Файл: ВодК_комм_Дубовик_2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 4635

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 6. Водные объекты общего пользования


Комментарий к статье 6


1. Общий обзор статьи. Она состоит из восьми частей, в которых устанавливаются наиболее важные правила, касающиеся правового статуса водных объектов общего пользования, права граждан и их ограничения. Так, в части 1 определяются три юридических значимых обстоятельства:

1) форма собственности на поверхностные водные объекты общего пользования (они находятся в государственной или муниципальной собственности);

2) общедоступность;

3) правовые основания введения ограничений доступа к водным объектам общего пользования; таковые могут быть установлены ВК РФ.

Во второй части закреплены права каждого на доступ к водным объектам общего пользования, бесплатность такого права при условиях, состоящих в целевом ограничении только для личных и бытовых нужд, с одной стороны, а с другой - в возможности установления запрета на реализацию этого права как ВК РФ, так и другими федеральными законами. В третьей части определяется круг нормативных правовых актов, регулирующих использование водных объектов общего пользования, а в четвертой - перечень запретов (их список открытый) и субъектов их установления.

Пятая часть посвящена вопросам информационного обеспечения. Здесь устанавливаются:

а) обязанность органов местного самоуправления по предоставлению информации;

б) ее содержание - сведения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования;

в) средства (способы) передачи информации (их перечень открытый);

г) адресаты информации.

Заключительные части комментируемой статьи посвящены специальному предмету правового регулирования - береговой полосе водных объектов общего пользования. В шестой части регулируются правовой статус, цели использования и порядок установления береговой полосы водного объекта общего пользования, а в седьмой указываются водные объекты, для которых береговая полоса не определяется. Наконец, в части восемь закреплены право каждого на пользование береговой полосой и условия его реализации.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Она предназначена для регулирования прав граждан на использование водных объектов общего пользования, их береговой линии, то есть для обеспечения их личных и бытовых нужд. Статья также служит целям упорядочения поведения в сфере информационного обеспечения и правового регулирования при использовании водных объектов общего пользования, в том числе путем установления конкретных дозволений (см. ч. 8) или возможности введения запретов (см. часть 4).

Значение комментируемой статьи, таким образом, проявляется в дальнейшем развитии классического института публичного сервитута. Это правовое понятие нашло свое отражение в статье 43 Водного кодекса РФ 1995 года, согласно которой каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный водный сервитут).


Сфера действия норм комментируемой статьи по территориальному признаку распространяется на территорию Российской Федерации, где расположены водные объекты общего пользования, и на то поведение субъектов права, которое состоит в их использовании и охране. Предписания, содержащиеся в статье 6 ВК РФ, реализуются самым широким кругом субъектов: они касаются каждого, кто использует (желает использовать) для личных и бытовых нужд, в том числе обеспечения питьевой водой, отдыха, полива садовых, огородных, дачных земельных участков, купания, любительского рыболовства и т.п., водные объекты общего пользования и их береговые линии.

Специальную группу адресатов составляют субъекты правотворчества: Правительство РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие подзаконных нормативно-правовых актов (см. ч. 3), субъекты информационного обеспечения органов местного самоуправления, СМИ. Положения комментируемой статьи предназначены также для субъектов осуществления контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, соблюдения прав и законных интересов граждан.

3. Основные понятия. Статья насыщена специальной терминологией, характеризующей как содержание деятельности ("использование", "изъятие", "забор воды"), так и то, на что она направлена ("водный объект общего пользования", "общедоступный водный объект", "береговая полоса" и т.д.), или средства использования ("маломерные суда", "водные мотоциклы" и проч.)

3.1. Содержание понятия "общедоступные водные объекты. Оно раскрывается с помощью ряда юридически значимых критериев.

Первый из них состоит в титуле собственности: общедоступными (водными объектами общего пользования) могут быть признаны только те водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Государственной является собственность федеральная (см. ч. 1 ст. 8 ВК РФ) и субъектов Российской Федерации (см. ч. 2 ст. 8), муниципальной - та, которая принадлежит муниципальному образованию.

Второй критерий исходит из классификации водных объектов (поверхностные и подземные). Водными объектами общего пользования признаются лишь поверхностные водные объекты и их виды (реки, ручьи, обводненные карьеры и т.п.). Из этого следует, что водными объектами общего пользования могут быть любые поверхностные водные объекты, виды которых перечислены в ч. 2 ст. 5 ВК РФ, если по своим естественно-природным характеристикам они пригодны для использования гражданами в целях удовлетворения их личных и бытовых нужд.

Гарантией общедоступности является установленная частью 2 комментируемой статьи бесплатность использования водных объектов общего пользования.

Общедоступность означает, что реализация права каждого на использование водных объектов общего пользования не связана с какими бы то ни было предварительными юридически значимыми действиями - получением разрешения оформления договора, регистрации и т.п.


3.2. Иные понятия.

Маломерные суда по законодательству в Российской Федерации - либо судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью до 12 человек включительно, с главными двигателями мощностью до 55 кВт (75 л.с.) или с подвесным моторами; либо гребная лодка грузоподъемностью более 100 кг; либо байдарка грузоподъемностью более 150 кг; либо надувное судно грузоподъемностью более 225 кг.

О понятии любительского и спортивного рыболовства см. комментарий к ст. 51 ВК РФ <56>.

--------------------------------

<56> См. также: Комментарий к ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2011.


