Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4637

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 4. Отношения, регулируемые водным законодательством


Комментарий к статье 4


1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей. В первой части обозначается круг отношений, регулируемых водным законодательством, во второй содержится положение, являющееся основой для регулирования имущественных отношений, связанных с оборотом водных объектов.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.

Целью является нормативное обеспечение основ правового регулирования общественных водных отношений, в том числе имущественных отношений, связанных с оборотом водных объектов.

Сфера действия распространяется на территорию Российской Федерации, в том числе на внутренние морские воды и территориальное море.

Адресатами являются физические и юридические лица, органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления.

3. Основные понятия. В статье используются следующие понятия: "водное законодательство", "водные отношения", "имущественные отношения", "оборот водных объектов".

3.1. Водное законодательство - см. комментарий к ст. 2.

3.2. Водные отношения. В соответствии с частью 2 ст. 2 ВК РФ водными отношениями являются отношения по охране и использованию водных объектов. Данный подход применен и в земельном законодательстве по отношению к понятию земельных отношений. Такая формулировка берет свое начало в статье 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В статье 1 ВК РФ содержится понятие "использование водных объектов", под которым понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц, т.е. водопользование. Однако сами отношения по использованию водных объектов гораздо шире, чем водопользование: они включают также отношения по управлению водными ресурсами, права на водные объекты, основания их возникновения и прекращения.

На основании вышеизложенного полагаем, что данное в ВК РФ определение водных отношений не вполне удачно. Так, сложившаяся в сфере правового регулирования ситуация способствует возникновению споров по отнесению отношений по управлению водными объектами или отношений в сфере права собственности на водные объекты к водным отношениям. Учитывая содержащееся в статье 1 ВК РФ понятие использование водных объектов, следует, по нашему мнению, исходить из того, что под водными отношениями понимаются общественные отношения в сфере охраны, использования водных объектов, права собственности на них, а также управления водными ресурсами.

3.3. Имущественные отношения и оборот водных объектов. Имущественные отношения необходимо рассматривать применительно к понятию "оборот водных объектов". Из части 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ <55> следует, что в содержание имущественных отношений включены в том числе отношения по определению оснований возникновения и порядка осуществления права собственности и других вещных прав, договорных и иных обязательств, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Согласно части 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. ВК РФ в части имущественных отношений регулирует отношения по собственности на водные объекты, водопользованию, устанавливает ограничения их оборотоспособности, основания приобретения и прекращения прав на водные объекты.


--------------------------------

<55> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.


Под оборотом водных объектов можно понимать совершение сделок, а также действий уполномоченных субъектов в отношении водных объектов (их частей), повлекших изменения их юридической судьбы.

4. Содержание водных отношений. Исходя из определения части 2 ст. 2 ВК РФ, водные отношения включают в себя отношения по охране и использованию водных объектов. Согласно части 1 ст. 3 ВК РФ регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав. Следует иметь ввиду, что в Конституции РФ нет упоминания о водных объектах или иных природных объектах. Конституция РФ рассматривает землю и иные составляющие природы как природные ресурсы.

Участниками водных правоотношений выступают Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований действуют их органы государственной власти и местного самоуправления.

Содержание водных правоотношений составляют права, обязанности и ответственность сторон. Они, в частности, выражаются в титулах права собственности и права пользования водными объектами.

Права и обязанности собственников водных объектов, водопользователей при их использовании установлены в статье 39 ВК РФ. Так, собственники и водопользователи имеют право:

1) самостоятельно использовать водные объекты;

2) осуществлять строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах;

3) пользоваться иными предусмотренными ВК РФ, другими федеральными законами правами.

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах;

4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;


6) выполнять иные предусмотренные ВК РФ, другими федеральными законами обязанности.

Права и обязанности участников водных отношений можно разделить в контексте вопросов собственности, использования и охраны водных объектов.

ВК РФ устанавливает режим собственности водных объектов, права и обязанности их собственников по охране и использованию водных объектов. Два вида водных объектов - пруды и обводненные карьеры - могут находиться как в государственной и муниципальной собственности, так и в частной. Сделки в отношении пруда или обводненного карьере формально осуществляются на основе гражданского законодательства.

Вопросы охраны и использования водных объектов включают в себя государственное управление в области охраны и использования водных объектов, право водопользования, основания прекращения права водопользования, порядок предоставления водных объектов в пользование, режим водопользования и режим охраны.

Водные правоотношения тесно связаны с экологическими, земельными, лесными, поэтому необходимо отграничивать сферу регулирования водного законодательства от иных отраслей законодательства и права.


Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты


Комментарий к статье 5


1. Общий обзор статьи. Она сложна по структуре, поскольку состоит из шести частей, большинство из которых, в свою очередь, включают по несколько пунктов. По своему содержанию комментируемая статья не так проста, как может показаться на первый взгляд: освоение смысла норм в данном случае требует не только понять их юридическое значение, но и учитывать естественнонаучные и экологические данные. При этом статья играет роль своеобразного дополнения статьи 1 ВК РФ об общих понятиях.

