Файл: ГК_1_комм_ст48-65_Крашенинников_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1582

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, согласно Федеральному закону от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <1> (п. 2 ст. 14) в целях защиты прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг также вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии. Аналогичное право обращения в суд предоставлено Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <2> (п. 4 ст. 40) федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам <3>, Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <4> (ст. 5 и п. 2 ст. 29) - федеральным органам исполнительной власти в области обращения с отходами <5>, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <6> (ст. 5, 6 и 80) - органам государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды <7>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.

<2> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

<3> Данный орган вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя при неоднократном или грубом нарушении им установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ прав потребителей.

<4> Собрание законодательства РФ. 1998. N 26. Ст. 3009.

<5> Указанные органы вправе обратиться в суд в случае нарушения индивидуальным предпринимателем при осуществлении им деятельности законодательства РФ в области обращения с отходами.

<6> Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

<7> Данные органы в пределах их компетенции, установленной названным Федеральным законом, вправе обратиться в суд в случае осуществления индивидуальным предпринимателем деятельности с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.


Вместе с тем следует признать, что ГК РФ недостаточно однозначно решил вопрос, связанный с основаниями принятия судом решения о принудительном прекращении предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, что сказывается на правоприменительной практике <1>.

--------------------------------

<1> Упомянутые нормы федеральных законов только предоставляют права названным органам обратиться в суд с соответствующим заявлением в конкретно поименованных данными актами случаях. Действующей нормы, непосредственно предусматривающей (по аналогии норме ГК РФ (абз. 3 п. 2 ст. 61), касающейся принудительной ликвидации юридического лица) возможность в судебном порядке принудительного прекращения предпринимательской деятельности гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с нарушением им при осуществлении такой деятельности федеральных законов или иных нормативных правовых актов, законодательство РФ не содержит. Представляется, что суд должен применять в данном случае в качестве соответствующего основания нормы ст. 61 ГК РФ с учетом положений ст. 23 Кодекса, которой установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ определяет случаи принудительной ликвидации юридического лица, т.е. устанавливает одно из правил, регулирующих отношения, возникающие в связи с неправомерной деятельностью таких лиц). Вместе с тем следует иметь в виду, что Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 25 августа 1998 г. N 6641/97 (Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1998. N 12) указал, что нормы ГК РФ о ликвидации юридического лица, которая влечет его прекращение, не могут быть применены к предпринимательской деятельности граждан-предпринимателей. Такая позиция Президиума ВАС РФ представляется спорной.



В качестве последнего, четвертого случая, при котором не допускается государственная регистрация индивидуального предпринимателя, п. 4 комментируемой статьи предусматривает случай, когда не истек срок, на который лицо, обратившееся за данной регистрацией, по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. Такой приговор может быть вынесен в соответствии с уголовным законодательством РФ, которое допускает возможность лишения лица, признанного виновным в совершении преступления, права заниматься определенной деятельностью. Лишение данного права является одним из видов уголовных наказаний <1>.

--------------------------------

<1> Согласно ст. 47 УК РФ лишение права заниматься определенной деятельностью может быть установлено на срок от года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. Лишение права заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права заниматься определенной деятельностью. При этом необходимо иметь в виду, что в случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае же назначения лишения права заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.


Статья 22.2. Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей


Комментарий к статье 22.2


1. Одним из видов отношений, регулируемых комментируемым Законом, являются отношения, возникающие в связи с ведением Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (см. комментарии к ст. 4 и 5).

ЕГРИП предназначен для хранения и использования сведений правового характера обо всех зарегистрированных на территории РФ индивидуальных предпринимателях. Сведения, содержащиеся в таком государственном реестре, основываются на документальных данных, представляемых физическими лицами, регистрируемыми в качестве индивидуальных предпринимателей, а также поступающими из других источников (к примеру, в случаях, предусмотренных абз. 2 п. 4 ст. 5, п. 2 - 6 ст. 22.3 комментируемого Закона). Несомненно, что такие данные, представляемые при государственной регистрации физическими лицами, могут в дальнейшем устареть (выдан новый паспорт, изменено место жительства и т.п.), что в свою очередь требует их обновления, поскольку в ином случае это скажется на актуальности и достоверности названного реестра.


Ранее действовавшее законодательство, устанавливавшее порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, не предусматривало ведение какого-либо реестра индивидуальных предпринимателей либо иного информационного ресурса, содержащего обобщенные сведения о таких лицах, и соответственно не устанавливало требования по обновлению данных, представленных гражданином при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку в настоящее время комментируемый Закон предусмотрел ведение такого информационного ресурса в виде ЕГРИП, то потребовался и порядок совершения действий по обновлению данного реестра (внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в данном реестре). Такой порядок и установлен комментируемой статьей.

2. Для внесения изменений в сведения о конкретном индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, данный предприниматель в соответствии с п. 1 комментируемой статьи должен представить в регистрирующий орган подписанное им заявление о внесении указанных изменений, составленное по форме, утвержденной Правительством РФ, и копию документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в названный реестр сведений.

В настоящее время с учетом указанного положения комментируемой статьи такая форма заявления утверждена в числе прочих форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" <1>. При этом порядок заполнения указанной формы приведен в утвержденных Приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ <2> Методических разъяснениях по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.

<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 1.


