Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1602

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статьей 22 Закона об обществах с ограниченной ответственностью предусмотрены нотариальная форма договора залога доли в уставном капитале, а также передача нотариусом в регистрирующий орган соответствующих документов в трехдневный срок.

По предыдущей редакции Закона об обществах с ограниченной ответственностью уступка и залог доли осуществлялись в простой письменной форме, приобретатель доли становился участником общества с момента его уведомления о состоявшейся уступке.

Таким образом, законодателем предпринята попытка актуализации сведений реестра о составе участников общества с ограниченной ответственностью. Кроме того, при совершении сделок, не требующих нотариального удостоверения, внесение записи в реестр приобрело правоустанавливающий характер. Дополнительно следует отметить, что анализ п. 17 ст. 21 и п. 5 ст. 31.1 Закона об обществах с ограниченной ответственностью позволяет сделать вывод о том, что по общему правилу третьи лица, полагающиеся при приобретении доли на сведения реестра, становятся участниками общества и в том случае, если лицо, указанное в реестре, на самом деле обладателем доли в уставном капитале не являлось;

е) учредительные документы входят в состав документов, содержащихся в государственном реестре. Указанные документы представляются в подлинниках или в нотариально заверенных копиях. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи все поступающие документы помещаются в регистрационное дело юридического лица. В листы записи государственного реестра вносятся наименование и реквизиты документов, представленных при государственной регистрации юридического лица;

ж) закрепление информации о правопреемстве в государственном реестре обеспечивает ясность в вопросе о переходе прав и обязанностей в результате реорганизации юридических лиц. Сведения о правопреемстве заносятся в виде листов записи в регистрационные дела юридических лиц, участвовавших в реорганизации, на основании документов, представляемых согласно п. 1 ст. 14 комментируемого Закона;

з) государственный реестр юридических лиц содержит сведения о дате регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, - о дате получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы.

Дело в том, что указанные даты имеют юридическое значение - именно с момента регистрации (либо в случаях, установленных законом, - с момента уведомления регистрирующего органа (при создании филиалов и представительств)) изменения учредительных документов приобретают юридическую силу для третьих лиц. Под третьими лицами понимаются субъекты гражданских прав, вступающие в отношения с юридическим лицом. К примеру, общим собранием акционеров ограничены полномочия генерального директора и утверждены соответствующие изменения, вносимые в устав акционерного общества. До момента государственной регистрации изменений права третьих лиц по сделкам, совершенным генеральным директором с превышением своих полномочий, подлежат защите;


и) государственный реестр закрепляет сведения не только о существующих, но и о прекративших свое существование юридических лицах. То есть в случае прекращения юридического лица соответствующий раздел не исключается из реестра. Вместо этого регистрирующий орган вносит запись о прекращении юридического лица. В реестре указываются: способ прекращения деятельности юридического лица, дата принятия решения о прекращении его деятельности, наименование органа, принявшего решение о прекращении деятельности юридического лица <1>;

--------------------------------

<1> О способах прекращения юридического лица см. комментарий к ст. 21.2 настоящего Закона.


и.1) на основании п. 1 ст. 62 ГК РФ участники юридического лица или его орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения в реестр сведений о начавшемся процессе ликвидации. С момента принятия решения о ликвидации правоспособность юридического лица сужается. Она становится подчиненной целям получения долгов, расчетов с кредиторами и распределения оставшегося имущества (ст. 63 ГК РФ). Поэтому п. 2 ст. 20 комментируемого Закона установлен запрет на регистрацию изменений в учредительные документы ликвидируемого лица, создаваемых с его участием новых юридических лиц или юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации;

к) государственный реестр юридических лиц содержит информацию о размере уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов и др.) коммерческой организации. Открытость данной информации обеспечивает интересы участников гражданского оборота, поскольку позволяет оценить имущественную благонадежность контрагента.

В хозяйственных товариществах складочный капитал образуется за счет вкладов товарищей (полных и коммандитистов). Складочный капитал является собственностью товарищества. В хозяйственных обществах уставный капитал формируется участниками (в акционерных обществах участники именуются акционерами). Вещи, внесенные в качестве вклада в уставный капитал, поступают в собственность юридического лица. Имущество производственного кооператива первоначально формируется за счет паевых взносов его членов. Паевой фонд является собственностью кооператива. Уставный фонд государственного или муниципального унитарного предприятия формируется учредителем (Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием). Имущество, переданное в уставный фонд, остается в собственности учредителя и передается унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Первоначально размер уставного (складочного) капитала для хозяйственных обществ и товариществ, уставного фонда для унитарных предприятий и паевого фонда для производственных кооперативов определяет круг экономических возможностей юридического лица. Впоследствии указанный капитал становится своеобразным показателем имущественной состоятельности юридического лица.


В коммерческих организациях, где участники не отвечают по обязательствам созданного юридического лица и несут риск убытков в пределах стоимости внесенного имущества (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения), уставный капитал (фонд), а точнее - его размер определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего удовлетворение интересов его кредиторов. Законодательство императивным образом определяет минимальный размер, сроки и порядок оплаты уставного капитала (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; ст. 26, 34 Закона об акционерных обществах и др.);

л) к числу сведений государственного реестра относятся данные о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации: фамилия, имя, отчество; должность; паспортные данные или данные документа, заменяющего паспорт; идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. Указанные сведения представляются заявителем при государственной регистрации юридического лица или при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре. Сведения предоставляются в форме документов, составленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (с изменениями и дополнениями).

