ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4677
Скачиваний: 3
Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд, соответственно, уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению. Данное правило, соответственно, применяется и в случаях, когда должник в силу закона или договора несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства независимо от своей вины.
Должник (в данном случае чаще всего это будет водопользователь), просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором (исполнительным государственным или муниципальным органом власти) за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения.
Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков. Должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных просрочкой убытков, если кредитор не докажет, что просрочка произошла по обстоятельствам, за которые ни он сам, ни те лица, на которых в силу закона, иных правовых актов или поручения кредитора было возложено принятие исполнения, не отвечают.
По денежному обязательству должник не обязан платить проценты за время просрочки кредитора (ст. 406 ГК РФ).
Статья 19. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу
Комментарий к статье 19
1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья регулирует возможную передачу прав и обязанностей, приобретенных по договору водопользования, другому лицу. Она содержит четыре части. Первая часть устанавливает саму возможность передачи таких прав, а также тот факт, что передача прав и обязанностей по договору водопользования осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, т.е. предписание является отсылочным. Федеральный закон от 19.06.2007 N 102-ФЗ ввел единственное исключение - по целевому признаку.
В отношении водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, введен приоритет водного законодательства. Вторая часть содержит положения о порядке рассмотрения заявления водопользователя о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования исполнительными органами государственной или муниципальной власти, а также сроки рассмотрения такого заявления. Третья часть содержит указание на возможность обжалования в суде отказа органов власти, и наконец, четвертая - устанавливает момент, с которого права и обязанности считаются переданными.
2. Цели статьи и сфера применения. Адресаты нормы.
Целью статьи является обеспечение устойчивости права водопользования на основе установления порядка распоряжения водным объектом со стороны водопользователя. Положения комментируемой статьи распространяются на случаи, когда возникает возможность или необходимость замены субъектов водопользования.
Ими признаются три категории субъектов права:
1) лица, являющиеся водопользователями на основании договора водопользования и желающие передать свои права и обязанности другим лицам;
2) лица, желающие приобрести такие права и обязанности;
3) органы власти, принимающие решение о возможности передачи указанных прав и обязанностей.
Положение комментируемой статьи учитывается судом при возникновении споров.
3. История нормы. Водный кодекс РФ 1995 г. предусматривал возможность перехода права пользования водным объектом только при соблюдении определенных условий. Права пользования водными объектами могли переходить от одного лица к другому только в случаях, если указанные лица осуществляли водопользование для собственных нужд и цели использования водных объектов при переходе указанных прав не менялись.
Переход прав водопользования осуществлялся на основании распорядительной лицензии, которая представляла собой специальное разрешение на распоряжение в установленном порядке правами пользования водными объектами. Она выдавалась лицензирующим органом в области водопользования водопользователю при условии осуществления им мер, способствующих улучшению состояния водных объектов (укрепление берегов, очистка вод, воспроизводство водных биоресурсов и другое).
Отказ в выдаче распорядительной лицензии не допускался, если это не противоречило российскому законодательству, не наносило ущерба окружающей природной среде и не нарушало прав и законных интересов граждан.
4. Основные понятия.
4.1. Передача прав - сделка, предметом которой является перемена лиц в обязательстве. Общий порядок перехода прав кредитора к другому лицу регламентирован ст. ст. 382 - 390 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со ст. 383 ГК РФ переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.
4.2. Питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение - обеспечение населения питьевой водой через системы коммунального водоснабжения и децентрализованные (автономные) системы; синоним - хозяйственно-питьевое водоснабжение <95>.
--------------------------------
<95> Приказ МПР РФ от 12.09.2002 N 575 "Об утверждении Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов промышленности". Документ опубликован не был.
5. Связь статьи с другими правовыми предписаниями. Согласно статье 615 ГК РФ арендатор в состоянии передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем). Соответственно, учитывая, что к договору водопользования применяются общие правила договора аренды, если иное не предусмотрено специальными нормативными актами, водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Это означает, что передача прав по договору водопользования будет осуществляться исключительно на основании соглашения субъектов водопользования и органа власти, исполняющего полномочия собственника водного объекта.
Целесообразно отметить, что комментируемый Кодекс не устанавливает каких бы то ни было ограничений для отказа в даче согласия на передачу прав водопользования со стороны органа государственной власти или органа местного самоуправления. Единственная возможность оспорить решение, принятое уполномоченным органом власти, - это его обжалование в судебном порядке. Причем основательность причин такого отказа будет определяться судом на основании общих принципов гражданского права и специальных положений водного законодательства. Очевидно, что такая размытость нормы на практике будет приводить к коррупции и произволу чиновников.
Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает срок в 30 дней, в течение которого заявление водопользователя о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу должно быть рассмотрено исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Статья 20. Плата за пользование водным объектом
Комментарий к статье 20
1. Общий обзор статьи. Статья состоит из трех частей. Часть первая устанавливает обязательное условие договора водопользования - плату за пользование как всем водным объектом, так и его частью. В части второй закреплены принципы платы за пользование водными объектами. Часть третья содержит отсылочную норму о субъектах, которые устанавливают ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок расчета и взимания такой платы.
