Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1613

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с) сведения о банковских счетах юридического лица представляются банками в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица не позднее пяти дней со дня открытия (закрытия) расчетных (текущих) счетов в электронном виде или на бумажном носителе по форме, установленной ФНС России. Формы представления сведений о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утверждены Приказом ФНС России от 13 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/861@;

т) согласно п. 1 ст. 60 ГК РФ, в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ, юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

2. Пункт 2 комментируемой статьи подразделен на подпункты, определяющие те сведения и документы, которые содержатся в ЕГРИП. Среди них в первую очередь указаны сведения, позволяющие индивидуализировать предпринимателя: имя, пол, дата и место его рождения и гражданство (подп. "а", "б", "в" и "г" комментируемой статьи).

Сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя в Российской Федерации заносятся в реестр на основании данных о его регистрации по месту жительства. Следует отметить, что обязанность граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства установлена законом (см. комментарий к п. 3 ст. 8 Закона о регистрации). С местом жительства гражданина закон связывает некоторые важные правила: определение подсудности (ст. 35 АПК РФ), места исполнения обязательства (ст. 316 ГК РФ) и др.

На основании подп. "е", "ж", "з" п. 2 комментируемой статьи в состав сведений ЕГРИП включаются вид и данные документа, удостоверяющего личность предпринимателя. Очевидно, что у граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства эти документы различаются.

Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" установлено, что основным документом, удостоверяющим личность гражданина России на территории Российской Федерации, является паспорт. В реестр заносятся данные именно такого, "внутреннего", паспорта. Паспорт гражданина России ("заграничный"), дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка) являются основными документами, удостоверяющими личность гражданина России за пределами Российской Федерации. Поэтому данные таких паспортов включению в реестр не подлежат.


Основным документом, удостоверяющим личность лиц без гражданства на территории Российской Федерации, является вид на жительство. Основным документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, является документ, выданный иностранным государством и признаваемый на территории Российской Федерации.

К документам, подтверждающим право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства), относятся разрешение на временное проживание или вид на жительство (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Вид документа (разрешение на временное проживание или вид на жительство), его данные и срок действия указываются в реестре.

Датой государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя признается день принятия об этом соответствующего решения, сведения о котором вносятся в ЕГРИП.

Прекращение предпринимательской деятельности возможно по различным основаниям, к которым относятся: решение самого предпринимателя о прекращении предпринимательской деятельности, его смерть, вступление в силу решения суда о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом), а также другие случаи, указанные в ст. 22.3 комментируемого Закона. Сведения о прекращении лицом предпринимательской деятельности вносятся в реестр.

Порядок внесения в реестр сведений о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем, об идентификационном номере налогоплательщика, о дате постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе, присвоенных кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя (в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ, в территориальном фонде обязательного медицинского страхования), о банковских счетах индивидуального предпринимателя аналогичен порядку внесения указанных сведений в ЕГРЮЛ.

3. Одним из методов ведения государственных реестров является накопительный характер сбора информации, предусмотренной п. 1 и 2 комментируемой статьи. Внесение в реестр сведений об изменении учредительных документов, а также о прекращении юридического лица или предпринимательской деятельности физического лица не влечет исключение из реестров ранее внесенной информации. Аналогичным образом документы, хранящиеся в регистрационном деле, продолжают оставаться в реестре. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 утверждены Правила хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы. Срок хранения в регистрирующем органе регистрационных дел прекратившихся юридических лиц и физических лиц, прекративших предпринимательскую деятельность, составляет 15 лет. По истечении указанного срока документы и сведения, хранящиеся на электронных носителях, в зависимости от их ценности передаются на постоянное или временное (75 лет) хранение в государственные архивы.


4. Пункт 4 комментируемой статьи посвящен порядку внесения записей в государственные реестры и юридическому значению записей. Каждая запись имеет государственный регистрационный номер и содержит дату внесения в государственный реестр. Структура государственного регистрационного номера установлена в приложениях к правилам ведения единых государственных реестров. Государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (регистрации физического лица в качестве предпринимателя) либо записи о первом представлении сведений о юридическом лице (предпринимателе), зарегистрированном до 1 июля 2002 г. (в отношении предпринимателей - до 1 января 2005 г.), является основным государственным регистрационным номером юридического лица либо индивидуального предпринимателя (ОГРНЮЛ, ОГРНИП). Основной государственный регистрационный номер обеспечивает безусловную идентификацию лица. Он используется также в качестве номера регистрационного дела этого лица. Кроме того, ОГРН должен указываться во всех записях в государственном реестре, относящихся к данному лицу; в документах, подтверждающих факты внесения соответствующих записей в государственный реестр; во всех документах этого лица (для предпринимателей - в документах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) наряду с его наименованием (именем); в сведениях о государственной регистрации, публикуемых регистрирующими органами.

5. Юридическая ценность реестра заключается в достоверности содержащихся в нем сведений. Соответствие реестра действительному материально-правовому положению, казалось бы, обеспечивается рядом мер. Во-первых, до принятия решения о государственной регистрации работники регистрирующего органа проверяют представленные документы на предмет соблюдения требований о перечне документов и месте государственной регистрации (ст. 23 комментируемого Закона). Во-вторых, зарегистрированное лицо в случае изменения сведений, содержащихся в государственном реестре (например, досрочное прекращение полномочий исполнительного органа), обязано сообщить об этом регистрирующему органу в трехдневный срок.