По общему правилу юридическое лицо приобретает права и обязанности через свои органы. Однако не любой орган имеет полномочия действовать от имени юридического лица. Так, общее собрание участников не может заключать договоры от имени общества с ограниченной ответственностью, фонд при совершении сделки не может быть представлен попечительским советом и т.д. Для целей участия в гражданском обороте юридическое лицо формирует специальные исполнительные органы (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Порядок управления, а следовательно, и вопросы, касающиеся исполнительных органов, должны отражаться в учредительных документах юридического лица. Действующее законодательство содержит нормы, определяющие структуру исполнительных органов ряда организационно-правовых форм. Исполнительным и единственным органом унитарного предприятия является руководитель (п. 4 ст. 113 ГК РФ). Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным (п. 1 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). Исполнительными органами производственного кооператива являются правление и (или) его председатель (п. 1 ст. 110 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 69 Закона об акционерных обществах в акционерном обществе может быть единоличный исполнительный орган или единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Схожим образом вопросы структуры исполнительных органов решаются в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью (ст. 32, 40, 42 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).


Итак, в государственный реестр вносятся сведения о гражданине, занимающем должность единоличного исполнительного органа юридического лица. При сложной структуре исполнительных органов - одновременное наличие коллегиального и единоличного исполнительных органов - в реестр заносятся данные о гражданине, занимающем должность единоличного исполнительного органа, поскольку именно он может действовать от имени организации без доверенности.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может приобретать гражданские права и обязанности через своих участников (п. 2 ст. 53 ГК РФ). К числу таких организаций относятся полные товарищества и товарищества на вере. По общему правилу ведение дел в хозяйственном товариществе осуществляется любым полным товарищем. Учредительным договором может быть предусмотрено, что все полные товарищи ведут дела совместно либо ведение дел поручается некоторым из них (п. 1 ст. 72, п. 5 ст. 82 ГК РФ). Таким образом, представляется, что в реестр вносятся сведения обо всех полных товарищах либо о лицах, которым в соответствии с учредительным договором поручено ведение дел.

В случае, когда функции исполнительного органа выполняет управляющий, в реестр вносятся сведения о месте жительства управляющего или месте нахождения управляющей организации.

Следует отметить, что сведения реестра о лице, действующем от имени организации, играют подтверждающую роль. Однако сведения реестра могут не соответствовать действительному положению вещей. Дело в том, что возникновение полномочий связано не с внесением записи в реестр, а с принятием решения учредителями, общим собранием участников или иным компетентным органом. Поскольку регистрирующие органы не устанавливают достоверность документов, представленных на государственную регистрацию, определенное распространение получили "серые юридические технологии" необоснованного изменения сведений о составе органов юридического лица при ведении "корпоративной войны". Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба РФ (далее - ФНС России) письмом от 26 октября 2004 г. N 09-0-10/4223 разъяснила, что при смене руководителя юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление по форме N Р14001, подписанное лицом, сведения о котором содержатся в государственном реестре (прежним руководителем). Если в регистрирующий орган представлено заявление по форме N Р14001, подписанное неуполномоченным лицом, сведения о котором не содержатся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе вынести решение об отказе по причине непредставления документа (заявления). Решением ВАС РФ от 29 мая 2006 г. N 2817/06 это положение признано недействующим как не соответствующее комментируемому Закону. В настоящее время судебная практика исходит из того, что гражданское законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества с фактом внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений (см., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 2 июня 2009 г. N 2417/09, Рекомендации, разработанные по итогам заседания Научно-консультативного совета при ФАС УО, состоявшегося 12 - 13 декабря 2007 г.);


м) в государственном реестре отражаются сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом. В нем указываются: наименование лицензирующего органа, номер лицензии, дата принятия решения о предоставлении (переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлении, возобновлении, аннулировании) лицензии, срок действия лицензии, наименование территории, на которой действует лицензия, лицензируемый вид деятельности. Обязанность по представлению сведений о лицензиях юридического лица возложена на лицензирующие органы. Информация представляется в регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения. Указанная информация представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица в виде копии документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом. Указанные сведения могут представляться на электронных носителях. Вид носителя и формат передаваемой информации устанавливаются соглашением взаимодействующих государственных органов;

н) информация о филиалах и представительствах в случаях, установленных законом, вносится в реестр в уведомительном порядке (п. 5 ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью; п. 6 ст. 5 Закона об акционерных обществах). Для регистрации изменений в учредительные документы в уведомительном порядке достаточно уведомить регистрирующий орган в письменной форме с приложением соответствующих решений о внесении изменений и самих изменений. Изменения в учредительные документы, как уже говорилось, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа (п. 3 ст. 52 ГК РФ);

о) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП) и дата постановки на учет в налоговом органе юридического лица включаются в государственный реестр на основании сведений, содержащихся в ЕГРН;

п) сведения о присвоении юридическому лицу кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности направляются в регистрирующий орган органами статистики;

р) сведения о дате регистрации юридического лица в качестве страхователя, его регистрационный номер, наименование органа, осуществившего указанную регистрацию, либо дата снятия юридического лица с учета в качестве страхователя представляются соответствующими органами государственных внебюджетных фондов в срок не позднее пяти дней с момента регистрации юридического лица в качестве страхователя либо снятия с учета в качестве страхователя.

Следует отметить, что законодателю удалось воплотить в жизнь принцип "одного окна", в соответствии с которым при регистрации юридического лица и постановке его на учет достаточно обращения только в регистрирующий орган. Регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в государственный реестр представляет сведения о юридическом лице в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения Фонда социального страхования РФ, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Государственного комитета РФ по статистике (п. 19 Правил ведения ЕГРЮЛ);