Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4656

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<465> См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 УК РФ. М.: Спарк, 1998; Учебно-практический комментарий к УК РФ / Под ред. А.Э. Жалинского. 2-е издание. М.: Эксмо, 2006; Комментарий к УК РФ об административных правонарушениях / Под общей ред. Е.Н. Сидоренко. 5-е издание. М.: Проспект, 2005; Экологическое право: Практическое пособие для экологической милиции / Под ред. Л.А. Богина, О.Л. Дубовик. М.: Юристъ, 2003).


Статья 68. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства


Комментарий к статье 68


1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей. В первой содержится отсылочная норма об административной либо уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении водного законодательства. Во второй части сформулировано общее правило, согласно которому применение мер административной или уголовной ответственности не освобождает виновного от претерпевания иных видов ответственности (гражданско-правовой), т.е. от обязанности возместить причиненный вред. Кроме того, на нарушителя водного законодательства может быть возложена обязанность устранить допущенное нарушение, т.е., прекратив противоправные действия (бездействие), устранить его последствия и обеспечить соблюдение требований водного законодательства.

2. Цель, сфера действия и адресаты статьи.

Цель статьи. Она предназначена для обеспечения законности и правопорядка в сфере водных отношений и позволяет дифференцировать меры принуждения, каковыми являются административные, уголовно-правовые наказания, сочетая их с мерами гражданско-правового характера. Предписания статьи устанавливают связь между запретами, ограничениями и требованиями, установленными комментируемым Кодексом, нарушение которых влечет юридическую ответственность, и нормами статей Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса, таковую предусматривающие. При этом юридические конструкции, терминология, используемые в Водном кодексе РФ, не всегда совпадают с понятиями и конструкциями уголовно-правовых и административно-правовых запретов. Нормы Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса по своей природе являются обеспечивающими действие позитивного правового регулирования, и статья 68 ВК РФ непосредственно указывает на это.

Адресаты статьи. Она затрагивает интересы многих людей и лиц, нарушающих (могущих допустить нарушения) водного, административного, уголовного законодательства, и лиц, чьи законные интересы и права ущемляются такими нарушениями. Учитывая масштабы экологической правонарушаемости и преступности, сферу действия статьи можно оценить как объемную.

3. Основные понятия. По тексту комментируемой статьи выделяются следующие: "административная ответственность", "уголовная ответственность", "нарушение водного законодательства", "виновные лица". О понятии возмещения причиненного вреда см. комментарий к статье 69.


3.1. Нарушение водного законодательства является разновидностью экологических правонарушений. Впервые понятие экологического правонарушения было дано в статье 81 Закона РСФСР от 19.12.1991 "Об охране окружающей природной среды": "За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения и организации - административную и гражданско-правовую ответственность".

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" исключил это определение, оставив лишь отсылочную норму.

Выделяются следующие признаки данного вида правонарушений:

1) противоправность (общая и специальная), т.е. наличие запрета поведения, установленного нормой экологического или иного закона;

2) виновность (хотя российское и международное законодательство устанавливает безвиновную ответственность за причинение вреда источником повышенной опасности);

3) наказуемость, т.е. наличие санкции за нарушение запретов, установленных в законе, и органов (лиц), уполномоченных от имени государства на их применение;

4) экологичность причиняемого вреда, что проявляется в характеристиках объекта посягательства (окружающая среда и иные с ней связанные элементы и объекты);

5) субъектностъ как указание на статус, качества, свойства либо принадлежность лиц (физических и юридических), привлекаемых к ответственности;

6) общественная опасность, отражаемая, прежде всего, указанием на объект и объективную сторону посягательства (последствия);

7) наконец, в имеющихся определениях устанавливается тип составов правонарушений (материальных, формальных, поставления в опасность).

В российском законодательстве сформулировано большое количество составов экологических правонарушений:

а) материальные, формальные и поставление в опасность;

б) общие и специальные, основные и дополнительные, простые и квалифицированные.

Наличие признаков состава экологического правонарушения в деянии лица является основанием ответственности наряду с виной и содержащей запрет. Правовая особенность законодательного формулирования составов экологических правонарушений - бланкетность их диспозиций. Поэтому лицам, применяющим нормы об ответственности, следует обращаться к специальным экологическим законодательным и иным нормативным правовым актам.