Однако в действительности комментируемый Закон не содержит достаточных гарантий достоверности реестра. По введенной в Российской Федерации модели государственной регистрации регистрирующий орган не проводит правовой экспертизы документов, что порождает массу проблем в области правоприменения (утрата корпоративного контроля, фальсификация места нахождения юридического лица и др.).

При противоречии между сведениями реестра и документами, содержащимися в регистрационном деле юридического лица, приоритет до момента исправления имеет запись, внесенная регистрирующим органом в реестр. Несоответствие сведений, содержащихся в реестре, документам, представленным при регистрации, устраняется путем исправления, производимого регистрирующим органом самостоятельно либо по требованию заинтересованных лиц. Исправление сведений, содержащихся в записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на исправляемую запись.


Пунктом 5 комментируемой статьи установлена обязанность зарегистрированных лиц уведомлять регистрирующий орган об изменении сведений, подлежащих внесению в государственный реестр. Об изменении сведений, не связанных с изменением учредительных документов (подп. "л" п. 1 комментируемой статьи), юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в течение трех дней с момента принятия соответствующего решения. В такой же срок обязан сообщать об изменении сведений индивидуальный предприниматель. Речь идет о сведениях реестров, во-первых, не связанных с изменением учредительных документов (для юридических лиц); во-вторых, представляемых самими зарегистрированными лицами, а не государственными органами и банками. Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, влекут ответственность, предусмотренную ст. 14.25 КоАП.

Внесение в государственный реестр сведений об изменении учредительных документов производится в порядке, предусмотренном гл. VI комментируемого Закона.

6. Составной частью государственных реестров являются регистрационные дела юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Регистрационное дело формируется с момента внесения первой записи о лице.


Статья 6. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов


Комментарий к статье 6


1. В комментируемой статье закрепляется (точнее - воспроизводится) предусмотренный в ст. 51 ГК РФ важнейший принцип государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - принцип открытости сведений и документов, содержащихся в государственных реестрах.

Включение в государственные реестры сведений о субъектах права упорядочивает гражданский оборот. Регистрация есть определенная гарантия стабильности существования субъектов права (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Она свидетельствует о наличии данного субъекта, что значимо для лиц, вступающих с ним во взаимоотношения. Государственный реестр должен служить источником достоверной информации о правовом статусе и имущественном положении каждого юридического лица <1>. К сожалению, далеко не всегда сведения, содержащиеся в реестре, являются достоверными (см. об этом п. 10 комментария к ст. 4 Закона).

--------------------------------

<1> Захаров В.А. Правовое регулирование создания юридических лиц: Автореф. дис. ... к.ю.н. Екатеринбург, 2001. С. 16.


2. Первоначально комментируемая статья имела наименование "Предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре". На самом деле в ст. 6 и 7 Закона о регистрации имеются в виду как предоставление сведений в форме выписки из государственного реестра, так и передача заявителю копий документов, содержащихся в регистрационном деле. Поэтому изменен и заголовок статьи, теперь речь идет о предоставлении сведений и документов.


3. В тексте закона должно быть все необходимое и ничего лишнего. В идеале каждое слово, каждая точка, запятая и т.п. имеют определенное значение, поскольку только при таком подходе можно установить содержание соответствующей нормы, ее функциональное назначение и т.д. С этой точки зрения представляется не несущим смысловой нагрузки слово "общедоступными" в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи. Можно было бы сказать о том, что сведения являются открытыми либо общедоступными. Слово "открытый" означает, в частности, "доступный для всех желающих", "общедоступный" - "доступный для всех".

Учитывая сложившуюся юридическую терминологию, более предпочтителен первый вариант - информация носит открытый характер.

4. Обращаться за сведениями о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, содержащимися в государственных реестрах, следует в подразделение (службу и т.п.) регистрирующего органа, которое осуществляло государственную регистрацию данного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Открытые и общедоступные сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, можно получить в электронном виде (см.: Порядок предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденный Приказом Федеральной налоговой службы от 31 марта 2009 г. N ММ-7-6/148@).

5. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, может запросить любой субъект гражданского права: гражданин, юридическое лицо, муниципальное образование, Российская Федерация, субъект Федерации.

Если за информацией обращается гражданин, необходимо учитывать, что различные категории граждан имеют неодинаковый объем дееспособности. Так, от имени несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), действуют родители, усыновители или опекуны (малолетние могут самостоятельно совершать очень ограниченный круг сделок) (ст. 28 ГК РФ). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать любые юридические действия, но с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя (некоторые сделки несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают самостоятельно) (ст. 26 ГК РФ). Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК РФ). Значит, по общему правилу надлежащим заявителем является гражданин, достигший 18 лет. Однако в случае когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ) (понятно, что имеется в виду брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 Семейного кодекса Российской Федерации) (далее - СК РФ)). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипирован), если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. В зависимости от конкретных обстоятельств эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства или по решению суда (ст. 27 ГК РФ). Указанные несовершеннолетние граждане (вступившие в брак или эмансипированные) могут запрашивать сведения, содержащиеся в государственном реестре.