Личные и бытовые нужды - это потребности человека, например, связанные с проведением отдыха, использованием водного объекта для полива растений на садово-огородном участке, для обеспечения водой домашней птицы и скота и т.п.

4. Ограничения. Существует несколько условий, которые могут ограничить (и даже полностью запретить) реализацию права на использование водных объектов общего пользования. Главное - это целевая предназначенность: такие объекты используются в соответствии с частью 2 статьи 6 ВК РФ только для удовлетворения личных и бытовых нужд. Частично содержание указанных нужд раскрывается в части 4 комментируемой статьи (забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах) и в части 8 (передвижение и пребывание на береговой линии водных объектов общего пользования, но без использования механических транспортных средств, в разных целях, в том числе для любительского и спортивного рыболовства, причаливания плавучих средств).

Ограничения могут быть установлены в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации либо ее субъектов (ч. 4 ст. 6). Их перечень является открытым, поскольку указана возможность установления и иных запретов, но лишь тех, которые соответствуют случаям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и ее субъектов (например, в случаях природных или техногенных катастроф). В комментируемой статье не указывается, о каких именно случаях идет речь. Надо полагать, что это может быть потребность резервирования источников питьевого водоснабжения, деятельность по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, обеспечение пожарной безопасности, нужды обороны и безопасности, обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности и т.п.

Ограничения могут быть связаны со способами и средствами использования водных объектов общего пользования: в частях 4 и 8 перечисляются те, которыми пользоваться разрешено. Поскольку говорится и о "других" средствах, а также и о средствах "передвижения и пребывания", то, видимо, в их число можно включить и такой вид пользования, как разовые взлет и посадка воздушного судна, полив (см. комментарий к ч. 16 ст. 11).


5. Обязанности. В области правового регулирования использования водных объектов общего пользования определенные полномочия возлагаются на Правительство РФ, которое принимает в соответствии с частью 2 комментируемой статьи правила охраны жизни людей на водных объектах, а также на органы местного самоуправления, которые устанавливают правила использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд (см. также часть 2 ст. 27 ВК РФ и комментарии к ней). В последнем случае речь идет только о тех водных объектах общего пользования, которые находятся в собственности муниципальных образований, то есть о прудах и обводненных карьерах. Следовательно, и правила пользования водными объектами общего пользования, находящимися в государственной (федеральной) собственности, должны утверждаться также Правительством РФ. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах и правил охраны жизни людей на водных объектах (части 7, 8 ст. 25 ВК РФ).

В области информационного обеспечения использования водных объектов общего пользования определенные обязанности возлагаются на органы местного самоуправления, которые должны предоставлять жителям поселений информацию об ограничениях водопользования. Формы информационного обеспечения указаны в части 5 комментируемой статьи:

а) через средства массовой информации, то есть газеты, радио, телевидение;

б) посредством установленных вдоль берегов водных объектов специальных информационных знаков (плакатов), предупредительных надписей, ограждений, табло и т.п.;

в) иные способы предоставления информации (например, рассылка извещений, объявление на собрании жителей поселения, сообщение при личном обходе домов, дач и др.).

Статья, предоставляя гражданам права пользования водными объектами общего пользования и их береговой линией, подразумевает и исполнение ими определенных обязанностей: осуществлять водопользование только для личных и бытовых нужд, использовать для передвижения, пребывания и при совершении иных действий только разрешенные технические средства и разрешенные виды плавсредств, знакомиться с информацией об ограничениях использования водных объектов общего пользования. Разумеется, граждане обязаны соблюдать все иные, установленные российским водным и экологическим законодательством правила по рациональному использованию и охране водных объектов, но это - общее требование.

6. Специфика правового регулирования пользования береговой полосой. Части 6 - 8 комментируемой статье посвящены порядку установления береговой полосы водных объектов общего пользования. При этом предусматриваются исключения - для болот, ледников, снежников (см. комментарий к ст. 5 ВК РФ), а также природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и некоторых иных водных объектов береговая линия не устанавливается. Ограничения их использования, следовательно, регулируются нормами об охране и использовании водных объектов в целом, а также законодательством о недрах.



Статья 7. Участники водных отношений


Комментарий к статье 7


1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья содержит исчерпывающий перечень участников водных отношений. Часть 1 данной статьи признает участниками водных отношений Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица. В части 2 указаны те органы, которые выступают представителями участников водных отношений.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель заключается в установлении круга участников водных отношений. Их перечень закрытый.

Сфера действия предписаний охватывает деятельность всех указанных участников, а их адресатами являются субъекты права, перечисленные в статье 7.

3. Основные понятия. Помимо понятия "водные отношения" (см. комментарий к ст. 4) в статье использованы ряд терминов конституционного и общеправового характера, обозначающих субъектов права, являющихся участниками водных отношений.

4. Российская Федерация и ее субъекты как участники водных отношений реализуют себя в процессе осуществления государственной власти. Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) РФ, Правительство РФ, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. ст. 10, 11 Конституции РФ).

Согласно статье 1 Конституции РФ наше государство представляет собой федеративное государство, состоящее из субъектов РФ (ст. 65 Конституции РФ). Все субъекты Российской Федерации подразделяются на следующие виды: область, республика, край, автономная область, автономный округ и город федерального значения. Все указанные субъекты Российской Федерации могут быть участниками водных отношений; при этом от их имени выступают соответствующие органы власти. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Согласно Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под муниципальным образованием понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная указанным Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.