При правоприменении следует также уделять внимание установлению и определению размеров причиненного вреда (ущерба и упущенной выгоды) для материальных составов экологических правонарушений.

Административным водным проступком признается посягающее на экологический порядок, права и свободы граждан в области охраны и использования водных объектов, право собственности на водные ресурсы противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (или бездействие), которое причинило или могло причинить вред водным объектам и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.


Экологическое преступление - это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивают оптимальную жизнедеятельность человека, на экологическую безопасность населения и территорий, и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов.

3.2. Уголовная ответственность. Она устанавливается нормами Уголовного кодекса РФ, в основном помещенными в главе 26 "Экологические преступления". Ее целями являются защита уголовно-правовыми средствами правил охраны окружающей среды, установленного нормативными правовыми актами порядка деятельности, связанной с использованием природных ресурсов (в том числе водных ресурсов) или воздействием на состояние и качество окружающей среды, ее компонентов (например, водных биоресурсов), защита экологических прав и интересов граждан, обеспечение экологической безопасности населения и территорий, предотвращение уничтожения (гибели) объектов природы, ухудшения качества окружающей среды.

Уголовная ответственность предусмотрена за нарушения экологического законодательства в различных сферах человеческой деятельности: при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации предприятий, в медицине, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в обыденной деятельности граждан, при осуществлении специализированных или опасных работ (в сфере генной инженерии, в областях, связанных с высокотоксичными отходами) и т.п.

3.3. Административная ответственность. Она регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях, действующим с 1 июля 2002 года, и специальным экологическим законодательством субъектов Российской Федерации, т.е. принятыми ими актами, в которых содержатся как перечни составов экологических правонарушений, так и указания о возможности привлечения виновных к административной ответственности. Основаниями административной ответственности являются наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение.

3.4. Виновное лицо. Это понятие определяется с учетом признаков субъектов правонарушения (преступления), который должен достичь определенного возраста (по общему правилу 16 лет), обладать дееспособностью, быть вменяемым - для физических лиц (гражданин, индивидуальный предприниматель и должностное лицо), которые могут нести уголовную или административную ответственность. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях административная ответственность может быть возложена на юридических лиц. Определение "виновное" означает обязательность установления субъективной стороны - вины в форме умысла или неосторожности.


4. История развития института ответственности за водные правонарушения. Такой подход имеет давние традиции. Во многие акты природоресурсного и экологического законодательства были включены нормы отсылочного характера, указывающие на возможность применения административной либо уголовной ответственности за посягательства на природные объекты, экологический правопорядок, другие правовые блага в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В некоторых законах вопрос решался иначе: в них содержались составы правонарушений, например в Федеральном законе "О безопасности гидротехнических сооружений" (ст. ст. 19, 20), а иногда и санкции (административные, например); в статьях 81 - 85 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" помимо составов и санкций определялись основания ответственности и понятия экологических правонарушений и преступлений.

В процессе реформирования Кодекса об административных правонарушениях было принято решение, что с момента вступления его в силу (1 июля 2002 г.) составы административных правонарушений (в том числе экологических), санкции за их совершение могут содержаться либо в этом Кодексе, либо в законах субъектов Федерации <466>. В отношении уголовной ответственности в нашей стране (в отличие от многих иных) единственным источником права, содержащим составы преступлений, за совершение которых лицо (физическое) может быть привлечено к уголовной ответственности, является Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 1997 года.

--------------------------------

<466> См., например: Комментарий к Закону города Москвы "О государственном экологическом контроле в городе Москве" / Под ред. О.Л. Дубовик, О.Н. Кузнецовой. М.: Норма, 2007.


Обязанность устранить нарушение и возместить причиненный вред предусмотрена статьями Гражданского и Уголовного кодексов, Кодекса об административных правонарушениях (подробнее см. комментарий к ст. 69).

