Файл: ВодК_комм_Мазуров_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 1471

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- если находятся в муниципальной или частной собственности - ОМС.

Однако перевод земель поселений в земли иных категорий и земель иных категорий в земли поселений независимо от их нахождения в той или иной форме собственности, если на них находятся водные объекты, а также до разграничения государственной собственности на землю (на конкретные земельные участки) с прудами и обводненными карьерами осуществляется ОГВ субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, - ОМС (статья 8 ЗК, часть 2 статьи 15 ФЗ о переводе). В ближайшее время это может привести к резкому сокращению площадей земель различных категорий в связи с реализацией ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который без учета положений других ФЗ в качестве "поселения" рассматривает не только отдельно город, поселок или деревню, но и "сельское поселение" как "несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов". Возможно, в нем не имелось в виду включение в указанную территорию земель различных категорий, но терминологически это допускается. Этот же ФЗ предписывает субъектам РФ установить их законами границы еще одной новой разновидности муниципальных образований - городских округов, которые не входят в территории муниципальных районов и объединяют город и прилегающие к нему поселки. На этих территориях могут быть водные объекты. Тем самым допускается их "поглощение" землями поселений. Способствует этому и Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, в той или иной степени действующий на территории (землях) не только городов. "Спасает" от этого в настоящее время отсутствие у многих поселений завершенности работ по установлению их черты согласно новым правилам.

В некоторых субъектах РФ (например, в Воронежской, Ивановской областях) уже приняты законы, которые "делят" территорию субъекта РФ так, что все земли входят в состав территории того или иного поселения. При этом игнорируются:

- другие положения ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которые сохраняют межселенные территории;

- ЗК и ФЗ о переводе, вся структура и содержание которых построены исходя из деления территории РФ на семь категорий;

- нахождение многих земель (занятых реками, земель лесного фонда, обороны и др.) в федеральной собственности, целевое назначение которых вправе определять только федеральные ОГВ;

- отсутствие для подавляющего большинства площадей различных категорий земель каких-либо условий и предпосылок для застройки и постоянного заселения, без которых земли поселений не могут быть признаны таковыми.

Исходя из изложенного, необходимо немедленное изменение законов, допускающих отнесение всех или большинства земель на территории субъекта РФ только к землям поселений.


2.3. Статья 102 ЗК в редакции статьи 14 Вводного закона относит к ЗВФ "земли, покрытые поверхностными водными объектами". Но отнесение к ЗВФ любых земельных участков, занятых поверхностными водными объектами, зачастую не имеет фактических оснований, а иногда и невозможно. Поэтому необходимо отграничить ЗВФ, занятые поверхностными водными объектами, от земель иных категорий, занятых такими же объектами.

ВК не устанавливает минимума воды, которая образует водный объект. Это обусловлено тем, что в различных регионах страны наполнение водой различных впадин в разное время неодинаково. Кроме того, ни ВК, ни Вводный закон не устанавливают, что их действие распространяется на водные объекты только на ЗВФ.

Как в этих условиях отграничить ЗВФ от земель других категорий? Думается, что земля с водой может считаться ЗВФ, если вода конкретного водного объекта не используется по определенному целевому назначению (например, только для энергетики), а сам водный объект был ранее охарактеризован в государственном водном кадастре как находящийся на ЗВФ. Для исключения таких водных объектов из ЗВФ необходимо решение о переводе занятого им земельного участка в другую категорию земель.

2.4. С древних времен поселения возникали прежде всего у водных объектов. В настоящее время любые земли в черте поселения относятся к категории земель поселений (пункт 1 статьи 83 ЗК). Но необходимо решить, к какой категории земель относится земля водного объекта (например, реки), часть которого находится в черте поселения, а часть за чертой?

Поскольку статья 84 (абзац второй пункта 2) ЗК предписывает устанавливать черту поселений по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, земли поселений, занятые водным объектом, должны определяться по внешним границам таких участков, включенных в черту поселения, соединенным прямой линией (чертой) "над водой". Земли, занятые водным объектом, но находящиеся за этой чертой, не относятся к землям поселений и могут относиться к ЗВФ, если нет оснований их отнесения к другой категории земель.

2.5. В соответствии со статьей 102 ЗК земли, занятые ГТС, расположенными на водных объектах, относятся к ЗВФ. Может ли это применяться в отношении земель с любыми ГТС?

Статья 3 ФЗ о ГТС определяет ГТС как "плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размыва на каналах, другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов", а территорию ГТС - как территорию в пределах границ землеотвода, установленную в соответствии с земельным законодательством.


Следовательно, к ГТС относятся любые сооружения, предназначенные для использования вод и предотвращения их вредного воздействия. Но из самого законодательного определения следует, что территория не всякого ГТС должна относиться к ЗВФ. Думается, законодатель в определении ГТС неслучайно выделил отдельные их виды точками с запятыми, обозначив тем самым их различное целевое назначение. Поэтому к ЗВФ можно отнести территории таких ГТС, которые предназначены для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; иные сооружения, предназначенные для защиты от вредного воздействия вод.

В соответствии со статьей 89 ЗК земельные участки для размещения гидроэлектростанций отнесены к землям энергетики. Территории ГТС, ограждающих хранилища жидких отходов промышленных организаций, вряд ли можно признать ЗВФ - это явно земли промышленности. Отдельные ГТС могут быть и на землях сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, к ЗВФ не относятся земли, занятые ГТС, используемыми преимущественно для целей промышленности, энергетики, сельского хозяйства. При отнесении территории того или иного ГТС к находящемуся на землях той или иной категории необходимо учитывать назначение каждого ГТС, специфику отраслей и производств, которые обслуживают ГТС, соблюдать требования правовых актов об отнесении земель к соответствующим категориям, их переводе из одной категории в другую.

