статья 1027. Договор коммерческой концессии
Комментарий к статье 1027
1. Комментируемая статья характеризует предмет договора коммерческой концессии. Основным обязательством, определяющим особенности договора, является предоставление "правообладателем" "пользователю" комплекса прав (без их уступки) на использование объектов интеллектуальной собственности.
При этом, однако, договор коммерческой концессии не может быть признан заключенным, если в этот комплекс не включены права на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, а также на охраняемую коммерческую информацию (которая нужна пользователю для осуществления переданных ему прав). Практически речь идет об установленных законом существенных условиях договора коммерческой концессии, соблюдение которых сторонами является обязательным.
Приведенный в п. 1 комментируемой статьи перечень исключительных прав не является исчерпывающим. Договор может охватывать и другие объекты интеллектуальной собственности, например изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ.
Не обязательной, но типичной для этих договоров является также передача прав на средства индивидуализации товаров, работ и услуг, прежде всего, товарные знаки и знаки обслуживания.
Элементы лицензионных отношений, присущие коммерческой концессии, включенные в его легальное определение, дали основание рассматривать этот договор как разновидность лицензионного договора. Действительно, в его предмет входит разрешение (лицензия) на использование исключительных прав. Как и любой лицензионный договор, он служит правовым основанием для их введения в экономический оборот. Вместе с тем договор коммерческой концессии обладает рядом характерных правовых особенностей, выделяющих его в самостоятельный договорный институт, выходящий за рамки традиционных лицензионных договоров.
Договор коммерческой концессии заключается с целью создать новые хозяйственные комплексы (магазины, рестораны, гостиницы и т.п.), расширить сеть рынков сбыта товаров и услуг на базе апробированной системы ведения дела правообладателем с использованием его опыта и известности в сфере этой деятельности <*>.
--------------------------------
<*> О многообразии сфер применения договоров коммерческой концессии ("франчайзинга") достаточно полное представление дает классификация этих договоров, предложенная Г.Е. Авиловым, который выделяет четыре основных разновидности:
"1) сбытовой франчайзинг (используется производителем товаров для построения единой разветвленной сбытовой сети, функционирование которой находится под его контролем);
2) торговый франчайзинг (торгующая организация открывает сеть своих магазинов, которые юридически не являются ее структурными подразделениями, филиалами или дочерними предприятиями);
3) франчайзинг в сфере обслуживания (типичными примерами этого вида франчайзинга, близкого к торговому франчайзингу, являются сети фирменных отелей, ресторанов или авторемонтных мастерских);
4) производственный франчайзинг (используется изготовителем для расширения производства своих товаров и их продвижения на новые рынки)" (см.: Авилов Г.Е. Коммерческая концессия // Гражданский кодекс России. Часть вторая. Текст проекта. Комментарии, проблемы. М., 1995. С. 354).
Тем самым расширяется рынок сбыта товаров и услуг под хорошо известным потребителю ("раскрученным") фирменным наименованием правообладателя без вложения им дополнительных средств. Одновременно значительно снижается хозяйственный риск пользователя, осваивающего под известными символами новую для него продукцию. Традиционный же лицензионный договор заключается главным образом с целью использования лицензиатом отдельного объекта интеллектуальной собственности, принадлежащего лицензиару, что не требует постоянного тесного сотрудничества сторон, присущего рассматриваемым договорным отношениям.
Е.А. Суханов отмечает в этой связи, что в договоре коммерческой концессии можно обнаружить элементы лицензионного договора, договора об оказании услуг и других договоров. Однако он не относится к числу смешанных договоров в смысле п. 3 ст. 421 ГК и не является разновидностью известных гражданскому праву договоров, на базе которых он развивался <*>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник "Гражданское право" (том II, полутом 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2004 (издание второе, переработанное и дополненное).
<*> См.: Суханов Е.А. Гражданское право. Т. 2, полутом 1. Учебник. М.: БЭК, 2000. С. 626.
Исходя из системы классификации договоров в ГК, следует признать, что договор коммерческой концессии отнесен к числу самостоятельных договорных типов. Об этом свидетельствует его включение в число поименованных гражданско-правовых договоров наряду с лицензионными договорами, которые регулируются специальными законами в области охраны исключительных прав. Лицензионные договоры содержались также в разделе "Интеллектуальная собственность" проекта части третьей Гражданского кодекса РФ <*>.
--------------------------------
<*> Один из вариантов проекта опубликован в бюллетене: Труды по интеллектуальной собственности. Т. 1. Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. М., 1999. С. 62 - 123.
Эта же позиция достаточно убедительно аргументирована В.В. Витрянским, который приходит к выводу, что "договор коммерческой концессии, который имеет единый предмет, включающий в себя наряду с правом на использование права на фирменное наименование и иные исключительные права (в том числе и права патентообладателя) также право на использование охраняемой коммерческой информации, не может рассматриваться в качестве смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК)" <*>.
--------------------------------
<*> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья. М.: Статут. 2002. С. 991.
Попутно следует, однако, заметить, что во всех случаях предметом договора служат, очевидно, объективируемые имущественные права. Указанная в п. 2 комментируемой статьи "деловая репутация" относится к категории нематериальных благ. Хотя при согласовании цены договора обычно учитывается т.н. условная стоимость "деловой репутации" правообладателя (его "фирмы"), которая весьма существенно может повысить эту цену.
2. Правила о согласовании сторонами договора коммерческой концессии объема использования передаваемых прав отвечают мировой практике, так же как согласование территорий, охватываемых концессией, и условий деятельности (количества выпускаемых или продаваемых товаров, объема работ или услуг и т.п.). Это обусловлено нематериальным характером объектов исключительных прав, возможностью их одновременного использования как самим правообладателем, так и другими лицами. В частности, территориальные границы действия договора гарантируют пользователю, что ему не придется конкурировать с правообладателем или другими пользователями в пределах оговоренной в договоре территории. За пределами этой территории правообладатель сохраняет возможность распоряжаться своими правами на те же объекты.
Неурегулированность предусмотренных п. 2 статьи условий может создать неопределенность в отношениях сторон по поводу предмета договора.
3. Фирменное наименование - обязательный атрибут коммерческой организации, служащий средством индивидуализации ее обладателя. Исключительное право на фирменное наименование возникает и соответственно защищается с момента регистрации организации - обладателя наименования.
Общие правила о фирменном наименовании и его охране установлены в п. 4 ст. 54 ГК. Специальные правила о фирменных наименованиях изложены в статьях ГК, регулирующих образование соответствующих юридических лиц (см., например, п. 3 ст. 69, п. 4 ст. 82, п. 3 ст. 113, п. 3 ст. 115), а также в специальных законах (см., например, ст. 4 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Наряду с полным наименованием коммерческие организации обычно имеют сокращенное фирменное наименование - условное словесное обозначение (фирменный знак, логотип), которое также вносится в единый государственный реестр (подп. "а" п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Именно это сокращенное наименование является предметом договора коммерческой концессии, поскольку оно служит индивидуализирующим средством, позволяющим отличить организацию правообладателя от других участников гражданского оборота.
4. Коммерческая информация - опыт ведения бизнеса, системы, методы, знания правообладателя. По договоренности сторон коммерческой информацией могут быть признаны сведения экономического, методического, технического характера по различным аспектам организации и осуществления хозяйственной деятельности правообладателя (например, по технологии приготовления фирменных блюд или иной продукции, по ведению учета и отчетности, управлению сбытом, системе организации обслуживания). Имеется в виду конфиденциальная информация, содержащая секреты производства или иные сведения, составляющие коммерческую тайну. Права обладателя такой информации защищаются в гражданско-правовом, административном и уголовном порядке при соблюдении условий, установленных ст. 139 ГК и Законом о коммерческой тайне.