2. Цели, сфера действия, адресаты статьи.
Целью данной нормы является установление одного из важнейших принципов использования природных ресурсов, в том числе и водных объектов, т.е. принципа платности.
Сфера действия данной статьи охватывает Российскую Федерацию и поведение водопользователей, обязанных вносить в установленные сроки плату за пользование водным объектом или его частью в соответствии с требованиями водного законодательства Российской Федерации и заключенных ими договоров водопользования.
Адресатами статьи являются водопользователи, органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органы местного самоуправления.
3. Основные понятия. Ведущим является понятие платы за пользование водным объектом - обязательного неналогового платежа, уплачиваемого водопользователями в соответствии с договором водопользования.
О неналоговом характере платежей, предусмотренных комментируемой статьей, свидетельствуют отдельные элементы их юридической конструкции, а именно:
а) установление размера плати в рамках договора водопользования;
б) утверждение ставок платежей исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Рассматриваемые платежи были учтены действующим бюджетным законодательством <96>.
--------------------------------
<96> См.: Петрова Т.В. Комментарий к статье 20 ВК РФ: Практический комментарий к Водному кодексу РФ / Под ред. д.ю.н. О.Л. Дубовик. М., 2007. С. 156.
Кроме того, в статье использованы понятия: "договор" (см. комментарий к ст. ст. 12 - 13), "водный объект", "водные ресурсы" (см. комментарий к ст. 1), а также термины, обозначающие субъектов права собственности - "Правительство РФ", "муниципальные образования" и др. (см. комментарий к ст. ст. 7 - 8).
4. Действие статьи по кругу лиц и времени. До введения в действие Водного кодекса РФ водопользователи осуществляли водопользование на основании лицензии и являлись плательщиками водного налога согласно ст. 333.8 Налогового кодекса РФ. После введения в действие Водного кодекса РФ, т.е. с 1 января 2007 г., система лицензирования пользования поверхностными водными объектами была отменена. Тем самым водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензии, могут быть плательщиками водного налога до окончания срока лицензии.
Вместе с тем частью 2 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" <97> установлено, что они вправе до окончания лицензии на водопользование заключить договоры водопользования или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. При этом условия и сроки использования водных объектов могут быть изменены только по инициативе водопользователей.
--------------------------------
<97> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418.
После окончания срока действия лицензии водопользователи оформляют правоустанавливающие документы в соответствии с требованиями ВК РФ, на основании которых уплачивают уже не водный налог, а плату за пользование водными объектами. При этом обязательным условием является заключение договора водопользования.
Пример.
Аналогичный вывод сделал ФАС СЗО в Постановлении от 04.02.2010 N А21-4283/2009 <98>, в котором суд указал, что "водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса, уплачивают водный налог до момента истечения срока действия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, поскольку только до этого момента лицо признается водопользователем в соответствии с законодательством РФ. После указанного момента водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов, оформляют правоустанавливающие документы в соответствии с требованиями нового Водного кодекса с взиманием платы неналогового характера, исключающей уплату водного налога".
--------------------------------
<98> Текст официально опубликован не был.
Определением ВАС РФ от 04.06.2010 N ВАС-6724/10 <99> отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
--------------------------------
<99> Текст официально опубликован не был.
Следовательно, после истечения срока действия лицензии предприятие не обязано продолжать платить водный налог, поскольку с этого момента оно не признается налогоплательщиком <100>.
--------------------------------
<100> См.: Брызгалин А.В., Щербакова Е.С., Аникеева О.Е., Королева М.В., Гринемаер Е.А., Ильиных Д.А. Обзор федеральных "налоговых" законов, принятых в ноябре 2010 года. Новое в налоговом администрировании в 2011 году. Комментарий к изменениям, внесенным в АПК РФ Федеральным законом N 228-ФЗ: Тематический выпуск // Налоги и финансовое право. 2011. N 1.
5. Правовое значение принципов. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться органы власти при установлении платы за пользование водными объектами. К данным принципам законодателем отнесены:
1) принцип стимулирования экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;
2) принцип дифференциации ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;
3) принцип равномерности поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
Следует отметить, что в Водном кодексе РФ не раскрываются данные принципы.
Первый из них - принцип стимулирования экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов предполагает достаточно высокую плату за пользование водными объектами, тем самым стимулируя водопользователя к более рациональному использованию водных объектов с целью достижения экономии финансовых ресурсов водопользователя.
Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009 N 1235-р "Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года" (ред. от 28.12.2010) <101> установлено, что основным направлением повышения рациональности водопользования является экономическое стимулирование сокращения удельного водопотребления, непроизводительных потерь воды и внедрения водосберегающих технологий.
--------------------------------
<101> СЗ РФ. 2009. N 52 (ч. 2). Ст. 6626.
Второй принцип - "дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна" - означает, что ставки должны учитывать климатические, гидрорежимные, природно-географические и другие особенности территорий, где располагаются водные объекты, на которых осуществляется платное водопользование. Таким образом, при пользовании водными объектами, расположенными в разных субъектах Российской Федерации и входящими составной частью в бассейн какой-либо одной реки (по которому установлены ставки), водопользователь исчисляет плату с применением разных ставок.