2.6. Некоторые водные объекты могут быть отнесены к судоходным и использоваться для водного транспорта (см. комментарий к статье 6 ВК). Именно для водного транспорта строились некоторые каналы.

Согласно пункту 4 статьи 90 ЗК в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения искусственно созданных ВВП;

2) размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;

3) выделения береговой полосы.

Указанные земельные участки должны относиться к землям водного транспорта (не ЗВФ). Таким образом, к ЗВФ не относятся земельные участки с водными объектами, предоставленные для целей, указанных в пункте 4 статьи 90 ЗК.

Не является основанием перевода земли с водным объектом в земли транспорта образование на водном объекте ледового покрова, позволяющего передвигаться по нему с использованием транспортных средств. Замерзание свидетельствует лишь о свойствах воды как природного ресурса.

2.7. В отличие от ВК-95 (статья 19) комментируемый ВК не упоминает о трансграничных (пограничных) водных объектах. Между тем от отнесения водного объекта (его части) к пограничным зависит отнесение его земли к ЗВФ или землям специального назначения, необходимым для охраны государственной границы.


В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

- на море - по внешней границе территориального моря РФ;

- на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки;

- на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема;

- на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

- на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.

Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону.

Среди международных договоров, содержащих положения об использовании и охране трансграничных (пограничных) водных объектов, можно назвать Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, подписанную в Хельсинки 17 марта 1992 года и ратифицированную Россией. Конвенция определила, что "трансграничные воды" - это любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя или более государствами или расположены на таких границах. В случаях, когда трансграничные воды впадают непосредственно в море, пределы таких вод ограничиваются прямой линией, пересекающей их устье между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах.

Трансграничными водными объектами являются Чудское озеро на территории Псковской области, река Амур на территории Хабаровского края, озеро Ханка на территории Приморского края и др. Всего у России более тысячи пограничных и трансграничных водных объектов. При этом загрязнение водного объекта на территории одного государства может отразиться на воде другого государства (например, нефтяное пятно, плывущее по течению). Поэтому граничащие государства обязаны использовать и охранять трансграничные водные объекты совместно, руководствуясь международным правом и международными договорами.

ВК не упоминает о подземных трансграничных водных объектах, о которых по объективным причинам известно меньше, чем о поверхностных. Их использование и охрана должны осуществляться граничащими государствами в соответствии с международными договорами.

Таким образом, к ЗВФ не относятся земли, занятые водными объектами, используемыми для охраны государственной границы.


2.8. Как отграничить ЗВФ с водными объектами, в том числе не используемыми для сплава древесины, по берегам которых расположен лес, от земель лесного фонда, на которых есть водные объекты? В законодательстве нет ответа и на этот вопрос. Думается, в каждом случае необходимо исходить из неразрывной взаимосвязи различных природных ресурсов и установленных нормативными актами ограничений и возможностей использования как водного объекта, так и леса вокруг него, а также из преимущественного использования земли с лесом и водным объектом для нужд лесного или водного хозяйства.

Следует согласиться с И.Ф. Панкратовым, который пишет: "Лесное законодательство "вторгается" в регулирование использования и охраны животного мира, водных объектов и даже недр и атмосферного воздуха. В ст. 5 ЛК РФ подчеркнуто: в той мере, в какой это необходимо для улучшения использования, воспроизводства, охраны и защиты самих лесов. Как и почему это происходит? Объекты животного мира делятся на водных и обитающих в лесах. Леса и воды - их естественная среда обитания. Поэтому лесное законодательство "проявляет заботу" о водных объектах как среде обитания водных животных. Кроме того, правильное регулирование использования и охраны водных объектов лесным законодательством необходимо потому, что лесные водоемы - необходимое для лесов условие произрастания, существования, развития. Без воды леса высыхают. Поэтому лесное (и земельное) законодательство предусматривает лесные и водные защитные прибрежные зоны вдоль и вокруг водоемов в установленных размерах и порядке" <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1997 // СПС КонсультантПлюс.


Об охране лесов, расположенных в водоохранных зонах, см. комментарий к статье 63 ВК.

2.9. Водные объекты могут использоваться и для нужд обороны. Соответственно, они должны находиться на землях обороны, а не на ЗВФ. Об отграничении ЗВФ от земель ООПТ, на которых есть водные объекты, см. комментарий к статье 66 ВК.

Проблема отграничения ЗВФ от земель запаса возникать не должна. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам (статья 103 ЗК), на которых, соответственно, не осуществляется какая-либо деятельность и не возведена недвижимость, в том числе ГТС. Если на таких землях имеется водный объект, то он подлежит отнесению к ЗВФ на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 102 ЗК.

Исходя из изложенного, если "вычесть" водные объекты на различных категориях земель, то общая площадь ЗВФ в России может оказаться наименьшей по сравнению с другими категориями земель.

3. В первоначальной редакции ФЗ о переводе пункт 3 части 1 статьи 15 устанавливал, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством при переводе ЗВФ или земельных участков в составе ЗВФ, которые заняты водными объектами, находящимися в федеральной собственности.