В ней последовательно устанавливаются признаки, по которым водные объекты разделяются на две группы - поверхностные и подземные водные объекты (ч. 1); перечисляются виды водных объектов, относящиеся к поверхностным, в том числе моря, водотоки, водоемы, болота и т.д.; причем применительно к некоторым водным объектам дополнительно указываются их разновидности, например, моря и их отдельные части - приливы, заливы, бухты, лиманы и др.; определяется физическое содержание понятия "поверхностные водные объекты", по которому они состоят не только из поверхностных вод, но охватывают покрытые такими водами земли, правда, лишь в пределах береговой линии (ч. 2).

Такое определение порождает необходимость установления понятия береговой линии, чему посвящена часть 3 комментируемой статьи. Для этого законодатель выбрал несколько критериев, различающихся по физическим, географическим и иным показателям. В отношении морей, рек, ручьев, каналов, озер и обводненных карьеров, прудов определяющим показателем является уровень воды, исчисляемый по разным методикам, а в отношении болот - граница залегания торфа на нулевой глубине (ч. 4 ст. 5 ВК РФ).


В части 5 комментируемой статьи указываются виды подземных вод: бассейновые подземные воды и водоносные горизонты (отметим, что это одна из немногочисленных неотсылочных к законодательству о недрах норма Водного кодекса РФ, хотя, конечно, она имеет минимальное регулирующее значение). Часть шестая комментируемой статьи поэтому и отсылает к законодательству о недрах по вопросу об установлении границ подземных водных объектов.

2. Цель, сфера действия и адресаты статьи. Комментируемая статья явно предназначена для восполнения определений, данных в статье 1:

- во-первых, для разграничения правового регулирования в отношении поверхностных и подземных вод;

- во-вторых, для определения критериев и показателей естественнонаучного характера, которые должны приобрести и приобретают юридическое значение;

- в-третьих, для создания легитимной основы единого правового регулирования и охраны разных по пространственным, качественным, экологическим и иным параметрам водных (поверхностных) объектов, а также их границ (береговой линии).

Сфера действия содержащихся в статье 5 норм весьма обширна, как и у любых норм-определений.

Адресаты предписаний. Статья рассчитана на всех без исключения адресатов предписаний Водного кодекса РФ, поскольку базовые сведения о видах поверхностных вод, источниках права и особенностях правового регулирования в отношении подземных вод являются исходными для всех субъектов исполнения, применения, соблюдения правовых предписаний.

3. Основные понятия. Большей частью они носят естественнонаучное, а не юридическое содержание. Это термины, обозначающие различные виды водных объектов: "реки", "моря", "болота" и т.п. Здесь надо учитывать определенный разнобой между вновь введенными в Водный кодекс РФ 2006 г. терминами и понятиями, определенными, например, в федеральных законах об исключительной экономической зоне, внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации, в Конвенции по морскому праву 1982 г., иных Конвенциях и др.

Тем не менее статья 5 Кодекса несет некую юридическую нагрузку: в ней ограничены предметы правового регулирования и показатели (см. термины части 1 комментируемой статьи), которые должны быть учтены в правовом регулировании водных отношений, и др.

4. Связи норм статьи с иными предписаниями. Наиболее отчетливо она прослеживается со статьей 1 ВК РФ. Но помимо этой очевидной связи во всех случаях, когда речь идет об использовании (либо охране) поверхностных либо подземных вод, приходится учитывать их признаки: и юридически закрепленные, и естественно-географические.

Специальная связь положений комментируемой статьи наличествует также с нормами статей 20, 28 и 29, в которых речь идет о плате за пользование водными объектами (она дифференцируется в Налоговом кодексе РФ в зависимости от вида поверхностных вод и, конечно, других показателей), о бассейновых округах и бассейновых советах. Безусловно, приведенная в комментируемой статье классификация водных объектов имеет значение и для иных положений Кодекса, касающихся водопользования и охраны водных объектов.


5. Критерии разделения (классификации) водных объектов. По тексту комментируемой статьи их несколько:

1) режим. В данном случае имеется в виду водный, а не правовой режим (о понятии водного режима см. комментарий к ст. 1);

2) иные особенности. Их список является открытым, законодатель обозначил только два основных показателя:

а) физико-географические особенности;

б) морфометрические особенности водного объекта, означающие количественные характеристики дна и районов водного объекта. Основными морфометрическими показателями являются числовые характеристики: линейные, площадные, объемные, угловые и др.

Иными особенностями водного объекта, позволяющими отнести его к поверхностным (и соответственно, подчинить правовым предписаниям водного законодательства) либо подземным (а следовательно, подлежащим регламентированию законодательством о недрах), является, например, пространственное нахождение водного объекта.

6. Предмет правового регулирования. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи в него входят:

а) моря или их отдельные части (список частей моря является открытым), в том числе проливы, заливы, бухты, лиманы;

б) внутренние морские воды (в международном праве это моря, полностью окруженные сущей одного и того же государства и моря, все побережье которых и оба берега соединения с другим морем принадлежат одному и тому же государству);

в) воды морских, портов; бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских мили;

г) исторические морские воды, принадлежащие государству в силу исторической традиции; воды, находящиеся между берегом и исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря;

д) внутренние морские воды Российской Федерации, т.е. воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды:

- портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

- заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

- заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям" (ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации").