Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4639

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 130 Конституции РФ). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132 Конституции РФ).

5. Физические и юридические лица. К участникам водных отношений Водный кодекс РФ относит и физических лиц. Как участники водных отношений, физические лица обладают многими правами. При достижении полной дееспособности они могут иметь в собственности пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу (ст. 8), приобретать право пользования поверхностными и подземными водными объектами (ст. 9). Все физические лица вправе осуществлять общее водопользование.

Юридические лица также являются участниками водных отношений. Гражданский кодекс РФ дает определение понятия "юридическое лицо". Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ).

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Кроме того, все юридические лица также делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческой организацией признается юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ).


Юридические лица могут иметь в собственности пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего им на праве собственности (ст. 8), осуществлять права специального водопользования (ст. 9).

6. Российская Федерация как участник водных отношений. Она выступает в указанных отношениях посредством федеральных органов государственной исполнительной власти и их территориальных подразделений. Так, при реализации интересов Российской Федерации как собственника земли от имени Российской Федерации участвует Правительство РФ на основании Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" либо специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, например, Федеральное агентство водных ресурсов на основании Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2004 N 282 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401).

7. Местное самоуправление. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).

Муниципальное образование участвует в водных отношениях посредством своих органов, структура которых определяется населением муниципального образования самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ) и закрепляется в уставе муниципального образования. Согласно пункту 2 ст. 8 Водного кодекса РФ пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, находятся, соответственно, в собственности муниципального образования, если иное не установлено федеральными законами.

Все органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, участвующие соответственно от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях, осуществляют деятельность в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.


Статья 7.1. Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов


Комментарий к статье 7.1


1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей, содержащих отсылочные нормы о субъектах осуществления указанных в названии статьи мероприятий (ч. 1) и о размещении заказов на их выполнение (ч. 2). Комментируемая статья является новеллой и была внесена в Водный кодекс РФ Федеральным законом от 14.07.2008 N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Ранее в водном законодательстве специально не регулировались указанные мероприятии, лишь упоминались как гидротехнические и иные мероприятия <57>. Однако и в настоящее время Водный кодекс РФ не раскрывает понятия водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, останавливаясь только на водном хозяйстве и охране водных объектов (см. комментарий к ст. 1).


--------------------------------

<57> Водный кодекс РСФСР от 30.06.1972 // Ведомости ВС РСФСР. 1972. N 27. Ст. 692.


2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.

Цели комментируемой статьи заключаются в установлении круга субъектов, ответственных за проведение мероприятий в сфере охраны и использования водных объектов.

Сфера действия. Комментируемая статья осуществляет регулирование водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах.

Адресатами статьи являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, лица, обладающие правом водопользования на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

3. Основные понятия. Статья содержит ряд понятий, обозначающих виды мероприятий, их цели и субъектов осуществления.

3.1. Водохозяйственные мероприятия включают: мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов; мероприятия по охране водохранилищ, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством РФ, и другие.

3.2. Мероприятия по охране водных объектов - см. комментарий к ст. 55 ВК РФ.

3.3. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.


3.4. Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

4. Статистическая справка. В Российской Федерации функционирует водохозяйственный комплекс, который является одним из крупнейших в мире и включает более 30 тыс. водохранилищ и прудов общим объемом свыше 800 куб. км и полезным объемом 342 куб. км. Сеть каналов межбассейнового и внутрибассейнового перераспределения стока, водохозяйственных систем воднотранспортного назначения общей протяженностью более 3 тыс. км позволяет осуществлять переброску стока в объеме до 17 куб. км в год.

Общий объем забора (изъятия) водных ресурсов из природных водных объектов в Российской Федерации составляет 80 куб. км в год. В экономике ежегодно используется около 62,5 куб. км воды. Функционирующий водохозяйственный комплекс в целом эффективно обеспечивает текущие водоресурсные потребности Российской Федерации. Вместе с тем экономика страны в будущем потребует увеличения гарантированного объема водных ресурсов соответствующего качества, предназначенных для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, а также для использования в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и в рекреационных целях <58>.

--------------------------------

<58> Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009 N 1235-р // СЗ РФ. 2009. N 36. Ст. 4362.


Для этого необходимо сохранение нынешних запасов воды, а главное содержание их в надлежащем качестве.

5. Основные требования к охране водных объектов. Они предусмотрены в статье 55 ВК РФ. Согласно нормам данной статьи при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов. Также установлено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения, истощения вод и меры по ликвидации последствий указанных явлений. Если же водные объекты находятся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, то охрана осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Кодекса.


До внесения изменений в комментируемый Кодекс Федеральным законом от 14.07.2008 N 118-ФЗ уже был урегулирован вопрос об обязанности собственников и водопользователей проводить водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов и о том, кто является ответственным за проведение этих мероприятий. Еще до внесения упомянутых дополнений в Водный кодекс РФ О.Л. Дубовик отмечала, что вторая часть ст. 55 ВК РФ является избыточной, т.к. в ней воспроизводится само собой разумеющееся положение о том, что физические и юридические лица должны соблюдать закон <59>. Возникает вопрос: зачем вносить дополнительно еще одну статью о том, что уже регламентируется действующим законодательство? При том что перечень таких водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов согласно ст. 33 ВК РФ устанавливается схемами комплексного использования и охраны водных объектов (см. комментарий к ст. 33 ВК РФ), как это было регламентировано и до внесения в ВК РФ рассматриваемой статьи. По-видимому, дополнения ВК РФ были произведены для того, чтобы можно было установить положения о размещении заказа на выполнение водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов.

--------------------------------

<59> Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. Эксмо, 2007. С. 297.


6. Размещение заказов. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает совершенно новые для водного права представления и, соответственно, регулирование проведения водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов.

Во-первых, предусматривается размещение заказов на такие мероприятия. Во-вторых, так как комментируемая статья отсылает к специальному Закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", то это означает, что указанные мероприятия в области использования и охраны водных объектов рассматриваются в качестве товаров, работ либо услуг. Такой вывод можно сделать в силу того, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.