5. Проблемные ситуации и трудности применения статьи связаны с установлением общей и специальной противоправности, выявлением и регистрацией водных правонарушений, квалификаций деяний, установлением последствий, размеров вреда, доказыванием причинной связи между деянием и его последствиями (в материальных составах и составах поставления в опасность), определением формы вины, особенно в формальных составах и при совершении преступных посягательств в сфере водных отношений, повлекших по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Особую группу трудностей образуют разграничение преступных деяний, непосредственно посягающих на водные объекты (например, предусмотренные ст. 250 УК РФ), и тех, которые совершены на водных объектах либо причиняют вред их свойствам, качествам, элементам, к примеру, как среде обитания водных биоресурсов (ст. ст. 257, 259 УК РФ), и разграничение уголовно наказуемых и административно наказуемых деяний. Все перечисленные проблемы решаются на основе тщательного изучения толкования норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ, точного и неукоснительного исполнения закона с учетом соответствующих рекомендаций по вопросам квалификации, тактики и методики расследования уголовных дел, осуществления административного производства <467>.


--------------------------------

<467> См.: Экологическое право: Практич. пособ. для экологич. полиции / Под ред. Л.А. Богата и О.Л. Дубовик. М., 2003.


6. Уголовно-правовые запреты можно разделить на пять групп:

1) первую образуют те, которые включены в статьи Уголовного кодекса, в названии которых, как и в тексте, в качестве предмета преступного посягательства указаны водные объекты либо смежные с этим термином понятия: воды, источники питьевого водоснабжения, море и др. (статьи 250 и 252, а также статьи 215.1 и 215.2);

2) во вторую группу следует включить статьи, в тексте которых либо непосредственно указаны вредные для водных объектов последствия, либо предусмотрен открытый перечень последствий с помощью оборотов "существенный вред", "иные тяжкие последствия" и т.п., а иные признаки состава преступления предполагают (не исключают) причинение таковых водным объектам, их частям, свойствам (ст. ст. 216, 246 - 248 УК РФ);

3) третья группа объединяет статьи Уголовного кодекса, по которым местом совершения преступления является водный объект. Сюда войдут транспортные преступления, преступления против общественной безопасности, предусмотренные статьями 227, 236, 256, 257, 259, 262, 263, 269;

4) четвертая группа - это преступные деяния, совершаемые на водных объектах для достижения разных целей, но включающих составной частью повреждение, уничтожение и иное нанесение вреда водному объекту;

5) пятая группа включает статьи Уголовного кодекса РФ, в которых установлена ответственность за посягательства на права граждан, в том числе реализуемые в сфере водных отношений. В эту группу входят составы статей 140, 237.

Прокомментируем их в соответствии с данной классификацией.

6.1. Преступления, посягающие на водные объекты.

Как уже отмечалось, они предусмотрены статьями 250 и 252 главы 26 "Экологические преступления" УК РФ.

6.1.1. Статья 250. Загрязнение вод.

1. Общая характеристика статьи 250 УК РФ. В статье содержатся:

а) основной состав преступления с альтернативными признаками по объективной стороне и характеру преступных последствий (ч. 1), этот состав является материальным, поскольку во всех случаях требует причинения существенного вреда;

б) материальный квалифицированный состав первой степени повышенной общественной опасности по альтернативным признакам содержания (тяжести) причиненного вреда либо по альтернативным признакам места совершения деяния (ч. 2);

в) материальный квалифицированный состав второй степени повышенной общественной опасности (ч. 3). В статье предусмотрены преступления небольшой (ч. ч. 1 и 2) и средней (ч. 3) тяжести.

2. Соотношение с иными уголовно-правовыми запретами. Статья 250 УК РФ может при определенных обстоятельствах конкурировать со статьями 246 - 248 и многими другими статьями Уголовного кодекса РФ. Так, может возникнуть проблема разграничения данной статьи и статьи 281 "Диверсия" УК РФ в случае повреждения источников питьевого водоснабжения, являющихся объектами жизнеобеспечения населения. Другой пример: загрязнение воды одной из северных рек России путем сброса целлюлозно-бумажным комбинатом ртутьсодержащих соединений со сточными водами. Здесь весьма вероятно применение статьи 247 УК РФ, устанавливающей при нарушении правил обращения экологически опасных веществ и отходов повышенную по сравнению со статьей 250 УК РФ уголовную ответственность.