Названное заявление должно быть подписано непосредственно тем индивидуальным предпринимателем, в связи с изменением сведений о котором и представляется данное заявление, и подлинность его подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (см. комментарий к ст. 9 Закона).

Под копией документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе, комментируемая статья прежде всего имеет в виду копию того типа документа, который был представлен при государственной регистрации указанного индивидуального предпринимателя и на основании которого производилось фактическое наполнение соответствующих разделов реестра. К примеру, сведения об индивидуальном предпринимателе - гражданине РФ, касающиеся его фамилии, имени и отчества, пола, даты и места рождения, гражданства, места жительства в Российской Федерации, данных его паспорта, вносятся регистрирующим органом на основании копии паспорта данного предпринимателя как копии документа, официально подтверждающего в соответствии с законодательством РФ вышеуказанные сведения. Соответственно в случае изменения каких-либо из перечисленных сведений данный предприниматель должен будет представить наряду с вышеназванным заявлением и копию своего паспорта, содержащего новые сведения.


Однако может иметь место и иная ситуация. К примеру, иностранный гражданин или лицо без гражданства при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя представил разрешение на временное проживание. В дальнейшем, уже после произведенной его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, он получил вид на жительство. Соответственно в реестр должны быть внесены изменения в сведения, касающиеся вида, данных и срока действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации. В этом случае иностранный гражданин или лицо без гражданства должны представить копию нового вида названного документа (вид на жительство).

3. Комментируемая статья, так же как и ст. 22.1 комментируемого Закона, не устанавливает какого-либо специального порядка для представления документов и сроков для внесения в государственный реестр изменений. Поэтому п. 2 и 3 комментируемой статьи также представляют собой отсылочные нормы к ст. 8 и 9 комментируемого Закона, устанавливающим единые сроки регистрации и порядок представления документов (с отдельными особенностями) при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Соответственно срок внесения изменений в ЕГРИП составляет пять рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган документов, поименованных в п. 1 комментируемой статьи (см. комментарий к п. 1 ст. 8 Закона).

Заявление о внесении в ЕГРИП изменений и копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в данный реестр сведений об индивидуальном предпринимателе, представляются непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Заявителем (т.е. лицом, подписывающим заявление) при представлении данных документов может быть только индивидуальный предприниматель, в сведения о котором должны быть внесены изменения (см. комментарий к п. 1 ст. 9 Закона). При этом следует обратить внимание на то, что комментируемый Закон под "представлением" не рассматривает действие, связанное с доставлением документов в регистрирующий орган лично заявителем. Индивидуальный предприниматель обязан подписать соответствующее заявление о государственной регистрации, подготовить необходимую копию документа. Привезти же данные заявление и копию документа может любое иное лицо, которому заявитель это доверит. Основное дополнительное условие, установленное п. 2 комментируемой статьи, которое должно быть соблюдено при представлении указанных документов, - верность представляемой копии документа должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Исключением является случай, когда заявитель лично представляет копию документа в регистрирующий орган и одновременно (для подтверждения верности такой копии) - соответствующий документ в подлиннике, который возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки в получении документов (по вопросу выдачи расписки см. комментарий к п. 3 ст. 9 Закона).


4. К месту жительства гражданина "привязаны" все его правоотношения - гражданские, семейные, налоговые, административные и др. Статья 316 ГК РФ, в частности, указывает, что денежное обязательство должно быть исполнено в месте жительства кредитора в момент возникновения обязательства, а по ряду других обязательств - в месте жительства должника. Совершенно очевидно, что контрагенты индивидуального предпринимателя, как его кредиторы, так и его должники, заинтересованы в том, чтобы своевременно узнавать об изменении его места жительства. При этом особую актуальность знание места жительства индивидуального предпринимателя приобретает для его контрагентов при решении вопросов, связанных с защитой гражданских прав в судебном порядке. Сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя заинтересованные лица могут узнать из ЕГРИП, обратившись в установленном порядке в регистрирующий орган для получения указанных сведений (см. комментарии к ст. 6 и 7 Закона). Поэтому п. 4 комментируемой статьи в целях обеспечения актуальности сведений ЕГРИП о месте жительства любого предпринимателя предусматривает, что в случае внесения изменений в такие сведения регистрирующий орган обязан внести в данный реестр соответствующую запись и переслать регистрационное дело <1> в регистрирующий орган по новому месту жительства предпринимателя. Направление регистрационного дела по новому месту жительства предпринимателя призвано обеспечить наиболее короткие сроки дальнейшего обновления документарных сведений о предпринимателе, изменившем место жительства, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 8 комментируемого Закона для совершения регистрирующим органом действий, связанных с государственной регистрацией, документы должны представляться по месту жительства индивидуального предпринимателя. Соответственно в случае представления предпринимателем новых документов, касающихся обновления сведений реестра, регистрирующему органу по новому месту жительства данного предпринимателя не потребуется пересылать эти документы в регистрирующий орган по предыдущему месту жительства данного предпринимателя.

--------------------------------

<1> Согласно абз. 2 п. 6 ст. 5 комментируемого Закона регистрационные дела являются частью государственного реестра.


Статья 22.3. Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя


Комментарий к статье 22.3


1. Нормы комментируемой статьи направлены на регулирование отношений, возникающих по поводу государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Установленный комментируемой статьей порядок государственной регистрации охватывает следующие основные случаи прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя: