Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1601

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Следовательно, указанные лица вправе запрашивать информацию из государственного реестра юридических лиц на общих основаниях.

От имени юридического лица выступают его органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Чаще всего с запросами обращаются исполнительные органы. Может быть единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и др.) либо коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и др.). В последнем случае функции руководителя коллегиального органа выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа. Как правило, если это предусмотрено учредительными документами, юридическое лицо может передать по договору полномочия своего единоличного органа управляющему.

С запросом может обратиться, к примеру, совет директоров (наблюдательный совет) общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества (см. также комментарии к ст. 5 и 9 Закона).

В предусмотренных законом случаях от имени юридического лица выступают его участники (п. 2 ст. 53 ГК РФ). Так, в силу п. 1 ст. 72 ГК РФ от имени полного товарищества вправе действовать каждый участник товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам.

Филиалы и представительства юридических лиц от собственного имени не могут обращаться с запросом о сведениях, содержащихся в государственном реестре, поскольку они не являются субъектами права. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Эти лица вправе обратиться с запросом, но от имени юридического лица (а не от имени филиала или представительства).

От имени Российской Федерации и субъектов Федерации выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ).

От имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ).

6. По общему правилу объем запрашиваемой информации не ограничен. Комментируемый Закон предусматривает возможность запросить любые сведения, содержащиеся в государственных реестрах. Перечень таких сведений дан в приложении N 2 к Правилам ведения ЕГРЮЛ (наименование, организационно-правовая форма, адрес, место нахождения, способ образования юридического лица и др.) (см. также п. 25 Правил ведения ЕГРИП).


Исключение составляют:

а) сведения о номере, дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица;

б) сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Эта информация может предоставляться только определенным субъектам (см. п. 7 настоящего комментария).

Кроме сведений, содержащихся в государственных реестрах, можно также запросить копии документов, содержащихся в регистрационных делах. Любопытно, что в этом случае (при предоставлении копий учредительных документов юридических лиц и сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей) не действуют отмеченные ограничения в распространении информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

7. В силу прямого указания (абз. 2 п. 1 комментируемой статьи) сведения, доступ к которым ограничен (о паспортных данных и банковских счетах), могут сообщаться только органам государственной власти и органам государственных внебюджетных фондов, причем только в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

Нетрудно заметить, что субъекты, управомоченные запрашивать и получать соответствующую информацию, определены предельно широко (что неизбежно влечет трудности при применении закона). Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ. Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 1, 2 ст. 11 Конституции РФ). Система органов государственной власти субъектов Федерации формируется ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). В силу прямого указания ст. 12 Основного Закона органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Значит, следуя букве закона, органы муниципального самоуправления запрашивать упоминавшиеся персональные данные не вправе.

С учетом приведенных конституционных норм правило, предусмотренное в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, конечно, нельзя признать удовлетворительным. В прежней редакции этой статьи говорилось о предоставлении информации "по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией". Введение слов "в соответствии с их компетенцией", конечно, не способствовало исправлению положения (ныне они исключены из Закона).


Не предусматривать же в документах, определяющих компетенцию того или иного органа государственной власти (законе, уставе и т.д.), полномочие на получение в регистрирующем органе информации о паспортных данных физических лиц и т.п.! Значит, следует исходить из более общих указаний о компетенции того или иного органа (см. также п. 2 ст. 7 Закона и соответствующий комментарий). В ходе применения комментируемого Закона придется прибегнуть к конкретизации соответствующей нормы (ограничительному толкованию). Это можно было сделать в правилах ведения государственных реестров и предоставления содержащихся в них сведений. К сожалению, такого рода положения в данных актах отсутствуют.

8. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, предоставляются в виде выписки из реестра либо копии документа о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе. Если в запросе содержится просьба (требование) о предоставлении информации обо всех юридических лицах, внесенных в реестр (обо всех юридических лицах, существующих в данном городе, районе и т.п.), то в предоставлении информации должно быть отказано. Основаниями отказа являются как соображения концептуального характера, так и формально юридические требования.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется не для того, чтобы обеспечивать какое-либо лицо (какой-либо орган) базой данных обо всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, значащихся в реестрах (расположенных на определенной территории и т.д.). В то же время надо иметь в виду, что тот или иной субъект, пользуясь правом, предусмотренным комментируемой статьей, может сформировать такую базу данных самостоятельно. Правда, эта база данных не может быть адекватной той, которая имеется в регистрирующем органе, во-первых, в силу ограниченности объема информации, предоставляемой этим органом; во-вторых, вследствие изменчивости сведений, содержащихся в государственных реестрах. Если же исходить из текста комментируемой статьи (буквы закона), то в рассматриваемой ситуации основанием отказа в предоставлении информации может быть указание следующих обстоятельств. В соответствии с п. 2 ст. 6 комментируемого Закона сведения из реестра предоставляются о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (но не о лицах, предпринимателях). Сведения предоставляются в виде выписки (но не совокупности выписок) или копии документа (документов), но не копии реестра. Даже в случае, когда допускается предоставление сведений, указанных в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, речь не идет о копии государственного реестра или о совокупности данных обо всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, обозначенных в реестрах (находящихся в определенном городе и т.д.). Наконец, если бы законом предусматривалась возможность предоставления информации обо всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях (всей базы данных, причем в виде выписок и копий), то не был бы установлен столь краткий максимальный срок предоставления информации (не более пяти дней).


Разумеется, сказанное не означает, будто существует некий принцип индивидуальности каждого запроса об информации: одно юридическое лицо, о котором необходима информация, - один запрос (иногда работники ныне действующих регистрирующих органов высказываются в пользу существования такого принципа). Если, предположим, в запросе правоохранительного органа содержится просьба предоставить информацию о нескольких (поименованных в запросе) юридических лицах, то, по-видимому, было бы неправильно требовать оформления отдельного запроса по каждому юридическому лицу.

Вместе с тем следует иметь в виду, что открытые и общедоступные сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в государственных реестрах, могут предоставляться в электронном виде (п. 20 Правил ведения ЕГРЮЛ; п. 25 Правил ведения ЕГРИП). В этом случае передается значительная часть базы данных (в электронном виде). При этом возможны однократное предоставление информации, предоставление обновленной информации и, наконец, абонентское обслуживание.

9. Как указано в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, форма и порядок предоставления информации из государственного реестра устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Соответствующие указания содержатся в Правилах ведения ЕГРЮЛ (п. 1, 20 - 25) и Правилах ведения ЕГРИП (п. 1, 23 - 33).

Лицо, желающее получить информацию (заявитель), должно подать регистрирующему органу заявление (запрос), содержащее соответствующую просьбу. Форма заявления (запроса) - письменная. Форма изложения - произвольная. В запросе должно быть отражено, какие именно сведения интересуют заявителя (см. п. 6 настоящего комментария). Порядок получения пользователями информационных ресурсов (заявителями) сведений, содержащихся в государственном реестре (указание места, ответственных должностных лиц и необходимых процедур), определяется конкретным регистрирующим органом (п. 25 Правил ведения ЕГРЮЛ; п. 33 Правил ведения ЕГРИП). Таким образом, в настоящее время лишь частично выполнено указание закона о необходимости установить порядок предоставления информации. В значительной части решение этого вопроса отнесено к ведению конкретного регистрирующего органа. Нетрудно представить, к чему может привести (и приводит) реализация соответствующего положения на практике. Так, в одном случае требуется явка заявителя в регистрирующий орган, в другом - нет (допускается направление запроса по почте). Иногда требуется предъявление документа, удостоверяющего личность, или документа, подтверждающего факт существования юридического лица - заявителя (чаще всего так и происходит). В других случаях таких требований не выдвигается. Есть и будут и иные различия в позициях регистрирующих органов по рассматриваемому вопросу.


Не случайно активное "нормотворчество" в этой сфере (см. письма Министерства РФ по налогам и сборам от 20 ноября 2002 г. N 29-3-02/051-АН524, от 4 декабря 2002 г. N ФС-6-09/1868@, от 26 марта 2003 г. N ФС-6-09/345@, от 13 февраля 2004 г. N 09-1-02/627, от 25 мая 2004 г. N 09-0-10/2157@; см. также: Порядок предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденный Приказом Федеральной налоговой службы от 21 октября 2004 г. N САЭ-3-09/7@; Порядок предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденный Приказом Федеральной налоговой службы от 31 марта 2009 г. N ММ-7-6/148@).

Каким же должен быть этот порядок?

При рассмотрении данного вопроса, думается, можно оттолкнуться от норм, регулирующих аналогичные отношения. Речь идет о предоставлении информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (эти отношения регулируются Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Заявитель в соответствии с Законом должен лично явиться в регистрирующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (отправить запрос по почте нельзя). Заявитель обязан предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт, удостоверение личности офицера, паспорт моряка и т.п.). Если за информацией обращается юридическое лицо, то требуется документ, подтверждающий государственную регистрацию данного юридического лица. Кроме того, представитель (орган) юридического лица представляет документ, подтверждающий его полномочия. Это может быть устав юридического лица, из которого следует, что данное должностное лицо в связи с необходимостью исполнения возложенных на него обязанностей вправе обратиться в учреждение юстиции за получением информации, приказ о назначении на должность, доверенность и т.д. Естественно, субъект, обращающийся от имени юридического лица, должен также предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Учитывая общую направленность комментируемого Закона, видимо, для получения сведений из ЕГРЮЛ такого рода требования устанавливаться не должны. К чему же тогда здесь достаточно пространное обращение к правилам, регламентирующим подобные отношения? Как представляется, есть основания полагать, что отмеченные требования в той или иной мере, под тем или иным предлогом будут предъявляться и при применении комментируемой статьи.

Если же исходить из буквы закона, то для получения сведений из реестра заявитель (см. п. 4 - 5 настоящего комментария) должен подать запрос с указанием интересующих его сведений (см. п. 6 настоящего комментария). К запросу должна прилагаться копия платежного документа. И ничего более.